Правовой порядок Российской Федерации в сфере противодействия коррупции: теоретико-правовое исследование (13.09.2010)

Автор: Шишкарёв Сергей Николаевич

Шишкарёв Сергей Николаевич

ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК В СФЕРЕ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ:

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Специальность 12.00.01 – теория права и государства;

история учений о праве и государстве

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Москва – 2010

Работа выполнена на кафедре теории государства и права

Московского университета МВД России.

Научный консультант – Заслуженный работник высшей школы

Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор

Кикоть Владимир Яковлевич

Официальные оппоненты: Доктор юридических наук, профессор

Артемьев Александр Михайлович

Доктор юридических наук, профессор

Коровников Александр Венедиктович

Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

Радько Тимофей Николаевич

Ведущая организация – Военный университет Министерства обороны Российской Федерации

Защита состоится «25» ноября 2010 г. в 11.00 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 203.019.01 при Московском университете МВД России (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России.

Автореферат разослан « » 20___ г.

Ученый секретарь

диссертационного совета И. И. Лизикова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Коррупция в России и мире получила широкое распространение во всех слоях общества и среди всех ветвей власти. Очевидно, что коррупция является не только общественным злом, требующим адекватной моральной оценки обществом, но и существенным тормозом общественного развития, формирования рыночных отношений и институтов демократии. В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ от 12.11.2009 Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что борьба с коррупцией должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым проявлениям этого социального зла.

Об остроте проблемы противодействия коррупции в нашей стране свидетельствуют результаты исследования, проводимого в рамках совместного аналитического проекта Standard & Poor’s и Центра экономических и финансовых исследований и разработок при Российской экономической школе. Российский индекс транспарентности 90 крупнейших российских публичных компаний в 2008 году составил только 56 %. Согласно данным Индекса восприятия коррупции (ИВК) за 2008 год, опубликованного «Транспэренси Интернешнл», показатель России – 2,1 (ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять – наименьший). В 2007 году этот показатель составлял 2,39. Примерно на том же уровне находятся такие страны, как Сирия, Бангладеш, Кения. О масштабах коррупции свидетельствует и то, что за первое полугодие 2009 года рассмотрено свыше 4,5 тысяч дел коррупционной направленности. Среди осужденных – 532 представителя органов

государственной власти и органов местного самоуправления, более 700

работников правоохранительных органов.

Законодательство, которому отводится первостепенная роль в борьбе с коррупцией, тем не менее, является лишь внешним выражением данных противоречий, коренящихся в социальных процессах. Это не значит, что оно пассивно в отношении коррупционных отношений. Напротив, пробелы в правовом регулировании определенной совокупности общественных отношений, правовые коллизии, неопределенность правовых норм могут быть стимулом для развития коррупции. В то же время законодательство может устранять социальные причины этого зла. Однако следует подчеркнуть, что правовые средства здесь вторичны. Коррупция является следствием происходящих в обществе экономических и политических процессов: политической нестабильности, экономического упадка, деградации морали, ослабления системы социального контроля. Дефекты правовой системы являются лишь одним из факторов, обусловливающих данное явление. Противодействие коррупции должно строиться на воле политической власти и ее органов, опирающейся на осознание большей частью населения необходимости искоренения этого социального зла. Это является главным условием формирования эффективного правового порядка государства в сфере противодействия коррупции (антикоррупционный правопорядок).

Необходимо отметить, что формирование российского антикоррупционного законодательства осуществляется с начала 90-х годов прошлого века. Однако поворотным пунктом в становлении правового порядка в данной сфере стало принятие Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в систематической форме изложившем принципы, направления и правовые начала борьбы с коррупцией в нашей стране, что обеспечило значительные изменения в его структуре, придало социальную направленность функционирования.

Между тем, принятие данного систематизирующего акта (также как и принятие Федерального закона от 25.12.2008 № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”» и Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003 и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999, а также принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”») является лишь первым этапом становления нового правопорядка в сфере противодействия коррупции. О необходимости его дальнейшего развития свидетельствует совокупность противоречий противодействия коррупции, которые группируются в четырех основных группах: концептуальная неразработанность целей и задач антикоррупционной политики, правовая неурегулированность определенной совокупности общественных отношений, доктринальная неопредленность и чрезмерное расширение законодательного определения понятия коррупции и коррупционного преступления, противоречия действующего законодательства. Указанные обстоятельства определяют актуальность обращения к системному теоретико-правовому исследованию формирования правового порядка Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема противодействия коррупции давно является предметом пристального внимания политологов, социологов, юристов. Между тем теоретико-правовой анализ правоотношений, правовых норм и социально-правовых институтов, характеризующих российский правовой порядок в сфере противодействия коррупции, не смотря на его актуальность, предпринимался крайне редко и в целом следует констатировать существенный пробел в данном направлении научных исследований. В то же время необходимо указать на детальную разработанность многих аспектов проблемы, что позволяет сформировать эффективный методологический инструментарий диссертационного исследования.

Существенное теоретико-методологическое значение для настоящего диссертационного исследования имеют работы таких правоведов, как А.И. Алексеев, В.С. Афанасьев, А.Г. Бережнов, В.П. Божьев, В.Н. Бутылин, И.И. Веремеенко, Н.В. Витрук, И.Я. Дюрягин, М.И. Еропкин, В.Д. Зорькин, Л.М. Колодкин, С.А. Комаров, А.П. Коренев, В.В. Лазарев, А.С. Ловинюков, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, С.М. Петров, Л.Л. Попов, А.С. Прудников, Т.Н. Радько, В.П. Сальников, А.В. Серегин, В.Н. Синюков, Ю.А. Тихомиров и др., которые оказали существенное влияние на современную теорию управления и обусловили основные принципы изучения коррупции как социально-правового феномена. А также работы С.С. Алексеева, В.В. Борисова, А.С. Шабурова, А.Ф. Черданцева и др., посвященные проблемам теоретико-правовой интерпретации правопорядка и законности.

Необходимо признать значение для современных исследований противодействия коррупции доктринально-правового подхода, обобщающего отечественные и зарубежные интерпретации сущности государственного управления, сформулированного в работах таких отечественных мыслителей, как К.П. Победоносцев, Б.Н. Чичерин, В.П. Кавелин, П.И. Новгородцев, а также в трудах таких их последователей, как Н.Н. Аллексеев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Е.Н. Трубецкой, Н.И. Палиенко, А.С. Ященко, внесших большой вклад в изучение проблем институционализации его форм в контексте анализа исторического опыта национальных государств, самобытности их государственности и культуры.

Следует отметить важность работ современных авторов, в которых сформулированы институциональный, теоретико-правовой, антропологический, социально-правовой подходы к анализу проблемы функционирования государственной власти в современных условиях (С.С. Алексеев, В.М. Баранов, В.Ю. Верещагин, В.В. Дорогин, А.И. Денисов, В.А. Дрожжин, Д.Ю. Шапсугов, В.Ю. Шпак и др.).


загрузка...