Женская языковая личность в художественном тексте (на материале русского и немецкого языков) (13.12.2010)

Автор: Хачмафова Зайнета Руслановна

ХАЧМАФОВА Зайнета Руслановна

ЖЕНСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

(на материале русского и немецкого языков)

10.02.19 – Теория языка

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Ставрополь – 2011

Работа выполнена

в ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»

Официальные оппоненты: доктор филологических наук профессор

Володина Майя Никитична

ГОУ ВПО «Московский государственный университет»

доктор филологических наук профессор

Николаев Сергей Георгиевич

ФГАОУ ВПО « Южный Федеральный университет»

доктор филологических наук профессор

Аликаев Султан Рашидович

ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет»

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

Защита состоится 3 марта 2011 года в 10 часов на заседании диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.256.02 при ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1а, ауд. 416.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 120.

Автореферат разослан «___» февраля 2011 года

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор филологических наук профессор А.А. Фокин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

С середины ХХ столетия в рамках когнитивной парадигмы наблюдается повышенный интерес исследователей к изучению индивидуально-авторской картины мира и особенностей вербализации языковой личности (см. труды Ю.Д. Апресяна, М.М. Бахтина, Г.И. Богина, В.В. Виноградова, А.А. Леонтьева, Ю.С. Степанова, Ю.Н. Караулова, В.И. Карасика, Л.А. Шестак и др.). Данный подход предполагает внимание ко всем параметрам человеческой личности, отражающимся в языке, и изучение лингвистической адекватности когнитивных построений художественного текста во взаимосвязи языка и культуры, языка и художественного мышления. Полное понимание языковой личности невозможно без исследования полоролевых функций, одной из важнейших характеристик индивида, во многом определяющей его социальную, культурную и когнитивную ориентацию в мире, в том числе и посредством языка. На современном этапе уже появился ряд работ, где делается попытка системного осмысления и описания языка в связи с феноменом пола (см. «Особенности мужского и женского вербального поведения (психолингвистический анализ)» Е.И. Горошко 1996; «Языковая личность в гендерном измерении» В.П. Нерознака 1999; «Гендер: лингвистические аспекты» А.В. Кирилиной 1999; «Эмоциональный уровень мужской и женской языковой личности и средства его выражения: (на материале пленарных дебатов бундестага)» С.К. Табуровой 1999; «Языковые особенности современной женской прозы: подступы к теме» Н.А. Фатеевой 2000; «Идентификация пола автора по письменному тексту: лексико-грамматический аспект» Е.С. Ощепковой 2003; «Гендерный дискурс-анализ речевых стратегий женской языковой личности: на материале русской и английской диалогической речи» О.Н. Прокудиной 2005; «Явление гендерной стилизации в современной женской литературе (на материале французского и русского языков)» О.В. Пермяковой 2007 и др.).

Однако, несмотря на постоянно возрастающий интерес к проблемам изучения проявления гендера в художественном тексте, многие вопросы, а именно изучение гендерной парадигмы женского языкового сознания и женской языковой личности, к настоящему моменту еще не решены с достаточной степенью полноты и конкретности.

Актуальность работы, таким образом, заключается в том, что она выполнена в русле названного теоретического направления современной лингвистики и посвящена комплексному описанию лингвопрагматических характеристик языка современной женской прозы как поля репрезентации женской языковой личности с точки зрения когнитивно-функционального аспекта. Женская языковая личность исследуется с позиций лингвистического сознания и речевого поведения, т.е. с позиций лингвистической концептологии и теории дискурса.

Женская языковая личность изучается нами на основе художественных текстов, созданных авторами-женщинами и неотделима от всех уровней языковой системы. Таким образом, исследование женской языковой личности в работе проводилось на основе анализа особенностей функциональных особенностей языка современного дискурса женской прозы (семантические, грамматические, культурологические и прагматические аспекты), обеспечивающих концептуализацию ключевых понятий в художественной и индивидуально-авторской картине мира автора-женщины.

Предлагаемая диссертационная работа актуальна в связи с исследованием языка художественных текстов современных авторов-женщин, понимаемых в представленном исследовании как современная совокупная женская языковая личность, творящая в определенном социуме, определенной культуре и представляющая фрагмент национальной и концептуальной картин мира.

Предлагаемый ракурс в изучении когнитивных и функциональных свойств женской языковой личности в текстах современной женской прозы на русском и немецком языках позволяет, с одной стороны, описать как общие, так и этнокультурные особенности дискурса женской прозы, а с другой, – создать новую концепцию «женского» художественного текста как самостоятельного дискурса, обладающего особой спецификой мировоззрения, а также значимыми с точки зрения гендера концептами.

Объектом исследования являются механизмы способов отражения совокупной женской языковой личности в художественных текстах современной русской и немецкоязычной женской прозы.

Предметом исследования выступают когнитивные и функциональные особенности языка современной женской прозы, а именно семантические, грамматические, коннотативные, культурологические и прагматические характеристики, репрезентирующие женскую языковую личность в тексте.

Гипотеза работы сформулирована следующим образом: художественные тексты авторов-женщин рассматриваются как женский дискурс, обладающий особой спецификой мировоззрения и гендернообусловленными языковыми особенностями и репрезентирующий совокупную женскую языковую личность.

Цель исследования заключается в осуществлении комплексного системного анализа особенностей вербализации женской языковой личности в художественных текстах современной женской прозы на русском и немецком языках.

Для достижения указанной цели и проверки сформулированной гипотезы в диссертации необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать теоретические аспекты исследования языка текстов современной женской прозы в когнитивной лингвистике;

2) раскрыть сущность понятия «язык женской прозы» как самостоятельного дискурса;


загрузка...