Система педагогической пропедевтики девиантного поведения учащейся молодежи (14.02.2011)

Автор: Гатальский Владимир Дмитриевич

ГАТАЛЬСКИЙ Владимир Дмитриевич

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования»

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Санкт–Петербург

Диссертация выполнена на кафедре социально–культурной деятельности Санкт–Петербургского Государственного университета культуры и искусств.

Научный консультант: доктор культурологии, профессор,

член–корреспондент РАО

Ариарский Марк Ариевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ

Тонконогая Евгения Павловна

доктор педагогических наук, профессор

Гончаров Иван Федорович

доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Марков Александр Петрович

Ведущая организация: Учреждение Российской академии

образования «Институт педагогики

и психологии профессионального

образования» (г. Казань)

Защита диссертации состоится «27» апреля в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д.008.007.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Учреждении Российской академии образования «Институт образования взрослых» по адресу: Санкт–Петербург, ул. Черняховского, д.2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждении Российской академии образования «Институт образования взрослых» по адресу: Санкт–Петербург, ул. Черняховского, д.2.

Автореферат разослан « » 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного Совета

кандидат педагогических наук Павлова О.В.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Разработка теоретико–методологических основ и совершенствование педагогического инструментария профилактики отклоняющегося поведения учащейся молодежи приобретает особое значение в современных условиях. Стремительный рост ненормативной активности и зависимых форм поведения молодежи не только разрушает физическое и психическое здоровье будущего поколения, но и представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны. Пространство девиации существенно расширилось в последние два десятилетия. Особую тревогу вызывает рост зависимых форм и способов самовыражения и образа жизни, поведения молодежи, разрушительно воздействующих на здоровье и психику молодого человека. К очевидным химическим зависимостям (алкоголизм, наркомания) сегодня прибавился постоянно увеличивающийся список социокультурных девиаций и зависимостей, таких как игромания, интернет–зависимость, шопинг и другие.

Общественная значимость проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения определяется теми долгосрочными социальными и личностными последствиями подобного образа жизни, который выводит из общественного бытия наиболее дееспособную часть населения, препятствует процессу интеграции молодого человека в общество, неизбежно сопровождается биологической, генетической и социальной деградацией личности. Предпринимаемые государством меры и профилактические программы не обеспечивают снижения социальных патологий. Более того, сохранение негативных тенденций в социальной, экономической и духовной сферах общества позволяет делать неблагоприятные прогнозы относительно дальнейшего роста социальных и личностных девиаций. По мнению представителей государственных органов, курирующих соответствующую проблемную область, масштаб такого рода явлений и тенденции их развития угрожают национальной безопасности страны.

Особенно неблагоприятная ситуация складывается в системе среднего профессионального образования: исследования фиксируют среди учащихся профессиональных училищ и средних специальных учебных заведений максимально высокую «группа риска» (около 20% от общего числа учащихся, в то время как в школе среди старшеклассников «группа риска» – 6%.). При этом задача разработки эффективных педагогических методов профилактики и коррекции девиантного поведения остается одной из самых сложных как в методологическом, так и в технологическом плане.

Продуктивному решению данной проблемы препятствует современное состояние педагогического знания. Несмотря на значительный теоретический потенциал исследований проблемы девиации в рамках социологии, культурологии, права, философии, этики, мало изученным и остаются вопросы, касающиеся социально–психологических причин подростковой девиации, специфики отклоняющегося поведения молодежи в условиях глобализирующегося мира. Одной из важнейших проблем превентивной педагогики является ее разрыв с огромным теоретическим и практическим багажом педагогической и клинической психологии, неспособность адаптировать эффективные социально–культурные практики воздействия на сознание и поведение личности, разработанные и апробированные в других областях деятельности. Современное педагогическое знание не успевает интегрировать результаты, полученные в рамках других гуманитарных наук, что способствует утрате его мировоззренческой целостности и ослаблению технологических возможностей. Крайне ослаблены концептуальные и смысловые связи между основными направлениями педагогики (коррекционной, превентивной, реабилитационной и т.д.). Отсутствуют исследования, посвященные разработке и адаптации эффективных социальных технологий, способных минимизировать пространство и факторы девиации подростков в условиях учебного заведения.

В сложившейся ситуации возникает необходимость разработки целостной системы педагогической пропедевтики, способной интегрировать знания, полученные в рамках различных наук гуманитарного профиля (и прежде всего в педагогике, психологии, социологии, культурологии), востребовать актуальные социально–культурные технологии, разработанные в других областях и сферах социальной практики, комплексно решать проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения. Наиболее актуальными и социально значимыми задачами данной области знания и практики является профилактика и коррекция подростковой девиации в рамках образовательных учреждений, где подростки находятся в зоне потенциального влияния педагогического коллектива. При этом проблему ненормативного и зависимого поведения следует рассматривать комплексно – как в социально–культурном, так и в личностном плане. В методологии педагогической пропедевтики общим для этих двух уровней является феномен культурно–образовательной среды, выступающей для учащегося, с одной стороны, важнейшей сферой социализации и самореализации личности, с другой стороны, пространством экспансии ненормативного поведения (девиантное поведение можно рассматривать как результат «социальной инфекции», распространение которой происходит внутри социальных групп). Особую роль здесь могут сыграть социально и личностно–ориентированные технологии, способные минимизировать воздействие деструктивных факторов и создать благоприятные условия для социализации и самореализации личности. В рамках педагогической пропедевтики для выработки эффективных мер воздействия на учащуюся молодежь необходимо: комплексное изучение сущности, специфики и областей проявления девиантного поведения современной молодежи; исследование особенностей подростковой девиации, обусловленных воспитанием в семье, личностными характеристиками, социально–психологическими условия социализации в неформальной группе; разработка методологических основ профилактической деятельности; адаптация сложившихся в других областях практики эффективных социальных технологий влияния на сознание и поведение личности.

Объективными факторами актуальности проблемы разработки методологии и технологической базы педагогической пропедевтики девиантного поведения учащейся молодежи являются: рост количества и расширение спектра деструктивных и зависимых форм девиантного поведения, омоложение и феминизация социальной базы девиации; утрата мировоззренческой целостности педагогики и сужение спектра эффективных практик воздействия на сознание и поведение личности; слабая включенность результатов современного гуманитарного знания в современный методологический и технологический арсенал педагогики; неразработанность методологических и технологических основ профилактики девиации в рамках педагогического знания; отсутствие в современном педагогическом знании эффективных социально–культурных технологий профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, адаптированных к специфике образовательных учреждений и соответствующих масштабу и глубине проблемы.

В сложившейся ситуации возникает необходимость разработки целостной системы педагогической пропедевтики, способной интегрировать знания, полученные в рамках различных наук гуманитарного профиля (и прежде всего в педагогике, психологии, социологии, культурологии), востребовать актуальные социально–культурные технологии, разработанные в других областях и сферах социальной практики, комплексно решать проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения.

Цель диссертационного исследования: разработать теоретико–методологические основы и обосновать эффективную технологическую базу педагогической системы пропедевтики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении.

Объект исследования: девиантное поведение учащейся молодежи как социально–культурное явление и сфера компетенции педагогической пропедевтики; предмет – педагогические условия и технологии профилактики и коррекции девиантного поведения учащихся учреждений СПО.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:


загрузка...