Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая Японии и Великобритании) (14.02.2011)

Автор: Голосова Елена Владимировна

ИНДОКИТАЯ

Граничащие с Китаем страны юго-восточной Азии в разные исторические периоды испытывали определенное китайское влияние в различных областях культуры. В данной главе кратко анализируются факты китайского влияния при создании объектов ландшафтной архитектуры в некоторых сопредельных с Китаем странах. Более подробно в качестве примера рассматривается влияние китайского садоводства на формирование японских садовых традиций.

5.1.Вьетнам, Лаос, Северная и Южная Корея.

Вьетнам. В первом тысячелетии занимал лишь крайнюю северную часть своей нынешней территории и находился в непосредственной зависимости от Китая. Наиболее характерное влияние китайских традиций видно на примере парков погребальных комплексов. Наглядным примером китайского влияния эпохи Цин служит комплекс погребальных мавзолеев вьетнамских императоров династии Нгуен (мавзолеи Минь Манга и Ты Дыка) в г. Хюэ в виде грандиозных парков с дворцами, напоминающих императорский город в миниатюре. Здесь отражены все особенности садово-паркового искусства Восточной Азии: тенистые деревья, извилистые дорожки, мостики через водные потоки, живописные плавучие домики и т. д.

Многие сады и парки были разрушены и полностью уничтожены во время американо-въетнамской войны. Сады буддийских храмов, построенных после этого периода, содержат кроме китайских много примеров применения французской садовой традиции.

Лаос. Явных проявлений влияния китайской культуры в Лаосе почти нет. Некоторые примеры, в основном в области архитектуры, можно увидеть в составе крупных комплексов. Например, архитектура надвратной башни в стене, окружающей знаменитую Великую ступу Пха Тхатлуанг во Въетянге, удивительно похожа по пропорциям, цвету и форме крыши на подобные сооружения в Китае, а Черная Ступа Тхатдам напоминает печи для сжигания благовоний в храмах Тибета.

Северная и Южная Корея. Кроме буддизма Корея заимствовала и множество культурных традиций Китая – конфуцианские нормы морали, даосские обряды и фэн-шуй. Прежде всего, это касается парков императорских (королевских) погребальных комплексов и дворцовых парков. Место для сооружения королевской гробницы определялось сообразно принципам фэн-шуй, учитывая горный рельеф и текущую воду (Ким Ри-на 2010). В садах королевских дворцов, сохранившихся в Сеуле, необычные ландшафты строились по природному подобию, что лишний раз указывает на принятие китайских садоводческих традиций.

Сохранившиеся до настоящего времени исторические корейские сады, по сравнению с китайскими, выглядят менее формально и больше приближены к природным аналогам, но, по мнению автора данной работы, это, скорее всего, связано с современным ослаблением внимания к национальной культуре в угоду политическим взглядам как в Южной, так и в Северной Корее.

5.2. Япония.

5.2.1Становление японского сада под влиянием китайской культуры.

Из всех сопредельных Китаю стран, Япония наиболее удалена, поскольку с материковым Китаем она имеет только морскую границу. Несмотря на это, именно Япония оказалась наиболее восприимчива к китайской садовой культуре, адаптировав ее под собственные эстетические нормы. Развитие японского сада продолжалось многие века, пока существовали тесные культурные контакты между этими странами вплоть до начала XVII века. Значительную роль в этих контактах сыграл северный поток Великого Шелкового пути, заканчивающийся в Наре.

Поэтапное внедрение китайских приемов декоративного садоводства в Японию на протяжении многих исторических эпох, мы проследили по различным литературным источникам.

В период Асука ( к. VI-го века до 710 года) водоемы в садах приобретают устойчивое центральное положение, мосты связывают берег с островами в водоемах, постройки (дворцовые и храмовые) приближены к берегам водоемов, появляются сведения о плавающих островах (из китайского эпоса); в искусственный ландшафт внедряется китайская идея о сказочных садах (сады рая, впоследствии – сады Дзёдо); искусственная гора используется как фокусный центр сада. Появляются сады разных сословий – сады правителей, частные, загородные и городские сады.

В периоде Нара (711- 794 гг. н.э.) наблюдается всестороннее внедрение китайской культуры в связи со строительством новой столицы г. Хейдзё (Нара) по модели китайского города Чанъань Танской империи.

В период Хейан (794-1185 гг. н.э.) в планировке садов императорских дворцов, в городских и храмовых садах проявляется осевая структура (юг-север), водоем имеет центральное расположение и обязательным элементом становятся острова, что является отличительной чертой китайских садов танского периода. Популярными становятся водопады, не характерные для естественных ландшафтов Японии (но характерные и популярные в Китае).

На протяжении всего периода Камакура (1185-1333) сады сохраняют структуру садов предыдущего периода, у водоемов появляются галечные отмели, каменные композиции по берегам и в воде, популярной становится установление павильонов в виде лодки и просто тесно связанных с водой. Начало популяризации идей Дзен-буддизма, занесенных из Китая (Чань-буддизм) в 1195 году. В конце периода Камакура жил и творил выдающийся мастер садов автор каресансуй (техники сухого пейзажа) Мусо Сосеки Кокуси.

Период Намбокусё (1333-1392) ознаменован активными междоусобными войнами. Экономический упадок в раздробленной стране породил интерес к «малобюджетным» - дзенским - символическим и абстрактным садам в технике сухого пейзажа (каресансуй), которые часто становятся частью уже существующих садов с натуральными водоемами и холмами.

В эпоху Муромати (1392-1568 гг.) в Японии фактически была осуществлена китайская идея сближения аристократической и народной культуры, господствовавшая в Китае в эпохи правления династий Тан, Сун и Юань. Изменения в культуре и господствующей идеологии нашли отражения в создаваемых ландшафтах. Сад в технике каресансуй приобретает пространственную независимость и перестает быть частью созданных садов, а выполняется как самостоятельный объект. Абсолютное лидерство в популярности садового материала завоевывает камень. Проявляются и укрепляются независимые от китайских традиций национальные черты японского сада - исчезает осевая симметрия, в садах копируются уже не китайские, а японские природные пейзажи. Особенно популярным становится образ горы Фудзиямы. С внедрением в японскую культуру чайной церемонии появляются первые чайные сады.

В период Момояма (1568/1573 – 1600/1603) наблюдается развитие и совершенствование чайной церемонии, пространственно связанной с садом. Чайный сад (или сад чайных церемоний) приобретает устойчивые черты, демонстрируя красоту изменяющейся природы. Литература, архитектура и строительство садов развиваются по единым эстетическим нормам. Начинается строительство императорских садов по аналогии с садами правящей в это время в Китае династией Мин.

В период Эдо (1603-1867) возрождаются конфуцианские идеи о гармонии человека и природы. Совершенствуются приемы садового искусства и строятся сады практически всех известных стилей. Меняется концепция планировки садов: появляется развитая дорожная сеть, пейзажные группы формируются с учетом движения посетителя - соответствии с конфуцианскими принципами посетитель и сад из статичного состояния по отношению друг к другу переходят в динамичное.

Новый период в истории Японии начался с момента передачи политической власти от последнего сёгуна Токугава императору Мэйдзи в 1868 году. В эру Мэйдзи (1868-1912 гг.) широкомасштабно развивались и возобновлялись контакты с западноевропейскими государствами и Америкой. В парках и садах, в том числе императорских, появились злаковые газоны, цветники и фонтаны. Частные и храмовые сады европеизации не подверглись.

С начала ХХ века началась культурная экспансия традиционного японского садоводства во многие страны мира.

5.2.2. Исторические и религиозно-философские предпосылки развития японского сада. В главе анализируются факторы влияния местных и заимствованных религий и философских, в основном буддийских, школ на развитие садово-паркового искусства Японии.

Теоретическая основа японских садов базируется на буддийской интерпретации древних китайских философских учений:

Сад, как имитация природного объекта.

Эстетика простоты.

Теория контрастов.

Теория Пустоты.

Теория всеобщей гармонии «Инь-Ян».

«Копирование добродетелей» (в Японии проявилась как символизм).

5.2.3.Классификация японских садов.

Используемый в настоящее время исторический подход к классификации японских садов основан на философских учениях постижения мира разных буддийских школ, в том числе, через учение о рае (секта Дзёдо) или через созерцание (секта Дзен), присущих разным поколениям и разным эпохам. Различаются следующие стили: - сады Дзёдо, (или, в современной интерпретации – стиль природного пейзажа), миниатюрные сады, символические, абстрактные и чайные сады (Ogata Kenzo,1984).

В период с 1988 по 2005 гг. автором данной работы обследованы 51садов в 7 регионах Японии, преимущественно в центральных и южных областях страны. 20% объектов не укладываются в приведенную выше классификацию Ogata Kenzo. Это относится в первую очередь к городским садам и паркам, и некоторым частным садам, построенным с конца XIX века до н.в.

В дополнение к существующей классификации по стилям, мы предлагаем классифицировать японские сады по их функциональному назначению, по аналогии с предложенной нами классификацией китайских садов. Несмотря на прочные связи и обширное заимствование из Китая в области садово-паркового искусства и ландшафтного строительства, японские сады в данной типологии лишь отчасти совпадают с категориями китайских садов, приведенных в Главе 3 настоящей работы. По функциональному назначению японские сады можно подразделить на пять основных категорий:

Императорские сады и парки - строились для личного пользования императора, его семьи, относительно большие по площади (самый крупный сад – вилла Сюгакуин, 56 га), отличались зонированием застройки и насаждений с редкими павильонами, природные территории, включенные в пространство императорских вилл и дворцов, подвергались значительной трансформации; планировка свободная с незначительными проявлениями регулярной.

Сады феодальных замков – сады при градообразующих объектах фортификационного типа структуры, строились как территории ограниченного пользования, планировка подчинена центральному расположению замка, могут иметь несколько обособленных садов разного стиля и периода создания.

Сады храмов и святилищ - приурочены к культовым учреждениям; могут иметь несколько обособленных садов разного стиля и периода создания; доступ ограниченный, планировка свободная.

Частные сады - территории ограниченного пользования в пределах одной семьи; может быть несколько водоемов, самый крупный имеет центральное расположение; планировка свободная, постройки занимают незначительную часть территории.

Городские сады и парки - территории открытого доступа, с планировкой, предусматривающей высокие рекреационные нагрузки, как правило, с элементами синкретизма.

5.2.4. Характерные особенности (черты) японского сада.


загрузка...