Педагогическая герменевтика в деятельности руководителя органа внутренних дел (13.09.2010)

Автор: Сердюк Наталья Владимировна

Практически-результативный Между средним и высоким Средний

Развертывание концепции педагогической герменевтики стало возможным на базе применения соответствующей методики.

В процессе опытной работы формы и методы интерпретации педагогического знания прошли апробацию по следующим направлениям:

1) расширение для слушателей и руководителей органа внутренних дел контекста освоения педагогической деятельности на основе выявления и анализа возможностей педагогической литературы разных жанров и стилей (научной, учебно-методической, художественной, научно-популярной, публицистической) для формирования понятийного ряда «учебно-воспитательная ситуация – профессиональная управленческая ситуация - педагогический контекст». В данном случае преследовались следующие цели: воспитание педагогической зоркости, выработка умения находить в образно-художественных трактовках педагогического материала ценные в управленческом отношении сведения; соединение изучения управленческой педагогики с личностным «проживанием» педагогического знания;

2) работа с понятийно-терминологическим аппаратом профессиональной педагогики; составление педагогических словарей, проведение ассоциативного тренинга с развертыванием педагогического понятия. Цель работы заключалась в том, чтобы научить руководителей органа внутренних дел связывать категории педагогики с конкретным их проявлением в реальных управленческих ситуациях, способствовать формированию умений через терминологизацию, детерминологизацию рефлексивно переходить от объективного педагогического знания, представленного в форме точных научных понятий, к их субъективно-эмоциональным истолкованиям.

3) изучение «монографических тем» в курсе профессиональной педагогики (например, передового педагогического опыта руководителей-управленцев в органах внутренних дел по определенным темам, в частности: «Методика воспитательной работы», «Обеспечение личной профессиональной безопасности», «Культура и этика руководителя органа внутренних дел» и пр.).

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что в ценностно-мотивационном профиле руководителя ОВД произошли следующие изменения.

• Цели профессионально-педагогической деятельности руководителя по профессиональному обучению, воспитанию и развитию персонала органа внутренних дел приблизились в основном к диагностируемым и стали предъявляться в деятельностном выражении (с опорой на герменевтический детерминант).

• В качестве механизма коррекции целей стало предусматриваться сопоставление результатов профессионально-педагогической деятельности на всех этапах обучения и воспитания сотрудников и в сравнении с начальным уровнем подготовленности.

В экспериментальной группе повысилась значимость педагогического знания и корректной интерпретации педагогических феноменов для управленческой деятельности в целом. Об этом заявили 54 % рядовых сотрудников и 83 % руководителей, занимающихся по планам служебной подготовки, включающей актуализированную герменевтико-педагогическую тематику, а также в рамках спец. курса «Основы педагогической герменевтики».

Первоначально степень внедрения положений концепций педагогической герменевтики в управленческую практику органов внутренних дел оценивался на основе качественной характеристики различных уровней. Затем экспертам выдавалась Карта оценки качества сформированности представлений о педагогической герменевтике и ее возможностях в совершенствовании управленческой деятельности руководителя ОВД». Они представляли собой набор критериев и показателей, оцениваемых в баллах. Имея такую карту, эксперт самостоятельно производил их оценку, не зная оценок, которые были выставлены другими экспертами. Подсчет среднего балла по всем критериям осуществлялся экспериментатором. Общий уровень рассчитывался по формуле:

Mn= p1+p2+p3+p4 ,

где Мn - общий уровень сформированности представлений о педагогической герменевтике и ее возможностях в совершенствовании управленческой деятельности руководителя ОВД в баллах как среднеарифметическое оценок, данных несколькими экспертами; p1, p2, p3, p4 - средняя оценка по критерию; п - количество критериев.

Полученная количественная оценка сравнивалась с качественной и обсуждалась с экспертами. После проведения очередного «среза-замера» результаты сравнивались с исходным уровнем, который был получен в ходе констатирующего эксперимента, что позволяло выявить динамический показатель. Он рассчитывался по формуле:

Мд = Мф - Ми,

где Мд - динамический показатель критерия; Мф - достигнутый на данном этапе фактический уровень; Ми - исходный уровень.

Полученный результат мог иметь положительное, отрицательное и нулевое значение.

Достоверность и статистическая корректность проведения «замеров» различных уровней определялась по величине стандартного отклонения по каждому показателю и рассчитывалась по формуле:

? ? ??

Сравнение качественной и количественной оценок давало возможность с достаточной достоверностью охарактеризовать уровень сформированноcти представлений о педагогической герменевтике и ее возможностях в совершенствовании управленческой деятельности руководителя органа внутренних дел. Было выявлено, что для каждого уровня характерно свое выражение количественной оценки. Анализ уровневых различий показывает, что средняя количественная оценка составляет для высокого уровня - 2,2 балла, среднего - 1,5-2,2 балла, низкого - до 1,5 балла.

С целью повышения достоверности и корректности экспертной оценки проводилась математическая проверка полученных количественных характеристик с помощью так называемого доверительного интервала, определяемого для 5%-го уровня значимости выражения:

М = Х ± 2 ?N ,

где Х - средняя арифметическая оценка, N - число экспертов, ?- дисперсия. Для 95% всех измерений отклонение по всем показателям составило не более 0,2.

Результаты первого среза по уровню герменевтической компетентности

руководителей ОВД

Результаты второго среза по уровню герменевтической компетентности

руководителей ОВД

Результаты третьего среза по уровню герменевтической компетентности

руководителей ОВД

В экспериментальной группе 98 % руководителей показали отличные и хорошие результаты, тогда как в контрольной группе 23 % руководителей получили всего лишь удовлетворительную оценку. Меньшая доля руководителей в контрольной группе получила по результатам дифференцированных зачетов «отлично» и «хорошо».

Также следует отметить следующие обстоятельства, сопутствующие эксперименту:

-произошли качественные изменения в личностном развитии руководителей экспериментальной группы, проявляемые, прежде всего в педагогической направленности деятельности с опорой на глубокое понимание ее гуманистической сущности, а также служебном общении, которое оптимизировалось исходя из принципов взаимопонимания всех участников педагогического процесса как в органе внутренних дел, так и вне его;

- существенно повысилось качество интерпретационных навыков и умений руководителей в решении педагогических задач различной сложности;

- повысилась мотивация руководителей экспериментальной группы к профессионально-педагогическому самосовершенствованию.

Эффективность применения методики герменевтической интерпретации педагогического знания основывалась на релевантности используемых вспомогательных методик: методики интерпретации авторских концепций А.Н. Славской, методе анонимного автора, предложенном П.П. Блонским. Для оценки динамики изменения в ходе опытной работы ценностных ориентации личности руководителя органа внутренних дел, анализа группового понимания основных педагогических категорий в качестве вспомогательного методического приема использовался семантический дифференциал – метод количественного и качественного индексирования значений (определение семантического профиля педагогических категорий, его смещения в процессе проведения педагогического эксперимента).

Результаты формирующего эксперимента показали следующее:

расширение контекста герменевтической интерпретации педагогического знания, включение интерпретируемых идей в разнообразные системные связи и новые управленческие контексты;

преобладание диалогического характера герменевтической интерпретации педагогического знания над монологическим, т.е. сотворчество;

3) преимущественное выдвижение версий герменевтической интерпретации педагогического знания, носящих открытый, вероятностный характер («гипотезы расширяющегося характера»);

4) сочетание в герменевтической интерпретации педагогического знания проективного и рефлексивного начал; рефлексивное «помещение себя» интерпретатором внутрь педагогического контекста, сочетание исследования педагогического текста с самопознанием и обращением к собственному профессиональному, управленческому опыту;


загрузка...