Финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций в России: теория, методология, инструменты (13.12.2010)

Автор: Бобылева Александра Сергеевна

- оптимизации механизма определения стоимости земельных участков для целей ипотеки в связи с несовершенством нормативно-правовой базы по залогу земель сельскохозяйственного назначения;

- максимального ускорения процедур оформления земельных участков в собственность сельскохозяйственных организаций.

Для успешного развития и оживления инвестиционного процесса в сельском хозяйстве формы инвестиций должны активно пополняться другими инструментами финансового механизма. Одним из таких инструментов, широко и успешно применяемым во всем мире, является лизинг. Весьма прогрессивной мерой расширения поставок техники по лизингу является решение Совета директоров ОАО "Росагролизинг", в соответствии с которым утверждены новые условия работы компании, направленные на реализацию антикризисных мер. Однако, по мнению автора, данная методика существенно ужесточает возможности использования лизинга для большинства сельскохозяйственных организаций. В частности, фактическое значение одного из основных показателей финансового состояния сельскохозяйственных организаций Ульяновской области - коэффициента текущей ликвидности не соответствует требованиям вышеназванной методики. Следовательно, уже по данному показателю не все сельскохозяйственные организации могут рассчитывать на получение техники в лизинг на антикризисных условиях.

Кроме того, одним из условий получения сельскохозяйственными организациями оборудования в лизинг является отсутствие у них просроченной кредиторской задолженности на дату подачи заявки. Однако рост данного вида задолженности исследуемых организаций только за 2009 г. составил в целом по России 146,2% , по Ульяновской области - 134,4%. В п. 10 указанной методики указывается еще одно условие: отсутствие задолженности по обязательным платежам и налогам в федеральный и местный бюджеты на дату подачи заявки. Тем не менее, по отчетным данным сельскохозяйственных организаций Ульяновской области, этот вид обязательств имеет тенденцию роста.

Налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога при получении оборудования в лизинг для оплаты годовых лизинговых платежей должны иметь положительную разницу между доходами и расходами, но из общего числа таких организаций в области 20% являются убыточными.

Учитывая вышеотмеченное, можно сделать вывод, что новые условия лизинга в рамках плана Правительства Российской Федерации по антикризисным мерам приемлемы для ограниченного числа сельскохозяйственных организаций. В данной связи с целью финансового оздоровления рассматриваемых организаций предлагается: пересмотреть условия предоставления техники и оборудования в лизинг в части нормативных ограничений показателей финансового состояния организаций и сроков погашения обязательств; обеспечить возможность реструктуризации денежных обязательств по договорам лизинга с использованием механизмов рассрочки платежей; предоставить возможность погашения лизинговых платежей ввиду сезонной реализации продукции один раз в год по окончании сельскохозяйственных работ и поступления большей части денежных средств только в этот период.

В современных условиях основным источником привлечения финансовых ресурсов для сельскохозяйственных организаций является кредит с субсидированием процентной ставки. Однако низкий уровень доходности и убыточность отдельных организаций не позволяет воспользоваться этим инструментом государственной поддержки. Исследования показывают, что, несмотря на рост объемов кредитования сельскохозяйственных организаций, потребность в кредитных ресурсах значительно превышает их наличие. По данным Фонда развития сельской кредитной кооперации, неудовлетворенный спрос на заемные ресурсы у сельскохозяйственных организаций колеблется от 50 до 75%.

В настоящее время сельскохозяйственная кредитная кооперация представлена в 78 субъектах Российской Федерации, в более чем 1000 сельских поселений, что дает основание считать ее неотъемлемым элементом кредитной системы. Сельскохозяйственная кредитная кооперация наиболее развита в Волгоградской и Астраханской областях. В остальных регионах сельскохозяйственные кредитные кооперативы не сформировали еще достаточную ресурсную базу, которая позволяла бы им занять весомое место в региональной кредитной системе. В Ульяновской области создано всего семь таких кооперативов, но количество выданных ими кредитов незначительно. Основной сдерживающий фактор при этом - отсутствие залоговой базы, необходимой для получения кредитов.

Правовой основой деятельности кредитных кооперативов являются ст.116 Гражданского кодекса РФ, федеральные законы "О сельскохозяйственной кооперации" и "О кредитных потребительских кооперативах граждан". Однако ни один из этих законов не удовлетворяет современным требованиям к законодательной базе о кредитной кооперации, поскольку их содержание не раскрывает ее специфики. Следует отметить, что, несмотря на разработку и введение в действие Концепции сельской кредитной кооперации, ее реализация не в полной мере соответствует поставленным задачам. Согласно плану и основным этапам формирования и развития системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в России, в 2006-2007 гг. должен был вводиться в действие Федеральный закон "О кредитной кооперации", который был принят в 2009 г., но его положения не распространяются на сельскохозяйственные кредитные кооперативы. Представляя собой особую кредитную организацию, сельскохозяйственный кредитный кооператив требует специальной правовой базы, определяющей основы его функционирования. Специфика деятельности кредитных кооперативов обусловлена тем, что правовая основа их функционирования должна базироваться на законодательных актах, определяющих основы деятельности как потребительских кооперативов, так и небанковских кредитных организаций.

Поскольку кредитные кооперативы являются кредитными организациями, для защиты интересов вкладчиков и кредиторов в диссертационной работе предлагаются и обосновываются изменения, которые следует внести в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" от 08.12.1995 № 193-ФЗ в части деятельности кредитных кооперативов: создание резервного фонда, установление значений нормативов использования активов и внешних заимствований не общим собранием кооператива, а Центральным банком РФ, а также распространение на кредитные кооперативы нормативов рисков, действующих в банковской сфере. Кроме того, следует обеспечить: пополнение фондов взаимопомощи кредитных кооперативов второго и третьего уровней за счет федерального и региональных бюджетов и взносов ОАО "Россельхозбанк" в качестве ассоциированного члена; развитие системы страхования кредитных рисков; создание сельскохозяйственных страховых кооперативов с целью управления рисками системы кооперации.

В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. роль сельскохозяйственных кредитных кооперативов сводится к предоставлению субсидируемых займов: члены-заемщики могут получать субсидии на возмещение затрат на уплату процентов при оформлении займа в сельскохозяйственных кредитных кооперативах. Предоставление займов осуществляется как за счет собственных средств кооперативов, так и за счет кредитов банков. Учитывая недостаточность базовой капитализации сельскохозяйственных кредитных кооперативов, для расширения масштабов финансовой поддержки их членов, по мнению автора, целесообразно включить эти кооперативы в перечень получателей субсидируемых кредитов в рамках реализации Государственной программы.

Исследованию направлений диверсификации источников финансирования в реализации задач финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций посвящена пятая группа проблем финансового оздоровления.

Реализация Приоритетного национального проекта "Развитие АПК", а также федеральных целевых программ позволила укрепить финансовое состояние отдельных сельскохозяйственных организаций. Несмотря на принимаемые меры, действующая система государственной поддержки сельскохозяйственных организаций не позволяет в достаточной степени решить проблемы, накопившиеся в сельском хозяйстве. Сложившимися инструментами государственной финансовой поддержки (субсидирование процентной ставки по кредитам, возмещение в размере 100% суммы первоначального взноса по договору лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования, компенсация части затрат на производство сельскохозяйственной продукции, приобретение новой сельскохозяйственной техники и оборудования) практически могут пользоваться только прибыльные сельскохозяйственные организации.

Бюджетная политика государства по субсидированию сельскохозяйственных организаций оказывает влияние на результативность их деятельности, что подтверждается статическим исследованием, результаты которого представлены в табл. 3. В рамках выделенных групп определена теснота взаимосвязи показателей финансового состояния сельскохозяйственных организаций Ульяновской области с размером полученных бюджетных субсидий.

Таблица 3

Влияние государственной поддержки на финансовую

устойчивость сельскохозяйственных организаций

Ульяновской области

Показатели Группы сельскохозяйственных

организаций по сумме полученных

в 2009 г. субсидий, тыс. руб.

До 2000 2000-4000 Свыше 4000

Количество организаций в группе 113 78 65

Получено целевых субсидий,

тыс. руб. 956,3 2145,0 4829,0

Коэффициент текущей ликвидности 1,24 1,32 1,49

Коэффициент финансовой

независимости 0,32 0,36 0,39

Коэффициент соотношения

заемных и собственных средств 1,81 1,63 1,59

Коэффициент финансовой

устойчивости 0,6 0,61 0,62

Рентабельность производства, % 13,0 21,8 22,5

Чистая прибыль, тыс. руб. 850,6 3177,0 6091,7

Следует вывод: чем больше размер полученных организациями субсидий, тем лучше все показатели их финансового состояния в целом и платежеспособности, финансовой независимости, финансовой устойчивости и рентабельности в частности; в несколько раз больше размер полученной прибыли. Однако в Федеральном бюджете России доля расходов на сельское хозяйство незначительна, что подтверждают данные табл. 4.

Таблица 4

Расходы федерального бюджета РФ на сельское хозяйство

Показатели

бюджета Годы

2005 2006 2007 2008 2009 г. с учетом


загрузка...