Стратегия развития рынка образовательных услуг в сфере оптовой торговли продовольствием (14.02.2011)

Автор: Лавриков Виктор Васильевич

Лавриков Виктор Васильевич

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В СФЕРЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,

комплексами сферы услуг)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Москва - 2011 Диссертационная работа выполнена в ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка» (ОАО «ИТКОР»).

Научный консультант: Нуралиев Сражудин Урцмиевич,

доктор экономических наук, главный научный сотрудник ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка»

Официальные оппоненты: Капустин Сергей Николаевич,

доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института менеджмента и маркетинга Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Новиков Олег Алексеевич,

доктор экономических наук, профессор кафедры коммерции Российского государственного торгово-экономического университета

Фирсова Ирина Анатольевна,

доктор экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг» Финансового университета при Правительстве РФ

Ведущая организация: Российский университет кооперации

Защита диссертации состоится «27» апреля 2011 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.520.029.01. по присуждению ученой степени доктора экономических наук при ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка» по адресу: 125319, г. Москва, ул. Черняховского, д. 16.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка».

Автореферат разослан «___»_________2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат экономических наук,

. Лавриков В.В.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Экономический рост России непосредственно связан с подъемом промышленности, развитием торговли. Огромную роль в структурной перестройке производства играет оптовая продовольственная торговля, успешное развитие которой должно происходить на основе улучшения управления, эффективного использования научно-технического потенциала, ресурсосберегающих и компьютерных технологий.

Оптовая продовольственная торговля как объект исследования имеет особое социальное значение. Она играет организующую роль в создании логистических систем товародвижения и организованных рынков, как на федеральном, так и на региональном уровне. В сфере оптовой торговли продовольствием еще немало трудностей, нерешенных проблем, криминальных проявлений, недостатков в культуре предпринимательства.

Задача обеспечения экономического роста страны на основе инновационных технологий может быть решена при наличии профессионально подготовленных кадров. Однако в результате реформирования экономики система подготовки кадров оказалась разрушена, практически осталась без финансирования, особенно это заметно в сфере торговли продуктами питания. Огромное количество людей, в результате рыночного реформирования и последствий глобального экономического кризиса оказавшихся на продовольственном рынке, в основном не имеют специального торгово-экономического образования. Для того, чтобы успешно развивать бизнес, необходимо постоянно повышать уровень профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии со стремительно возрастающими требованиями рынка.

Во многих странах центры подготовки кадров оптового звена продовольственного рынка показали свою высокую экономическую, социальную и политическую эффективность. Тем не менее, в России опыт этих стран по созданию программ подготовки руководителей и специалистов оптовых продовольственных рынков, должным образом не обобщен, практически отсутствуют серьезные рекомендации по аттестации специалистов в данной области. Свой же опыт создания в России образовательных программ для кадров оптовых продовольственных рынков совершенно незначителен.

Проблемам подготовки кадров в сфере оптового продовольственного распределения были посвящены научные труды Адлера Ю.В., Белобрагина В.Я., Брагина Л.А., Гличева А.В., Глускина Э.А., Елисеевой Л.Г., Ерошина В.И., Добросоцкого В.И., Зырянова А.В., Ильенковой С.Д., Карнаухова С.Б., Капеловой З.А., Колотова Г.М., Кошелева В.М., Лисиенкова И.Д., Новикова Д.Т., Нуралиева С.У., Пинашкова П.И., Розовой Н.К., Семенова Н.Н., Сенчагова В.К., Суслова А.И., Ушачева И.Г., Фирсовой И.А., Хромова Ю.С. и др.

Нестабильность экономической среды, обуславливающая высокую степень риска, особенно отрицательно сказывается на подготовке специалистов сферы услуг. Для улучшения ситуации необходима активная, научно обоснованная, комплексная политика подготовки кадров. Большое значение для подъема экономики региона и, в известной мере, в национальном масштабе имеет создание центров подготовки кадров в сфере оптовой торговли продовольствием. Они могут быть разными с точки зрения секторов экономики, видов оказываемых услуг, направленности, ориентации на инновации. Не существует также научно разработанных концепций, комплексно охватывающих все стороны взаимодействия участников оптовой продовольственной торговли. Необходимость концептуальной разработки проблем, связанных с подготовкой кадров в сфере оптовой торговли продовольствием, привлечение существенных инвестиций в данную отрасль определяет актуальность данного исследования.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступают образовательные и научные организации во взаимодействии со структурными звеньями оптовой продовольственной торговли.

Предметом исследования являются рынок образовательных услуг в оптовой торговле продовольствием, методология его формирования и стратегия развития.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка теоретико-методологических подходов и рекомендаций по формированию системы подготовки кадров в оптовой торговле продовольствием, выявление основных направлений и факторов, способствующих ее результативному, эффективному и устойчивому развитию. В соответствии с выбранной целью были поставлены следующие основные задачи:

- систематизировать основные теоретические положения и выявить закономерности формирования и развития системы подготовки кадров и рынка образовательных услуг в оптовой торговле продовольствием;

- проанализировать зарубежный опыт подготовки специалистов оптового продовольственного рынка и выявить основные конкурентные преимущества инновационных подходов современного рынка образовательных услуг;

- провести детальный анализ основных направлений государственной стратегии и политики, выявить особенности формирования образовательных услуг в системе оптового распределения, как на региональном, так и на федеральном уровне;

- провести комплексный анализ современного состояния рынка образовательных услуг и предложить развернутую структуру системы подготовки кадров в сфере оптовой продовольственной торговли России;

- предложить методику изучения в вузах биржевой торговли продовольствием, деятельности оптовых продовольственных рынков и логистических распределительных центров, аукционной электронной торговли продуктами питания;


загрузка...