Психологические условия организации психолого-педагогического пространства Центра детского развития (13.09.2010)

Автор: Володько Наталия Валерьевна

Обоснование конкретных характеристик психической готовности детей к учению и моделирование различных уровней психологической готовности ребенка к школе.

Разработка рекомендаций по формированию детской группы – класса. Изучение и анализ особенностей развития ребёнка на этапе дошкольного детства (беседы с родителями, анализ карт психологического развития Центра, документов из дошкольного учреждения)

Формирование и обоснование программы (концепции) развития класса на основе анализа психологической готовности детей к учению.

Формирование детской группы - класса.

Преобразующие действия, отражающие возможность преобразования предметного содержания в средства педагогической диагностики Разработка и реализация системы диагностической работы на различном предметном материале с целью изучения особенностей развития детей в процессе развития и обучения в ДОУ. Осуществление системы диагностической работы на различном предметном материале с целью изучения особенностей развития детей как субъектов учебной деятельности

Прогностические и проектировочные действия, позволяющие на основе анализа осуществлять прогнозирование детского развития и проектировать условия для его достижения в условиях психолого-педагогического пространства

Моделирование целей и задач развития детей в дошкольный период.

Прогнозирование дальнейшего развития конкретного ребенка или группы

Обоснование концепции развития группы : формулировка целей развития, подбор игрового и предметного содержания, обеспечивающего возможность решения обучающих и воспитывающих задач.

Осуществление психолого-педагогического сопровождения детского развития в условиях интегративного взаимодействия. Моделирование целей развития младших школьников, конкретизация направлений развития ребенка, как субъекта учения: развитие мотивов учения, познавательной активности, поведения и деятельности и т.д.

Обоснование принципов подбора содержания обучения младших школьников и его технологического обеспечения в соответствии с программой целей и возможностями детей.

Осуществление психолого-педагогического сопровождения детского развития в условиях интегративного взаимодействия.

Таким образом, в результате реализации предложенной системы совершенствования психолого-дидактической компетентности педагогов в условиях психолого-педагогического пространства, мы можем говорить о развитии таких значимых рефлексивно-проектировочных профессиональных действия педагогов, позволяющих учителям начальной школы и воспитателям ДОУ обеспечивать эффективную систему сопровождения дошкольников и младших школьников на основании прогнозирования детского развития в условиях психолого-педагогического пространства.

Построение такой единой системы работы со специалистами образования позволяет говорить о возможности организации интегративного психолого-педагогического пространства не только в условиях центра, но и в образовательных учреждениях города под научным руководством высокопрофессиональных психологов кафедры.

Четвертая глава нашего диссертационного исследования «Анализ результатов экспериментального исследования развития субъектов психолого-педагогического пространства как оценка эффективности модели деятельности Центра детского развития» посвящена описанию и анализу результатов апробации теоретико-прикладной психолого-педагогической модели деятельности Центра как единой системы интегративного взаимодействия субъектов развивающего психолого-педагогического пространства и оценке ее эффективности.

Главной целью этой части исследования был анализ и оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения процесса детского развития в условиях психолого-педагогического пространства Центра.

В рамках экспериментального исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить мониторинг актуальных проблем детского развития на этапах дошкольного и младшего школьного возрастов, определить особенности психологического здоровья детей на обозначенных этапах онтогенеза

2. Исследовать особенности профессиональной деятельности и уровень развития профессиональной компетентности психологов, педагогов ДОУ и учителей начальной школы.

3. Выявить особенности детско-родительских отношений на разных этапах онтогенеза и определить уровень психолого-педагогической компетентности родителей.

4. Разработать и апробировать теоретико-прикладную психолого-педагогическую модель деятельности Центра как единой системы интегративного взаимодействия субъектов развивающего психолого-педагогического пространства.

5. Исследовать эффективность разработанной модели деятельности Центра с позиций обеспечения эффективных условий для детского развития на разных этапах онтогенеза, возможностей для совершенствования профессиональной компетентности субъектов психолого-педагогического пространства.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Психологического центра при кафедре психологии и педагогики ФГОУ ВПО «СарФТИ», а также на базе ДОУ и образовательных учреждений различного статуса г. Саров.

В исследовании приняли участие:

дети дошкольного и младшего школьного возраста – 498 человек;

педагоги-психологи образовательных учреждений – 48 человек;

педагоги образовательных учреждений – 116 человек (из них воспитатели детских образовательных учреждений – 62 человека, учителя начальной школы – 54 человека)

родители дошкольников и младших школьников –330 человек.

жители г.Саров – 992 человека.

Для изучения эффективности деятельности Центра как пространства детского развития необходимо было, прежде всего, определить критерии или показатели продуктивности детского развития в условиях пространства.

Под продуктивным детским развитием мы понимаем, прежде всего, личностное развитие ребенка, становление его субъектности в процессе его жизнедеятельности. Мы сочли наиболее целесообразным обратиться к содержанию понятия психологическое здоровье, как главной интегральной характеристике благополучного развития ребенка на разных этапах онтогенеза, включающей в себя несколько компонентов: личностный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности (И.В.Дубровина). Анализ концептуальных подходов к данной проблеме (К.А.Абульханова, Б.С.Братусь, И.В.Дубровина, Л.В.Куликов, А.Маслоу, Б.Г.Мещеряков, Г.С.Никифоров, К.Роджерс, В.И.Слободчиков, В.Франкл, Э.Фромм, О.В.Хухлаева, Э.Эриксон) позволил нам выделить следующие критерии психологического здоровья ребенка:

эмоциональное благополучие ребенка (положительный эмоциональный фон, адекватный уровень тревожности, отсутствие невротических страхов, отсутствие ярко выраженных внутриличностных симптомокомплексов);

позитивное самоотношение и адекватный, характерный для данного возрастного этапа развития, уровень самооценки;

активное и конструктивное взаимодействие со сверстниками,

проявление продуктивной активности как субъекта той или иной деятельности (положительная мотивация к деятельности, а также уровень сформированности ведущего вида деятельности),

высокий уровень рефлексии и саморегуляции (в соответствии возрастными особенностями).

Мы выделили психологическое здоровье ребенка как некоторый обобщенный показатель продуктивного развития ребенка, характеризующий кроме указанных личностных особенностей и другие достижения ребенка - особенности психологической готовности ребенка к учению в школе, уровень развития учебной деятельности, особенности сформированности внутренней позиции школьника и др.

На основании обобщенных результатов проведенного на этапе констатирующего эксперимента психодиагностического исследования актуальных потребностей развития детей на этапе дошкольного и этой же группы детей на этапе младшего школьного возраста, и на основании выделенных нами критериев психологического здоровья, мы сочли возможным распределить детей по выделенным нами трем уровням психологического здоровья (см. Рис.1).

Высокий уровень – гармоничное развитие личностной, эмоциональной, познавательной сферы, благоприятные детско-родительские отношения, отсутствие выраженных тревог, страхов, агрессивности, активное взаимодействие со сверстниками, инициативность в общении с детьми, развитые навыки конструктивного взаимодействия с детьми, высокий уровень рефлексии, высокая самооценка

Средний уровень – отмечаются 1-2 признака дисгармоничного развития при благоприятных показателях в других аспектах (например, наличие выраженной тревожности у ребенка, либо недостаточно сформированы навыки конструктивного общения со сверстниками при благоприятных показателях в других сферах);


загрузка...