Стратегия развития рынка образовательных услуг в сфере оптовой торговли продовольствием (14.02.2011)

Автор: Лавриков Виктор Васильевич

В таблицах 4, 5, 7 представлены данные по финансированию вузов за последние пять лет на основании отчета Минобрнауки РФ по итогам реализации федеральной целевой программы развития образования 2006-2010 гг.

Общий объем финансирования вузов за последние пять лет превысил 45 млрд. руб. Рассматривая динамику финансирования по соответствующим сферам ВПО, можно констатировать следующее. Финансирование совершенствования содержания и технологий образования росло нарастающим итогом с 1795 млн. руб. в 2006 г. до 5324 млн. руб. в 2010 г.

Таблица 4 - Сводные данные по финансированию вузов за последние пять лет (без учета капитальных вложений)*

Задачи в сфере образования Источники финанси- рования Объем финансирования по годам

(млн. руб.)

Всего 2006 2007 2008 2009 2010

1.Совершенство-вание содержания и технологий образования федеральный бюджет 11465 1134 1871 2186 2442 3832

другие источники 5390 661 858 1127 1252 1492

2. Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг федеральный бюджет 4800 838 967 376 1224 1395

другие источники 1468 280 290 113 367 418

3. Повышение эффективности управления в системе образования федеральный бюджет 14395 1207 2216 4203 3450 3319

другие источники 4242 285 665 1261 1035 996

4. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования федеральный бюджет 2840 622 544 508 648 519

другие источники 826 160 163 152 195 156

Всего федеральный бюджет 33500 3800 5599 7273 7764 9064

другие источники 11926 1387 1976 2653 2848 3062

*Источник – ФЦП «Развитие образования на период 2006-2010 гг.»

Финансирование развития системы качества образовательных услуг шло с ростом до 2008 г. Из-за экономического кризиса данная сфера была профинансирована лишь на 30% от среднегодового объема.

Однако, в 2009 и 2010 годах финансирование этой сферы было восстановлено в полном объеме. В итоге рост составил от 1118 млн. руб. в 2006 г. до 1813 млн. руб. в 2010 г. Неустойчивостью и колебаниями финансирования отличалась сфера повышения эффективности управления, хотя в целом рост составил с 1493 млн. руб. в 2006 г. до 4315 млн. руб. в 2010 г. Аналогичной неустойчивостью финансирования характеризовалась сфера совершенствования экономических механизмов. Здесь было зафиксировано снижение, правда, незначительное с 782 млн. руб. в 2006 г. до 577 млн. руб. в 2010 г. Несмотря на трудности, связанные с кризисом, удалось профинансировать почти все сферы образования.

Данные по финансовому обеспечению капитальных вложений вузов за последние пять лет представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Сводные данные по обеспечению капитальных вложений вузов*

Источник

финансирования Объем финансирования по годам (млн. руб.)

2006 2007 2008 2009 2010 Всего

Всего, в т. ч.: 4299 2787 2814 3010 3617 16527

Федеральный бюджет 4048 1920 2027 2072 1768 11835

Другие

источники 251 867 787 938 1849 4692

*Источник – ФЦП «Развитие образования на период 2006-2010 гг.»

Общий объем государственных капитальных вложений вузов за последние пять лет составил более 16,5 млрд. руб. Наибольшие капитальные вложения были сделаны в 2006 г. – почти 2,8 млрд. руб. В современном обществе образование призвано выполнять двуединую задачу.

С одной стороны, оно должно удовлетворять интеллектуальные и профессиональные запросы личности, с другой – формировать и наращивать интеллектуальный и профессиональный потенциал общества.

Анализируя плотность обучающихся в вузах в расчете на 1 тыс. человек в различных регионах России (таблица 6), то лидерами выступают Москва, Санкт-Петербург, Томск.

Плотность обучающихся в вузах по торгово-экономическим специальностям в расчете на 10 тыс. человек является более ровной по регионам.

5. Анализ научно-производственного потенциала рынка образовательных услуг

Сегодня построение конкурентоспособного рынка образовательных услуг связано именно с инновационными научными исследованиями и разработками, поскольку в мировой экономике преобладает тенденция роста наукоемкости ВВП и утвердился инновационный сценарий развития общества.

Соединение учебной научной и производственно-торговой деятельности, их синергия - непременный фактор инновационного развития оптовой торговли, реальное средство повышения ее эффективности и конкурентоспособности.

Таблица 6 - Плотность обучающихся и их средние отклонения для всех вузов

России и для вузов с торгово-экономическими специальностями в расчете

соответственно на 1 и 10 тыс. человек для регионов России в 2009 г.*

Регион


загрузка...