ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО РЕГИОНА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (14.02.2011)

Автор: Косолапов Владимир Петрович

КОСОЛАПОВ

Владимир Петрович

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА

И ДЕТСТВА ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО РЕГИОНА

И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

14.02.03 – Общественное здоровье и здравоохранение

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук

Воронеж – 2011

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко» Минздравсоцразвития России.

Научный консультант доктор медицинских наук, профессор

Чесноков Петр Евгеньевич

Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор

Журихина Ирина Алексевна

доктор медицинских наук, профессор

Линденбратен Александр Леогнидович

доктор медицинских наук, профессор

Сидоров Геннадий Алексеевич

Ведущая организация: ФГУ «Центральный НИИ организации

и информатизации здравоохранения

Росздрава» (ФГУ «ЦНИИИОЗ Росздрава)

Защита диссертации состоится ______________ 2011 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 208.009.04 при ГОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко» по адресу: 394036, г. Воронеж, ул. Студенческая, 10.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко» по адресу: 394036, г. Воронеж, ул. Студенческая, 10)

Автореферат разослан «____» _______________ 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета С.Н. Семенов ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. В условиях социально-экономических реформ, перестройки управления системой здравоохранения, ухудшения демографической ситуации в стране, которая характеризуется низкой рождаемостью, высоким уровнем общей смертности, недостаточным уровнем воспроизводства населения, низким уровнем средней продолжительности предстоящей жизни, возросло внимание государственных органов управления к поиску решений проблем, связанных с охраной материнства и детства, укреплением репродуктивного здоровья населения, совершенствованием родовспоможения, медицинской помощи новорожденным, детям и подросткам, с целью повышения уровня воспроизводства населения, так как дальнейшее снижение его численности может грозить государственной безопасности (Стародубов В.И. с соавт., 2003, 2006; Шарапова Е.И., 1998; Щепин О.П., 2001, 2003; Какорина Е.П., 2006; Миняев В.А., Вишняков Н.И., 2009; Медик В.А., Токмачев М.С., 2009).

Согласно «Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000-2004 годы» ( решение которой было продлено до 2010 года), планам мероприятий по ее реализации проблемы низкого уровня рождаемости и высокого уровня общей смертности населения приобретают особую социальную значимость, так как суммарный показатель рождаемости (число родившихся детей на одну женщину в течение ее жизни) составил 1,15 против 2,14-2,15, необходимых для простого воспроизводства населения.

Население Российской Федерации в настоящее время стремительно сокращается, что представляет собой одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности России в XXI веке. Все большую тревогу вызывает ситуация, при которой поколение детей лишь на 60% замещает поколение родителей, страна ежегодно теряет 700-800 тыс. человек. Начиная с 1992 г., смертность в России устойчиво превышает рождаемость. За 14 лет (1992-2005 гг.) разница между числом родившихся и числом умерших в России составила более 11,1 млн. человек. Абсолютная естественная убыль населения (с учетом 5,3 млн. въехавших мигрантов) составила за этот период около 5,8 млн. (около 400 тыс. человек в среднем за год). Данные последних лет демонстрируют нарастание масштабов убыли населения, за 2000-2008 гг. – 542,3 тыс. человек в среднем за год.

Однако при реализации «Национальной программы демографического развития России» ситуация может измениться в лучшую сторону, для чего нужна дальнейшая государственная поддержка рождаемости. Мероприятия в этом направлении «должны включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи», механизм которой запущен с 1 января 2007 года (В.В. Путин, Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ, 10 мая 2006 г.)

В этих условиях система охраны материнства и детства должна сыграть ключевую роль, так как она объединяет в себе защиту здоровья матери и ребенка, что требует использования современных комплексных организационных технологий оказания медицинской помощи данному контингенту на всех этапах медицинского обслуживания.

В Воронежской области с 2000 по 2008 годы наблюдается устойчивое сокращение численности населения на 175,1 тыс. человек, причем из этой численности 31,8% приходится на городское население, а на сельское –68,2 %. Естественная убыль населения остается высокой (в 2000 году – -10,2 ‰; в 2008 году – -7,9 ‰). Число умерших в 2000 году в 2,3 раза превышало число родившихся; в 2008 году в 1,8 раза. В среднем на одну женщину репродуктивного возраста приходится 1,2 рождения при 2,15 необходимых для простого воспроизводства населения. Рождаемость в области по-прежнему остается низкой – 9,8 ‰ в 2008 году. На фоне низкой рождаемости по-прежнему сохраняется проблема высокого уровня абортов: 80,9 аборта на 100 детей, родившихся живыми и мертвыми, или 29,5 на 1000 женщин фертильного возраста. Депопуляция населения обуславливается не только низкой рождаемостью, но и высоким уровнем общей смертности населения, который в 2008 году составил 17,7 ‰. Одним из факторов, отражающих уровень здоровья населения, является младенческая смертность, которая за 2000-2008 годы в Воронежской области снизилась на 39,8 % и составила в 2008 году 8,0 ‰. В условиях низкой рождаемости сохранение жизни и здоровья новорожденных, снижение смертности детей первого года жизни является очень важной демографической составляющей в плане решения проблемы воспроизводства населения.

Изложенное выше определило актуальность, цель и задачи данного исследования.

Целью исследования явилась разработка научно обоснованной стратегии развития системы охраны материнства и детства на региональном уровне на основе комплексного медико-социального исследования.

Для достижения этой цели определены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа официальной статистической информации, данных опубликованных работ, результатов научных исследований разработать методологию комплексного изучения и оценки состояния проблемы охраны материнства и детства на региональном уровне.

2. Провести анализ медико-социальных особенностей состояния здоровья женского и детского населения региона.

3. Разработать интегральные показатели оценки состояния здоровья женского и детского населения региона с учетом влияния как медико-демографических, так и социально-гигиенических характеристик данного контингента населения.

4. Проанализировать и оценить ресурсное обеспечение и результаты деятельности ЛПУ, которые оказывают медицинскую помощь женскому и детскому населению.


загрузка...