Педагогическая система формирования базовой экономической культуры личности (13.09.2010)

Автор: Брызгалов Игорь Вячеславович

4) предлагаемое в государственных образовательных стандартах содержание образования;

5) потребности этапного формирования профессиональной экономической культуры и выделение циклов многоуровневого обучения;

6) учебную ситуацию, которая актуализирует, делает востребованными личностные функции обучающихся.

Несмотря на то, что в работе предполагается изучение общих закономерностей становления и развития профессиональной экономической культуры личности, совокупность подлежащих учету факторов вынуждает рассматривать их на примере конкретной специальности. В качестве такой избрана система подготовки работников сферы физической культуры с высшим образованием.

Для оценки эффективности существующей практики формирования экономической культуры личности в высших учебных заведениях физической культуры проведен опрос 928 респондентов работников сферы, учащихся средних учебных заведений и студентов. Анализ результатов исследований позволяет утверждать, что:

1) не реализована потребность в области экономической профессиональной подготовки учащейся молодежи и переподготовки работников сферы физической культуры;

2) недостаточен уровень сформированности базовых экономических знаний, навыков и умений, то есть невысокий уровень базовой экономической культуры, сформированный в годы обучения в общеобразовательной школе;

3) недостаточен уровень сформированности экономической компетентности и экономической культуры у студентов;

4) нет понимания политики государства в области физической культуры и спорта многими будущими специалистами и работающими педагогами, вызванного несформированностью базовой, базовой профессиональной и профессиональной экономической культурой личности;

5) нет готовности большого числа работников сферы и студентов к профессиональной экономической деятельности, к ответственности за свое экономическое благосостояние;

6) наблюдается неоднородность и безсистемненость экономических знаний студентов и специалистов (в ходе профессиональной деятельности специалисты в большей степени понимают экономические проблемы, которые они вынуждены решать);

7) нет понимания необходимости оценки деятельности сферы физической культуры респондентами через ее показатели экономической эффективности.

Рассмотрение структуры экономической культуры специалистов и ее развитие в процессе непрерывного профессионального образования не может быть успешной в отрыве от анализа и оценки эффективности предыдущей системы воспитания, социализации и образования. В этой ситуации осложняется выделение базовых и профессиональных компонентов экономической культуры личности. Исходя из этого, следует подчеркнуть ряд важных потребностей:

непрерывность процесса формирования личностной экономической культуры;

фундаментальность личностных преобразований, происходящих в школьном возрасте, и их определяющее влияние на все процессы (в том числе и на процессы формирования экономической личностной культуры), происходящих на остальных этапах онтогенетического развития человека;

невозможность определения содержания учебного и воспитательного воздействия без знаний об исходном уровне подготовленности обучающихся и в этой связи невозможность определения содержания процесса формирования экономической компетентности в процессе профессиональной подготовки.

Учет изложенных выше позиций, а также целевых установок, задач и содержания Государственных образовательных стандартов позволило определить структуру непрерывного экономического образования и воспитания специалистов отрасли «Физическая культура и спорт» (рис. 3) и определить стадии и этапы ее развития (табл. 1).

Экономическое воспитание студентов физкультурных специальностей на начальном этапе должно быть направлено на воспитание базовой экономической культуры, так как лишь на ее прочном фундаменте возможна эффективная экономическая подготовка студентов к профессиональной деятельности.

Основной процессуальной характеристикой образования в процессе изучения учебных предметов «Основы экономической культуры», «Экономика», «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта», «Экономика физической культуры и спорта», «Базовые основы экономической культуры бакалавра физической культуры» явилась учебная ситуация, которая актуализирует, делает востребованными личностные функции обучаемых.

Конструирование такой ситуации предлагает использование трех базовых технологий: представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно ориентированных задач («технология задачного подхода»); усвоение содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субьектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности («технология учебного диалога»); имитация социально-ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в условиях внутренней конфликтности, коллизийности, состязания («технология имитационных игр»).

Важным условием формирования экономической культуры студента физкультурных специальностей является представление о содержании личностного развития индивида и в первую очередь развитие ее атрибутивных функций: избирательности, осмысления деятельности, произвольности, креативности, рефлексивности, ответственности, автономности. В ходе формирования личности обеспечивалось развитие ее духовной сферы - мировоззренческих, нравственных, эстетических и других ценностей в форме мотивов, установок и способностей, а также деятельностно-поведенческое развитие личности - становление ее экономических привычек, опыта, стиля и манеры презентации своего «Я», становление ее социального, коммуникативного пространства - сферы отношений, круга общения, собственного микросоциума. Главный фактор личностного развития студента был связан с востребованностью экономической компетентности и личностного начала индивида социумом, логикой экономической деятельности, экономическим самопроектированием.

Для использования ресурсов содержания других наук в целях формирования базовой профессиональной экономической культуры студентов обеспечивалась интеграция и взаимодействие различных учебных предметов.

Результаты независимого тестирования показали, что по количеству и качеству усвоения дидактических единиц предметов экономического блока, участники экспериментальной группы находились в верхней части данных среди всех учебных заведений, тогда как экспериментальной – в средней.

У участников эксперимента на завершающем этапе формирующего эксперимента существенно повышается выраженность ценностных предпочтений к профессиональной деятельности в сфере физической культуры в области экономики, что свидетельствует о положительном влиянии предложенной системы экономического образования на позитивную оценку перспектив будущей профессиональной деятельности.

Сравнительный анализ результатов анкетирования участников экспериментальной и контрольной групп на начальном и конечном этапах эксперимента позволяют утверждать, что студенты, обучавшиеся в соответствии с предложенным подходом: 1) овладели базовыми знаниями и научились рассматривать их применительно к региональным особенностям развития сферы физической культуры и спорта; 2) у них сформировалось стойкое представление о целесообразной экономической организации отрасли физической культуры; появились убеждения и чувство уверенности в возможности организации коммерческой деятельности в сфере физической культуры.

У участников экспериментальной группы на более высоком уровне сформированы технологические, гностические, проектировочные, коммуникативные и организаторские умения.

Предлагаемый подход положительно влияет на формирование профессионального интереса, позволяет реализовывать склонность организатора физической культуры и положительно влиять на формирование профессионального интереса.

Если профессиональная экономическая культура относится к производственной и предпринимательской деятельности людей, то ее составные компоненты и представляют собой конкретные составляющие этой культуры, что позволяет нам условно выделить такие из них, как культура планирования, культура нормирования, культура оплаты труда и культура анализа эффективности использования труда работников при производстве товаров и услуг в сочетании с культурой маркетинга, культурой финансирования, культурой отбора кадров, культурой предпринимательства и экономической культурой хозяйствования.

В процессе формирования профессиональной личностной экономической культуры в ходе преподавания предметов «Основы профессиональной экономической культуры», «Основы экономической культуры», «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта» обеспечивалось практикоадаптивное, модульно представленное содержание образования, что в свою очередь активизирует творческую активность студента, овладение им еще на студенческой скамье системой профессионального саморазвития.

Реализация концепции профессиональной подготовки будущих работников сферы «физическая культура», содержание которой определяется в соответствии с содержанием будущей профессиональной деятельности, при которой обеспечивается взаимосвязанное формирование компонентов экономической культуры в контексте ресурсного подхода, который обеспечивает влияние на потенциальные и возобновляемые возможности студента, позволяет обеспечить эффективное формирование таких компонентов профессиональной экономической культуры, как культура маркетинга, культура финансирования, культура отбора кадров, культура предпринимательства, экономическая культура хозяйствования.

1. В обществе существует объективная потребность в методологическом изменении системы экономического просвещения, заключающаяся в смещении акцентов с экономической подготовки на формирование экономической культуры, что позволит человеку легко интегрировать в мировое и изменяющееся российское экономическое пространство. Экономическая культура человека представляет собой личностное образование, включающее в себя совокупность экономических знаний, экономическое сознание, экономический опыт, экономическое мышление и их нравственную реализацию в экономической деятельности, в процессе усвоения экономической культуры общества и ее созидания.

2. Управление образовательной системой, понимаемое как процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние или для поддержания ее в определенном режиме, представляет собой последовательную смену состояний, стадий, этапов развития, совокупность действий руководителя для достижения результата. Становление экономической культуры у будущих специалистов какой-либо сферы производственной или социальной деятельности должно происходить в три стадии.

На первой стадии (формирования базовой общей экономической культуры) обеспечивается передача и усвоение личностью базовых знаний о личной, семейной экономике, подготовка к производственно-экономической деятельности в условиях разных видов собственности, многообразия форм организации труда, ознакомление с основами социально-экономический защиты молодежи в условиях формирующихся рыночных отношений.

На второй стадия (формирования базовой общей профессиональной экономической культуры) обеспечивается углубленная подготовка по направлениям в специальной финансово-экономической сфере деятельности.

Третья стадия (формирования профессиональной экономической культуры) служит формированию профессиональной экономической культуры в сфере будущей конкретной профессиональной специализации.

3. Реализация стадии формирования базовой общей экономической культуры является задачей системы среднего (в том числе и профессионального) образования. Однако в связи с изменением задач воспитания на разных этапах онтогенеза, ее задачи реализуются и в системе высшего образования.

Стадия формирования базовой общей профессиональной экономической культуры реализуется в процессе формирования широкого представления о профессиональной деятельности, то есть в процессе подготовки бакалавров.

Стадия формирования профессиональной экономической культуры реализуется в процессе подготовки магистров.

В каждой стадии выделяются по три этапа, определяющие порядок реализации целевых установок стадий.

В частности, становление базовой экономической культуры личности происходит в соответствии с этапами развития ребенка. Выделяются три уровня:


загрузка...