Формирование и механизм реализации стратегии повышения конкуренто-способности продукции мясного скотоводства (на материалах Северного Ка-захстана) (14.02.2011)

Автор: Коптева Людмила Анатольевна

Под конкурентоспособностью субъекта хозяйствования мы понимаем способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль достаточную для модернизации и научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников к высокопроизводительному труду; обеспечивать адекватное реагирование на вызовы внешней рыночной среды.

Конкурентоспособность отрасли мясного скотоводства мы рассматриваем

как такое ее экономическое и социальное состояние, которое позволяет субъектам отрасли не только удерживать ранее занятые рыночные ниши мясного рынка, но и проводить экспансию на другие сегменты потребительского рынка.

Стратегия повышения конкурентоспособности отрасли мясного скотоводства это научно обоснованная разработка, органично вбирающая в себя концепцию (главная цель и подцели, вектор и принципы развития), анализ и мониторинг сложившейся ситуации, основные приоритетные направления развития отрасли, механизм, рычаги и инструменты достижения поставленной цели и решения выделенных стратегических задач.

Научно-практические изыскания позволили нам прийти еще к одному выводу, что в условиях конкурентной борьбы, конкуренции надо не противостоять, не бороться с ней, а настраивать субъект хозяйствования на поиск резервов, адаптивных механизмов сглаживания вызовов внешней среды, использования их для выявления и формирования конкурентных преимуществ.

2. Методология повышения конкурентоспособности мясной продукции на региональном рынке

Уникальная организационно-экономическая структура АПК Северного Казахстана ограничивает возможности применения опыта стратегического управления и, соответственно, разработки конкурентных стратегий, накопленного в сельскохозяйственном производстве развитых стран - хозяйствующие субъекты аграрной сферы региона характеризуются многоукладностью, в основе которой индивидуальное и мелкотоварное производство (свыше 80%) (табл.1).

Таблица 1 - Анализ специфических условий деятельности сельскохозяйственных организаций Северного Казахстана, учитываемых при формировании и реализации конкурентных стратегий (с позиции проблемно-ориентированного подхода)

Специфическое

условие Проблема Особенности формирования и реализации

конкурентных стратегий

Влияние природных факторов Отсутствие взаимосвязи между затратами и результатами (в особенности в мелком производстве) Гибкость конкурентной стратегии; при определении перспектив развития необходим учет особенностей размещения и специализации сельскохозяйственного производства в природно-климатической зоне

Удлиненный производственный цикл, иммобильность ресурсов Замедленная скорость реакции на изменения внешней и внутренней среды результатами (в особенности в мелком производстве) Компенсация недостатка экономической мобильности стратегией наращивания экономической массы

Социальная направленность рынка продуктов питания Обязательное координирование сельскохозяйственного производства со стороны государства Иерархическая подчиненность конкурентных стратегий хозяйствующих субъектов стратегиям развития АПК на региональном и федеральном уровнях

Последовательная связь производственных структур в системе АПК Взаимозависимость всех хозяйствующих субъектов, принимающих участие в процессе производства агропродовольственной продукции Необходимость согласования конкурентных стратегических решений с партнерами по продуктовой цепочке, учет потребностей конечных покупателей

Относительная гомогенность внешней среды для предприятий одной природно-экономической зоны Трудности поиска уникальных стратегических отличий во внешней среде Выделение стратегических групп конкурентов и поиск конкурентных преимуществ на основе анализа аутосреды предприятия

Аграрная организация является многопрофильной Высокая диверсифицированность предприятия, которую нельзя уменьшить в долгосрочной перспективе При формировании конкурентных стратегий необходимость использования концепции стратегических зон хозяйствования (бизнес-единиц); при анализе аутосреды предприятия необходимо ее разделять на макровнутреннюю и микровнутреннюю

Нестабильная политическая обстановка, постоянно меняющаяся законодательная и нормативная база бизнеса Вступление республики Казахстан в ВТО, обуславливающее легкость проникновения на отечественный агропродовольственный рынок зарубежных участников Необходимость выделения «зарубежных» участников агропродовольственного рынка в отдельную стратегическую группу конкурентов, при формировании стратегий – ориентация на повышение конкурентоспособности отечественной продукции

Продолжение таблицы 1

Специфическое

условие Проблема Особенности формирования и реализации конкурентных стратегий

Давление со стороны монопольных структур первой и третьей сфер АПК на сельскохозяйственные предприятия Низкая доля сельских товаропроизводителей в розничной цене конечной продукции Стратегический вектор - снижение издержек

Разрушение производительных сил в АПК, неадекватная ломка сложившейся системы ведения хозяйства. Циклический и трансформационный характер кризиса казахского АПК; аграрная организация представляет собой открытую социально – экономическую систему, эффективность управления которой определяется извне. Направленность конкурентных стратегий на стабилизацию и рост предприятий аграрной сферы; использование системного подхода при формировании и реализации стратегий

В этих условиях конкуренция, как в Северном Казахстане, так и в целом в Республике не является эффективным механизмом управления агропродовольственным рынком и вынуждает хозяйства ориентироваться преимущественно на стратегию снижения издержек.

Проведенный нами теоретический обзор научной литературы по теме исследования, а также результаты анализа специфических условий деятельности аграрных предприятий позволили нам сформулировать как общие принципы формирования и развития конкурентных стратегий, так и специфические, отражающие особенности аграрной сферы (рис.1).

Рисунок 1- Принципы формирования и развития конкурентных стратегий

Основу методологического подхода к решению проблемы формирования и развития конкурентных стратегий предприятий аграрной сферы, по нашему мнению, должны составлять: системное комплексное изучение проблемы; выявление и обобщение влияния всех факторов на выбор стратегии; создание единого механизма по формированию устойчивых конкурентных преимуществ аграрного предприятия. Системность необходимо рассматривать как совокупность взаимосвязанных процедур, способов их осуществления на всех этапах разработки и реализации конкурентных стратегий с целью обеспечения выгодных конкурентных позиций на рынке в долгосрочной перспективе.

Комплексность представляется нами как обязательное согласование формируемых и реализуемых конкурентных стратегий со стратегиями корпоративными, а также стратегиями, формируемыми во внешней среде, в данном случае – стратегиями развития АПК региона.

Модель системы стратегического управления на предприятии, по нашему мнению, должна быть построена с учетом принципа иерархичности в системном подходе, согласно которому существует возможность ранжированного функционально упорядоченного деления системы на соподчиненные части, подсистемы и элементы.

Для оценки конкурентоспособности и поиска конкурентных преимуществ, следует рассмотреть мясопроизводящее предприятие как систему, в качестве элементов которой выступают процессы производства, реализации продукции, снабжения, в качестве связей – взаимодействие процессов, в ходе которых результаты деятельности одного процесса используются как исходные ресурсы для другого. Следовательно, предприятие можно представить как организацию, в которой на систематической основе органически соединяются три вида процессов: производство продукции; реализация продукции; воспроизводство израсходованных ресурсов.

Последовательность применения системного подхода при разработке и реализации конкурентных стратегий в общем виде нами представляется как:

1) исследование внешней среды объекта и прогнозирование будущего состояния внешней среды;

2) анализ внутренней среды объекта;

3) определение стратегической конкурентной цели, согласуемой с корпоративной стратегической целью, постановка стратегических конкурентных задач;

4) анализ стратегических альтернатив;

5) формирование базовой стратегии конкуренции;

6) реализация стратегических решений;

7) оценка эффективности реализации стратегии и ее корректировка.

Приведенный алгоритм формирования и реализации конкурентных стратегий дает возможность раскрыть принципиальные моменты методологического характера каждого этапа.

Использование системного подхода к разработке и обоснованию конкурентных стратегий развития мясного скотоводства предполагает учет соответствующих системообразующих факторов (табл.2).


загрузка...