Педагогическая герменевтика в деятельности руководителя органа внутренних дел (13.09.2010)

Автор: Сердюк Наталья Владимировна

5) применение для оформления интерпретативных версий не только специальных терминологических, но и образно-метафорических языковых средств, в которых наиболее определенно проявляются ценностное отношение к предмету герменевтической интерпретации педагогического знания и рефлексивный характер поиска универсальных профессионально-культурных смыслов.

В целом концепция педагогической герменевтики вкупе с соответствующей методикой доказали свою обоснованность и продуктивность для совершенствования управленческой деятельности руководителя, особенно ее профессионально-педагогической составляющей. Реализация положений данной концепции на практике позволила достичь цели и решить задачи эксперимента, подтвердить его гипотезу. Полученные результаты послужили предпосылкой для обоснования основных направлений развития педагогической герменевтики в управления органами внутренних дел.

Четвертая глава «Основные направления развития педагогической герменевтики в деятельности руководителя органа внутренних дел» посвящена дидактическим возможностям педагогической герменевтики в профессиональном обучении кадров, описанию конкретных приемов и средств педагогической герменевтики в профессиональном воспитании сотрудников, а также развитию риторической культуры и языковой компетентности руководителя ОВД.

Руководитель органа внутренних дел - не только начальник, но и должностное лицо, отвечающее за профессиональную обученность, подготовленность личного состава. В этой связи от него требуется не только планирующая и контролирующая деятельность в области профессионального обучения, но и способность на высоком научно-методическом уровне проводить учебные занятия в системе служебной подготовки. Поэтому руководитель должен обладать обширными знаниями в области применения современных обучающих концепций и технологий для эффективной профессиональной подготовки подчиненных ему сотрудников органов внутренних дел.

Возможности педагогической герменевтики в профессиональном обучении кадров органов внутренних дел, поистине, безграничны, поскольку адресуют обучающего и обучающихся к смыслостроительству в контексте любой образовательной системы, дидактической концепции и педагогической технологии.

Компетентный в герменевтическом понимании руководитель — специалист в постановке и решении неточных педагогических задач, складывающихся в той или иной педагогической управленческой ситуации.

Профессиональную герменевтическую компетентность руководителя ОВД можно определить как его интегральную характеристику, отражающую уровень его способностей и готовности к пониманию, проектированию и интерпретации профессионального замысла, отвечающего уровню понимания, запросам сотрудников и собственным (к обнаружению и решению педагогических задач).

Герменевтическая культура руководителя ОВД — ядро его профессиональной зрелости. Она проявляется в опыте построения педагогического процесса в органе внутренних дел на принципах понимания и взаимоуподобления всех его участников.

Конкретные проявления герменевтической культуры как базовой составляющей профессиональной компетентности и зрелости руководителя при всем их многообразии инвариантны относительно гуманитарных координат управленческой деятельности. Такими координатами в профессиональной деятельности выступают другодоминантность, понимание, диалогичность, рефлексивность, педагогическая толерантность, метафоричность. Эти координаты образуют педагогическую систему, в которой происходит мысленная достройка конкретной профессиональной ситуации каждым сотрудником. Ядром герменевтической культуры руководителя органа внутренних дел, точкой, в которой стягиваются эти координаты, является стиль нового, понимающего педагогического мышления.

С позиций педагогической герменевтики важным условием эффективности процесса профессионального обучения и воспитания кадров органов внутренних дел является выбор руководителем корректной стратегии речевого общения.

Одна из особо значимых стратегий педагогического понимания — стратегия профессионального общения. Общение руководителя и сотрудника — основа педагогического процесса, главное средство, с помощью которого открываются ценности, образцы профессиональной культуры, смыслы, носителями которых являются непосредственные участники педагогического процесса. Общение — своеобразное духовное пространство, в котором руководитель и сотрудник проявляют свою индивидуальность, происходит их личностное развитие.

Стратегия общения (речевая стратегия) – это творческая реализация плана построения руководителем своего речевого поведения в целях достижения общей глобальной языковой / неязыковой задачи профессионального общения в конкретной интеракции; это гибкий механизм, подвергающийся в ходе общения постоянной корректировке, изменению в поисках оптимальных управленческих решений.

Для руководителя органа внутренних дел - практического педагога знание социальных норм употребления языка (выбора той или иной речевой стратегии) становится инструментом повседневной работы. Ведь эффективность педагогической коммуникации со своими подчиненными, по сути, воспитанниками, определение тенденций развития отношений профессионального сотрудничества, взаимопонимания, предотвращение конфликтных ситуаций или прогнозирование последствий конфликтов невозможны без учета профессиональных стереотипов, обусловливающих социальную норму употребления языка.

Педагогическая герменевтика играет значительную роль в осмыслении взаимопонимания субъектов педагогического процесса, осуществляемого в органе внутренних дел, и в целом в достижении успешного результата в области профессионального воспитания персонала. Действительно, смысловое мышление субъектов указанного процесса выступает здесь в качестве важной составляющей их взаимопонимания.

Смысловое мышление в педагогическом процессе – это способность понимать, принимать, сотрудничать, сочувствовать, сопереживать, достигать согласия (не забывая о развивающей требовательности), интегрировать, взаимно уподобляться. В этой связи возможности педагогической герменевтики в профессиональном воспитании персонала, построенном на развитии смыслового мышления каждого сотрудника органов внутренних дел, - это тот потенциал, который позволит формировать ценностное отношение к профессии милиционера, выявить ее глубоко гуманистическую сущность.

Гуманистический смысл процедуры герменевтической интерпретации педагогического знания заключается, в частности, в том, что в ходе нее достигаются самопонимание, признание себя в профессии, взаимное понимание с коллегами, принятие друг друга, рождение корпоративного духа, солидарности, сотрудничество. Следовательно, ценностно-смысловое равенство субъектов педагогического процесса выражается в признании достоинства личности каждого сотрудника органа внутренних дел, а тем более гражданина, которого он призван защищать; в соблюдении профессионально-этических норм правоохранительной деятельности.

III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1. В ходе проведенного исследования созданы предпосылки для констатации возникновения новой педагогической отрасли - педагогической герменевтики, возникшей на стыке философского, культурологического, лингвистического, психологического и собственно педагогического знания; представлена ее методология, опирающаяся, прежде всего, на анализ категорий понимания и интерпретации, их критериях, герменевтике как универсальном методе гуманитарных наук; специфике педагогической герменевтики в деятельности руководителя органа внутренних дел.

Объект педагогической герменевтики – педагогическая среда, деятельность органов и людей, целенаправленно занимающихся ее формированием и развитием. Предмет – герменевтико-педагогические явления, закономерности и механизмы, присущие и являющие себя при функционировании любой педагогической системы общества, педагогических феноменов и субъектов педагогических систем (государственных органов, образовательных учреждений, руководителей, иных должностных лиц и пр.). Цель педагогической герменевтики – обобщение и выдвижение методологического и методического аппарата, эффективного инструментария, для достижения наиболее полного, глубокого, многоаспектного понимания и взаимопонимания всеми участниками педагогического процесса, имеющего место в любой общественной системе и организации с целью повышения результативности совместной деятельности членов этой системы или организации. Задачи педагогической герменевтики имеют свою специфику в зависимости от сферы применения. В частности, педагогическая герменевтика в деятельности руководителя органа внутренних дел направлена на решение оперативно-служебных задач, в том числе, ее методами и средствами для повышения эффективности профессиональной деятельности как самого руководителя, так и подчиненного ему персонала, органов внутренних дел в целом за счет достижения наиболее глубокого и полного понимания целей и ценностей правоохранительной деятельности, направленной на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства граждан своей страны, укрепления законности и правопорядка.

2. Значимость факта возникновения педагогической герменевтики, необходимость и актуальность ее применения для совершенствования теории и практики органов внутренних дел, решающих сложные, многоаспектные задачи борьбы с преступностью, терроризмом, профилактикой преступлений и правонарушений в обществе, определили насущную потребность разработки концептуальных основ педагогической герменевтики в деятельности руководителя органа внутренних дел. Реформирование системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на современном этапе, широта задач, стоящих перед органами внутренних дел и непосредственно перед руководителями по борьбе с коррупцией в собственных рядах, необходимость углубления доверия к милиции со стороны населения и повышения престижа службы в органах внутренних дел, выдвинули необходимость поиска и определения новой, действенной педагогической основы, способной решать указанные задачи. Такой основой выступает концепция педагогической герменевтики в деятельности руководителя органа внутренних дел, представляющая собой системный взгляд на проблемы педагогики в органах внутренних дел и деятельность управленца, основанную на принципах другодоминантности, диалогичности, рефлексивности и педагогической толерантности.

Применение в теории и практике профессионального воспитания, обучения и развития сотрудников органов внутренних дел герменевтического подхода, не сводимого к познанию истины, а неразрывно связанного с ценностями, - это необходимое условие достижения гуманистической направленности педагогики в органах внутренних дел.

3. Проведенное опытно-экспериментальное исследование практики педагогической герменевтики в деятельности руководителя органа внутренних дел выявило реальный уровень герменевтической компетентности руководителя, который находится в процессе формирования и развития, чему, несомненно, способствовала разработанная автором методика педагогической герменевтики и авторский специальный курс «Основы педагогической герменевтики для руководителя органа внутренних дел», применяемая в системе служебной подготовки, явившая собой положительную динамику в личностной сфере руководителя и в результатах его профессиональной деятельности, а также получившая высокую экспертную оценку руководителей центрального аппарата Министерства внутренних дел.

Методика педагогической герменевтики для руководителя органа внутренних дел предполагает выработку личностных смыслов в профессиональной деятельности на основе самопонимания и рефлексии руководителя-педагога над собственным профессиональным и иным опытом.

4. Анализ теории и практики педагогической герменевтики в деятельности руководителя органа внутренних дел позволил определить основные направления ее развития: оптимизация процесса профессионального обучения средствами педагогической герменевтики, совершенствование профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел, развитие педагогической компетентности руководителя, включающую специальную, герменевтическую компетентность, а также совершенствование культуры речи и развитие риторической индивидуальности руководителя органа внутренних дел как эффективного средства воздействия и взаимодействия с коллегами и гражданами, гражданским обществом в целом.

Развитие языковой способности, широкого языкового мышления, риторического мастерства руководителя органа внутренних дел – практического педагога – это неотъемлемая часть его профессиональной подготовки и самообразования, а уровень сформированности речевой способности должен выступать одним из показателей педагогического профессионализма, характеризующим степень развития рефлексивных и проективных качеств и самосознания руководителя в целом.

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К основным рекомендациям реализации положений педагогической герменевтики в построении архитектоники профессиональной деятельности руководителя органа внутренних дел относятся следующие.

Руководству Министерства внутренних дел Российской Федерации (Департаменту кадрового обеспечения МВД России, Управлению по работе с личным составом ДКО МВД России, Управлению учебными заведениями МВД России):

- рекомендуется создание системы непрерывного профессионально-педагогического обучения руководителей органов внутренних дел с целью повышения их профессионально-педагогических компетенций с опорой на герменевтический детерминант; введение в систему подготовки кадров на всех уровнях в учебных заведениях МВД России дисциплины «Педагогическая герменевтика в деятельности органов внутренних дел» объемом 30-60 часов (гл. 4, § 1);

целесообразно рассмотреть возможность создания специального факультета при одном из учебных заведений МВД России по подготовке руководителей - социальных педагогов, призванных решать множество социально-педагогических задач как непосредственно в органе внутренних дел, так и вне его, с опорой на понимание и полноценную реализацию педагогических функций (гл.2, § 1);

предлагается осуществлять кадровую политику ведомства, в том числе, формировать Федеральный кадровый резерв МВД России, с приоритетом в решении всех кадровых вопросов в отношении руководителей, имеющих, в числе прочих, высшее педагогическое образование и реализующих в собственной управленческой деятельности юридико-герменевтический детерминант (гл. 2, § 3);

рекомендуется осознать неоспоримый факт, что подлинная педагогика понимания в органах внутренних дел, являющаяся центральной идеей педагогической герменевтики, возможна при просвещении и пропаганде ее идей; в этой связи эффективное педагогическое сопровождение правоохранительной деятельности возможно при подготовке и издании массовыми тиражами (с обязательной рассылкой в органы, подразделения внутренних дел) научно-методической литературы по тематике педагогической герменевтики, обращенной к выработке личностных смыслов сотрудников в профессии и в жизненном пространстве в целом (гл.2, § 4).

Руководителям органа внутренних дел:

- целесообразно придать целостному педагогическому процессу в органе внутренних дел смыслообразующий характер (гл.3, § 1).

В частности, профессиональное обучение и воспитание в органах внутренних дел как целенаправленный, системный процесс могут быть наполнены глобальным смыслом актуализации, воспитания и развития профессионально значимых личностных качеств сотрудника для максимально эффективного осуществления служебной деятельности, раскрытия потенциала всех его творческих, профессиональных сил, устремлений, возможностей;

- предлагается разъяснять сотруднику (-ам) смысл непрерывного энергичного самосовершенствования и помогать в нем (гл. 5, § 2). Подобная деятельность может привести к побуждению и практической работе сотрудников в этом направлении. Педагогика располагает опытом и рекомендациями по самоорганизации и методам такой работы, а руководители и работники кадровых аппаратов должны реально помочь сотруднику на пути самостроительства1;

- рекомендуется разъяснять сотруднику (-ам) смысл следования в службе и жизни цивилизованным социальным, нравственным, поведенческим ценностям и предписаниям (гл. 5, § 2). Особое значение для сотрудников органов внутренних дел имеют ценности долга, ответственности, чести, достоинства, совести. Понятие чести выражает формальное признание, уважение к личности сотрудника милиции со стороны государства и общества в целом за выполнение им общепринятых нравственных и правовых, профессиональных норм. Понятие достоинства связано с осознанием и признанием важности и успешного, нравственно безукоризненного выполнения своего долга. Сохранение чести и серьезное отношение к достоинству возвышает сотрудника в глазах других людей и своих собственных, обогащает смысл того, что он делает;

- целесообразно всесторонне разъяснять и углублять смысл службы в органах внутренних дел (гл. 5, § 1). Смысл служебный - в укреплении законности и правопорядка в обществе, защиты граждан от преступных посягательств, способствование успешному социальному и экономическому развитию России. Но есть и личный смысл – самоутверждение путем достижения успехов в жизни, наличие условий для личностного и служебного роста, совершенствования качеств, развития способностей, повышения юридического профессионализма и образованности. Он достигается не только устными разъяснениями, но и убеждением в опыте службы, когда последняя организована должным образом, с условиями для профессионального роста, с полной социальной защитой, уважением прав и человеческого достоинства, с заботой о личном составе;

- рекомендуется педагогическая организация близких и дальних перспектив (гл. 5, § 2). Это направление работы было разработано в педагогике и успешно использовано А.С. Макаренко.

Организация близких и дальних перспектив служебной деятельности – один из «краеугольных камней» управленческой деятельности руководителя органа внутренних дел, который должен четко представлять себе перспективы развития профессиональных способностей и качеств подчиненных ему сотрудников, возможности их карьерного роста, раскрытия личностно-профессионального потенциала;


загрузка...