Педагогическая герменевтика в деятельности руководителя органа внутренних дел (13.09.2010)

Автор: Сердюк Наталья Владимировна

СЕРДЮК Наталья Владимировна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Специальность: 13.00.01 – Общая педагогика,

история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва ( 2010

Диссертация выполнена кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России

Научные консультанты – доктор педагогических наук, профессор Буданов Анатолий Валентинович.

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна (Российская Академия образования);

доктор педагогических наук, профессор Савин Юрий Викторович (Пограничная Академия ФСБ России));

доктор педагогических наук, профессор Масягин Владимир Павлович (Военный университет МО России).

Ведущая организация – Московский университет МВД России.

Защита состоится «___» _______________ 2010 г. в ______ час. на заседании диссертационного совета Д. 106.01.03 в Военном университете по адресу: 103107,

г. Москва, Б. Садовая, 14, ауд. __________.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Военного университета.

Автореферат разослан «______» ___________________2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук Д.В. Шутько

Р а з д е л I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы исследования. Одна из главных проблем современного мира - проблема понимания, рассматриваемая как актуальная проблема коммуникации, проблема взаимодействия и взаимопонимания между народами, нациями, религиозными конфессиями. Этот ее аспект особенно остро звучит в сегодняшнем нестабильном мире, подвергающемся постоянным угрозам насилия, терроризма, нарушения всех существующих правоохранительных и правоприменительных норм, прав человека, понимаемых как абсолютная ценность. Понимание – категория, позволяющая осознавать качество выполняемых индивидом или группой действий, а также оценивать уровень любой коммуникации, в том числе профессионально ориентированной. В этой связи понимание может характеризовать эффективность профессиональной деятельности в любой сфере человеческих интересов. Наука, изучающая проблемы понимания и интерпретации любого знания, суть герменевтика, долгое время осознававшаяся исключительно в философской и психологической традиции. В центре герменевтического учения находится проблема понимания, которая имеет для педагогики уникальное значение, так как затрагивает интересы всех участников педагогического процесса и проявляет себя на разных уровнях: от социального заказа правоохранительной сфере до конкретного педагогического приема, применяемого руководителем органа внутренних дел.

Проблема педагогического руководства профессиональным обучением, воспитанием и развитием сотрудников органов внутренних дел всегда была и остается одной из ключевых в управленческой культуре. Основные направления деятельности руководителя требуют совершенствования стиля руководства коллективом сотрудников, оптимизации педагогического арсенала приемов и средств, форм и методов работы по профессиональному обучению и воспитанию кадров органов внутренних дел, глубокого и всестороннего понимания педагогических основ управленческой деятельности. Проблемы разработки содержания профессионального обучения, выбора форм и методов обучения, соответствующих требованиям гуманизации и гуманитаризации профессионального обучения, применения современных технологий обучения и воспитания, необходимость решения конкретных управленческих задач, педагогических ситуаций ставят перед руководителями органа внутренних дел, задачи нового, герменевтического характера. Вместе с тем, в педагогической деятельности современного руководителя органа внутренних дел имеется значительные недостатки, отразившие системный кризис кадрово-воспитательной работы, осуществляемой в органах внутренних дел до сегодняшнего времени.

Количество нарушений дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел поражает воображение: в 2009 г., по данным Департамента собственной безопасности МВД России, было зарегистрировано более 100 тыс. правонарушений, совершенных сотрудниками милиции, число преступлений достигло 5 1901. При этом количество сотрудников, привлеченных к дисциплинарной ответственности, выросло в 1,5 раза по сравнению с 2008 г., на 20 % увеличилось число руководителей, имеющих дисциплинарные взыскания. Следствием подобного положения вещей является снижение престижа службы в органах внутренних дел, катастрофическое снижение уровня доверия населения к милиции, создание мотивов противоправного поведения граждан, направленных в своем крайнем проявлении на противодействие органам правопорядка, появлению страха и недоверия к представителям органов внутренних дел. По данным ВНИИ МВД России, примерно 57 % российских граждан опасаются пострадать от произвола правоохранительных органов и, в частности, от действий сотрудников милиции2.

В Обращении Министра внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиева к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск от 23 августа 2005 г. содержится требование «установить, что повседневная деятельность органов внутренних дел является публичной, доступной для общественного контроля, п о н я т н о й (разрядка наша. – Н.С.) для граждан и необходимой для общества»1. Герменевтический детерминант правоохранительной деятельности, сопряженный с глубоким и всесторонним пониманием ее гуманных основ, выходит сегодня на первый план, в том числе в управлении персоналом органа внутренних дел. Герменевтическая проблематика тесно связана с нравственными основами профессиональной деятельности, а также с выработкой личностных смыслов, определяющих ее содержание: «Путь к уважению профессии сотрудника… вниманию и поддержке государства может оказаться безнадежно долгим, если в сознании каждого из нас не будет понимания (курсив наш. – Н.С.) сложности современного периода развития общества, выработки собственной безупречной линии поведения на службе и в быту, осознания своего личного значения в деле служения гражданину, обществу и государству»2.

Педагогическая герменевтика обращена к поискам смыслов в профессиональном взаимодействии руководителя органа внутренних дел и сотрудников и их взаимной интерпретации всеми участниками педагогического процесса, осуществляемого в органе внутренних дел и за его пределами.

Герменевтический подход в профессиональном взаимодействии — один из путей построения и развития кадрового потенциала органов внутренних дел. Эффективное педагогическое взаимодействие рассматривается и как способ самопонимания сотрудника в современной профессиональной культуре и как средство достижения взаимопонимания между руководителем и сотрудниками, ведущие к формированию духа «единой команды», корпоративной солидарности (не подменяемой круговой порукой), достижению высоких профессиональных результатов служебной деятельности. В этом профессионально-педагогическом взаимодействии сотрудник органов внутренних дел не только «потребляет» профессиональную культуру, но и созидает ее, осваивая и идентифицируя себя с ней, взаимоуподобляется с другими, профессионально успешными сотрудниками.

Однако в педагогике до сих пор не выработаны критерии понимания педагогического знания, педагогических реалий, в которых действует современный руководитель органа внутренних дел. Эту задачу призвана решить педагогическая герменевтика, предлагающая собственно концепцию и методику интерпретации и понимания педагогических феноменов, сопровождающий профессиональную деятельность как руководителя, так и рядовых сотрудников милиции.

Исторически проблемой понимания были заняты философы, историки, психологи, и лишь совсем недавно она попала в сферу научных интересов педагогики. В современной науке проблема понимания изучается в основном в философском, логико-гносеологическом и психологическом аспектах (О.В. Афанасьева, Л.А. Беляева, А.А. Бодалев, С.С. Гусев, В.В. Знаков, Л.Г. Ионин, О.В. Ковалевская, Г.С. Костюк, С.Б. Крымский, В.К. Нишанов, А.И. Ракитов, Л.А. Селицкая, А.Н. Славская, Г.Л. Тульчинский, Г.И. Цинцадзе). Существуют обоснованные доказательства важности герменевтической проблематики для педагогики (И.И. Сулима), исследование педагогической практики среднего образования в виде «процедуры педагогической герменевтики» (А.Ф. Закирова), а также научные труды по психологической герменевтике (А.А. Брудный), однако понятие педагогической герменевтики для профессиональной деятельности руководителей органов внутренних дел до настоящего времени не являлось предметом специальных научных исследований.

Анализ психолого-педагогической и иной научной литературы по проблеме, являет собой недостаточную разработанность теории и практики педагогической герменевтики, особенно в деятельности руководителя органа внутренних дел. Актуальность, недостаточная научная разработанность и практическая значимость проблемы определили выбор темы диссертации.

Указанные положения определили научную проблему настоящего исследования, заключающуюся в обосновании теории и практики педагогической герменевтики в деятельности руководителя органа внутренних дел, основанных на формировании стиля нового педагогического мышления, развивающегося за счет специфических принципов: другодоминантности, диалогичности, рефлексивности, педагогической толерантности.

Объект исследования – деятельность руководителя органа внутренних дел, включающая педагогические задачи по организации профессионального обучения, воспитания и развития персонала, а также в области самовоспитания и самообразования руководителя как субъекта целостного педагогического процесса в органе внутренних дел. .

Предмет исследования – система педагогической герменевтики в деятельности руководителя органа внутренних дел.

Цель исследования – выявить и обосновать основные теоретические и прикладные положения системы педагогической герменевтики в деятельности руководителя органа внутренних дел.

Задачи исследования:

Осуществить историко-педагогический анализ педагогической герменевтики как новой отрасли педагогического знания и обосновать ее основные методологические положения в деятельности руководителя органа внутренних дел;


загрузка...