”Жертва” как феномен социально-политического конфликта (теоретико-методологический анализ) (13.10.2008)

Автор: Козырев Геннадий Иванович

Участники

Жертва

Косвенная

сторона 1

«Третья

сторона»

Косвенная

сторона 2

Субъекты и участники, имеющие свой интерес в поддержке стороны 1

Посредники

Судьи (арбитры)

Миротворцы

Субъекты и участники, имеющие свой интерес в поддержке стороны 2

Жертва социально-политического конфликта – это пострадавшие в результате конфликтных действий противоборствующих сторон люди, которые не принимают непосредственного участия в конфликте. На рис. 1 жертва занимает промежуточное положение между двумя противоборствующими сторонами. Это вариант, когда жертва не имеет отношения ни к одной из воюющих сторон, например, пострадавшие в результате конфликта жители нейтральной страны. Другой вариант, когда жертва имеет определенные отношения к одной из воюющих сторон, например, когда пострадавшие в результате конфликта - мирные граждане воюющей страны. В этом случае, положение жертвы в структуре конфликта может сместиться, и она займет место в структуре «пострадавшей» стороны. В социально-политическом конфликте возможен вариант, когда жертвы «по принадлежности» могут иметь место в структуре каждой из противоборствующих сторон, и одновременно может иметь место «нейтральная жертва». Немаловажными являются вопросы о том, в результате насильственных действий какой стороны появились жертвы, кого пострадавшие (и другие) считают виновным в появлении жертв, у кого они ищут защиты? От ответов на эти вопросы также зависит положение жертвы в структуре конфликта.

Третья сторона конфликта может включать в себя посредников, судей, миротворцев и др. Основная функция третьей стороны – тем или иным образом способствовать разрешению конфликта.

Вводимое автором понятие «косвенная сторона конфликта» может иметь сложную структуру, включающую в себя следующие составляющие: латентных субъектов (организаторов-сценаристов) конфликта, подстрекателей, провокаторов, спонсоров и др. Суть деятельности «косвенной стороны» заключается в том, чтобы добиваться своих целей, формально не принимая непосредственного участия в том или ином конфликте. Кроме того, обладая необходимыми экономическими, политическими и иными ресурсами, «косвенная сторона» может подготовить и спровоцировать необходимый ей конфликт «в нужное время» и «в нужном месте». «Косвенная сторона», как правило, воздействует на конфликт опосредованно: 1) оказывает всестороннюю помощь одной («своей») стороне конфликта; 2) создает осложнения для противостоящей стороны; 3) оказывает давление на третью сторону для того, чтобы в процессе урегулирования конфликта принимаемые решения отвечали интересам «косвенной стороны». Она может также войти в состав третьей стороны и играть там доминирующую роль, и таким образом контролировать процесс урегулирования конфликта, добиваться принятия выгодных для себя решений. В особых случаях, когда способы опосредованного влияния на конфликт не приносят желаемого результата, «косвенная сторона» может «скинуть маску» и принять непосредственное участие в конфликте в качестве реального субъекта. Организуемые и провоцируемые «косвенной стороной» конфликты могут быть всего лишь тактической операцией в более крупном стратегическом противостоянии (противоборстве) политических «тяжеловесов».

Под средой развития социально-политического конфликта автор понимает условия, в которых зарождается и развивается социально-политический конфликт. На изменение параметров пространства политической борьбы могут оказывать влияние те или иные стороны конфликта, например, локализуя конфликт или вовлекая в него новых участников.

Предложенная автором структура конфликта (рис. 1) дает представление о сложной системе конфликтного взаимодействия сторон и о наличии «жертвы» в структуре конфликта. В ходе развития конфликта и/или в ходе целенаправленного конструирования сторонами образа «жертвы», жертва может стать основным предметом конфликта.

Вторая глава «Жертва» в социально-политическом конфликте: сущность, содержание, типология» состоит из четырех параграфов.

Первый параграф «Понятие «жертва»: социологическое измерение». Ввиду отсутствия специальных социологических исследований, посвященных такому феномену как «жертва» в социально-политическом конфликте, автор анализирует, как определяется сущность этого явления в таких научных направлениях как: социальная антропология (этническая культурология), виктимология, отечественное и международное право. Кроме того, автором были проанализированы возможные случаи появления жертв в результате конфликтных действий сторон.

Сам термин «жертва», по мнению автора, происходит из обряда жертвоприношения, в котором жертва представлялась как искупительный дар или плата определенным трансцендентным силам за их благосклонность к людям, приносящим жертву. В этом случае жертва представляется как некий эквивалент обмена между реальными и мифическими субъектами «взаимодействия». Если обряд жертвоприношения рассматривать как способ урегулирования (предотвращения) конфликта между людьми и определенными трансцендентными силами, то жертва становится заместительным объектом виртуального конфликта. В межплеменных конфликтах акт жертвоприношения нередко использовался для предотвращения распространения взаимного насилия и нормализации отношений между сторонами. Но здесь уже акт жертвоприношения выполняет не только функции замещения, но и функции «возмещения» (компенсации) нанесенного другой стороне ущерба. Таким образом, в условиях отсутствия судебной системы, решались проблемы восстановления справедливости, и подтверждалась готовность продолжать добрососедские отношения. При этом жертва играет двойственную роль: первая связана с установлением и поддержанием отношений с другим субъектом (урегулирование внешнего конфликта); вторая – с внутригрупповой идентификацией людей, приносящих жертву. Исследование явных и латентных функций «жертвы» в обряде жертвоприношения, по мнению автора, позволяет сделать следующие выводы: 1) во взаимодействии жертва занимает промежуточное положение, т.е. не является ни одной из сторон взаимодействия (сторон конфликта); 2) сторона, приносящая жертву, вправе рассчитывать на равноценный ответный дар. Неоплаченная жертва может привести стороны к конфликту; 3) нахождение заместительной жертвы и совершение акта жертвоприношения над ней, способствуют обузданию насилия и предотвращению конфликтов внутри социальной общности; 4) общая жертва способствует идентификации людей, приносящих жертву.

Виктимология (от лат. victima – жертва и греч. logos – учение) исследует, прежде всего, состояния и факторы, способствовавшие превращению человека в жертву целенаправленного насилия или несчастного случая. Эта наука исследует, прежде всего, различные свойства, качества и состояния человека, которые повышают вероятность его превращения в жертву. «Жертва» в виктимологии – это пострадавший в результате целенаправленного насилия или несчастного случая человек, нередко сам способствовавший превращению себя в жертву. Опыт исследования «жертвы» в виктимологии, по мнению автора, дополняет наше представление о жертве следующими аспектами: 1) дает представление о социально-психологических основаниях появления жертвы в социально-политическом конфликте; 2) дает представление о фрустрационных механизмах трансформации жертвы в субъект социально-политического конфликта; 3) позволяет считать жертвами не только реально пострадавших людей, но и тех, которые ощущают себя потенциальной жертвой возможного насилия (возможных террористических актов).

Понятие «жертва» используется также в отечественном и международном праве. В отечественной юридической теории и практике под «жертвой» понимается человек (сторона) пострадавший в результате действий другого (другой стороны). В политической терминологии и в юридической теории и практике также существует понятие «жертва политических репрессий», под которое подпадают люди, признанные Верховным Судом Российской Федерации (СССР) невинно пострадавшими в результате неправомерных действий государственных (политических) органов власти. Такое представление о жертве способствует пониманию того, что жертва – это невинно пострадавшие люди, которые не представляли реальной угрозы своим посягателям.

Что касается международного права, то в Женевских конвенциях и в Дополнительных протоколах регламентируется право жертв на получение помощи, а также право и обязанность воюющих государств и третьих стран оказывать помощь жертвам. При этом, к жертвам отнесены следующие категории граждан: раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, будь то гражданские лица или военнослужащие; гражданское население, затронутое конфликтом, которому угрожает голод; заложники, депортированное гражданское население, люди, незаконно содержащиеся под стражей, вынужденные переселенцы (беженцы) и др. Приведенный перечень лиц, по мнению автора, дает общее представление о том, кого следует считать пострадавшим в ходе вооруженного конфликта и кому необходимо оказывать гуманитарную помощь. Однако в международном праве нет однозначного определения понятия «жертва». Нет и четких разграничений между такими понятиями как «жертва», «потеря», «пострадавший».

В эпоху войн жертвами становятся жители захваченных городов и поселений поверженных и еще воюющих сторон конфликта, т. е. люди, имеющие какое-то отношение к противоборствующей стороне, но не принимающие прямого участия в конфликте и не представляющие непосредственно никому угрозу. Жертва, как правило, не вооружена и беззащитна перед участниками конфликта. В широком смысле под понятие «жертва» подпадают не только люди, лишенные жизни, но и подвергшиеся другим видам насилия. При этом важно чтобы фактическое наличие жертв получило формальное признание со стороны «значимых других».

Рассмотренные выше представления о жертве, по мнению автора, позволяют выделить несколько критериев определения понятия и сути такого феномена как жертва в социально-политическом конфликте:

1) пострадавшие – люди, подвергшиеся насилию, в результате которого им причинен определенный ущерб;

2) пострадавшие, которые непосредственно не причастны к конфликту, в результате которого они пострадали, т.е. не являются конфликтующей стороной (субъектом, участником);

3) пострадавшие, которые не представляли непосредственной угрозы своим посягателям. Жертва не вооружена и беззащитна перед конфликтующими сторонами;

4) наличие жертвы в конфликте предполагает выявление виновных (посягателей, агрессоров) в ее появлении и принятию мер по их наказанию и возмещению причиненного ими ущерба. «Неоплаченная» жертва может привести стороны к новому конфликту;

5) общая жертва способствует идентификации и мобилизации людей на борьбу с посягателем (виновником ее появления). Общая жертва также может стать причиной или предлогом для формирования образа врага, виновного в ее появлении;

6) пострадавшие, признанные жертвами со стороны «значимых других»;

7) жертвами могут быть признаны не только реально пострадавшие в результате насилия люди, но и те, которые ощущают себя потенциальной жертвой возможного насилия (например, возможных террористических актов);

8) в ходе развития социально-политического конфликта жертва может трансформироваться в его субъект.

На основании приведенных критериев автор формулирует определение понятия «жертва». Итак, жертва социально-политического конфликта – это пострадавшие в результате конфликтных действий противоборствующих сторон люди, которые не принимают непосредственного участия в конфликте и признанные в качестве пострадавших «значимыми другими».

Во втором параграфе «Причины появления жертвы в социально-политических конфликтах» автор анализирует причины их возникновения, затем причины и виды насилия в конфликтах, и как следствие – появление жертвы. Все многообразие причин возникновения внутригосударственных социально-политических конфликтов, по мнению автора, можно свести к четырем основаниям: 1) Ущемление базовых социально-экономических и политических интересов значительной части населения страны или социальных групп и общностей. 2) Различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, представлениях по поводу политического и социально-экономического развития общества (различия политических культур). 3) Борьба между различными социальными слоями и группами интересов за власть и ресурсы в обществе (конфликт политических интересов). 4) Процессы идентификации граждан, осознание ими своей принадлежности к определенным социальным, этническим, религиозным и другим общностям и конфронтация с другими группами (конфликт идентичности). Причинами возникновения международных социально-политических конфликтов являются несовместимые социальные и политические интересы и ценности сторон.

В основе насилия, по мнению автора, лежат стремление к господству и доминированию над другими, а также борьба за жизненные ресурсы, в том числе и за власть. В узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических и моральных травм. В широком смысле под насилием понимается любой ущерб (физический, моральный, психологический, идеологический и др.), или любые формы принуждения в отношении социальных групп и индивидов. Автор анализирует различные подходы к типологизации насилия и выделяет следующие его виды: прямое, структурное, «культурное» (по Галтунгу) и символическое. Особое внимание при этом уделяется политическому насилию как особой форме принуждения, которая дает возможность людям, обладающим властью, подчинять своей воли тысячи и миллионы других людей. Политическое насилие может иметь различные основания и преследовать различные цели, но основной целью политического насилия является борьба за власть и властные отношения. Таким образом, стремление к господству и доминированию одних людей, может превращать других в жертвы.

В плане конструирования новой социальной реальности (в том числе и образа жертвы), особый интерес представляет такой вид насилия как символическое насилие. В качестве одного из примеров символического насилия П. Бурдье считает «претензии на легитимное манипулирование категориями восприятия». Когда обладающий монополией на символический капитал актор навязывает обществу свое видение мира и интерпретирует те или иные события, исходя из своих интересов и таким образом детерминирует поведение людей. Особенность символического насилия заключается в том, что оно является не очевидным, «незаметным», но при этом оно становится причиной многочисленных реальных и мнимых «жертв».

В третьем параграфе «Типологизация «жертвы» автор разрабатывает классификацию жертв на основании причин появления реальных жертв в конфликте. Он выделяет следующие основания:

1)Случайная жертва – появившаяся в результате непреднамеренных по отношению к пострадавшим действий конфликтующих сторон или стечения обстоятельств.


загрузка...