Научно-педагогическое обеспечение процесса информатизации общего образования (13.09.2010)

Автор: Булин-Соколова Елена Игоревна

Булин-Соколова Елена Игоревна

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.02 теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Работа выполнена в Учреждении Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения»

Научный консультант: академик РАО,

доктор педагогических наук, профессор

Кузнецов Александр Андреевич

Официальные оппоненты: академик РАО,

доктор технических наук, профессор

Тихонов Александр Николаевич

доктор педагогических наук, профессор

Захарова Татьяна Борисовна

доктор педагогических наук

Уваров Александр Юрьевич

Ведущая организация: Федеральный институт развития

образования Министерства образования и науки Российской Федерации

Защита диссертации состоится 25 ноября 2010 года в 15-00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.008.06 при Учреждении Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» по адресу: 119435, Москва, ул. Погодинская, 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения».

Автореферат диссертации размещен на сайте http:// www.ismo.ioso.ru

Автореферат диссертации разослан «________________» 2010 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук Е.А. Седова

Общая характеристика исследования

Актуальность исследования. Информатизация общества, внедрение в образовательную сферу средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, самообразования, дистанционного обучения, повышения качества и доступности образования. В России количество общеобразовательных учреждений, в той или иной степени использующих ИКТ, стремительно растет.

Информатизация школы является одной из важнейших задач Приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», одним из необходимых условий реализации основных образовательных программ общего образования, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом.

Становление и развитие информатизации общего образования вызвало к жизни широкий спектр актуальных отечественных и зарубежных исследований, касающихся методологии и практики информатизации образования, роли информационных и коммуникационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса (А.А.Андреев, В.П.Беспалько, С.А.Бешенков, Г.А.Бордовский, С.Г.Григорьев, А.П.Ершов, Т.Б. Захарова, А.А.Кузнецов, В.В.Лаптев, М.П.Лапчик, В.М.Монахов, Е.С.Полат, И.В.Роберт, А.И.Смирнов, В.И. Солдаткин, А.Н.Тихонов, И.И. Трубина, А.Ю.Уваров, Е.К.Хеннер и др.; А. Борк, Дж. Кемени, Т. Курц, Р. Левьен, Э. Молнар, С. Паперт, Б. Сендов, Е. Сендова, П. Суппес, Р. Тейлор, В.А. Трайнев, И.В. Трайнев и др.).

Анализ практики общего образования в России и сопоставление ее с ситуацией в мире показывают, что информатизация пока не привела к радикальному повышению эффективности и качества массового общего образования в стране. Эмпирические очевидны следующие причины этого:

отсутствие государственной поддержки разработки содержания образования с учетом информатизации, а также разработки цифровых образовательных ресурсов, ориентированных на желаемое и формирующееся содержание;

явно недостаточная системность подготовки работников образования, направленной на применение средств ИКТ в образовательном процессе;

отсутствие нормативной правовой базы информатизации (учет информатизации в образовательных стандартах, развитие электронного документооборота и электронной отчетности и т. д.);

исторически обусловленное преподавание и изучение «Информатики и информационно-коммуникационных технологий» (в первый период под названием «Основы информатики и вычислительной техники») в середине 1980-х гг. сузило информатизацию до преподавания изолированного предмета, не связанного с другими дисциплинами школьного курса.

Общепризнанная важность задачи информатизации и значительность ресурсов, постоянно затрачиваемых на решение этой задачи в мире, не позволяют думать, что отсутствие принципиального прогресса в ее решении является случайностью, ошибкой в каком-то отдельно принятом решении.

Более детальный анализ ситуации позволяет выявить следующие присущие ей противоречия:

между традиционным содержанием образования и модернизацией этого содержания в соответствии с новыми возможностями и запросами современной информационной цивилизации;

между упрощенным стереотипом понимания информатизации как «поставки компьютерных классов» и сложностью реального процесса интеграции ИКТ в жизнь школы;

между эффективными моделями использования ИКТ в образовательном процессе и существующей нормативной базой, сдерживающей такое использование;


загрузка...