Педагогическая система формирования базовой экономической культуры личности (13.09.2010)

Автор: Брызгалов Игорь Вячеславович

Представленный в работе вариант структурирования содержания экономического образования способствует более точному определению конкретных задач, выбору эффективных средств и методов формирования экономической культуры и на этой основе существенному повышению возможностей социальной адаптации людей.

Предложенная методика формирования базовой экономической культуры личности на основе применения деловых игр, учитывающая возрастные особенности развития познавательных способностей и ведущие виды деятельности на различных этапах онтогенеза, использующая тесно связанные между собой в содержательном и жанровом плане структуру обучения, обеспечивает овладение экономическими знаниями, экономическим опытом, экономическим мышлением.

Теоретический и фактологический материалы диссертации могут быть использованы при создании учебных курсов, учебников, учебно-методических пособий, научно-методических рекомендаций для учителей, преподавателей средних и высших профессиональных учебных заведений, использованы в процессе повышения квалификации педагогов, а также при разработке государственных образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ.

Применение разработанных объективных критериев оценки степени сформированности профессиональной экономической культуры личности студентов позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс образования и облегчает тем самым процесс перехода к адаптивной системе профессионального обучения.

Реализация в процессе обучения будущих работников отрасли физической культуры и спорта, управленческих задач, целевых установок и других составляющих концептуальной модели системы управления позволит активизировать процесс построения инновационной образовательной практики в высших учебных заведениях физической культуры.

Предложенная организационная система формирования экономической культуры будущих работников сферы физической культуры позволит эффективно совершенствовать и другие сферы производственной деятельности в будущем, могут быть экстраполированы в практику работы высших и средних учебных заведений, готовящих специалистов для других отраслей народного хозяйства, а также в системе повышения их квалификации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Экономическая культура человека представляет собой личностное образование, включающее в себя совокупность экономических знаний, экономическое сознание, экономический опыт, экономическое мышление и их нравственную реализацию в экономической деятельности, в процессе усвоения экономической культуры общества и ее созидания. Стадийность и этапность формирования экономической культуры основывается на идее непрерывного и многоступенчатого профессионального образования.

Процесс ее формирования условно делится на этапы:

формирование базовой экономической культуры (экономическая подготовка учащихся, передача им базовых знаний о личной, семейной экономике, подготовка к производственно-экономической деятельности в условиях разных видов собственности, многообразия форм организации труда, ознакомление с основами социально-экономический защиты молодежи в условиях формирующихся рыночных отношений);

формирование базовой профессиональной экономической культуры (углубленная экономическая подготовка для деятельности по направлениям в избранном виде трудовой деятельности);

формирование профессиональной экономической культуры (профессиональная подготовка по экономическим специализациям в избранном виде трудовой деятельности).

Базовая экономическая культура представляет собой компонент экономической культуры, означающий наличие обязательного для данного этапа онтогенеза минимальной совокупности знаний, свойств, качеств, ценностных ориентаций, позволяющих человеку успешно осваивать экономическую культуру общества. Наличие профессиональной экономической культуры как составного элемента общей экономической культуры личности приводит к появлению совокупности знаний, свойств, качеств, ценностных ориентаций, позволяющих человеку успешно осваивать профессиональную экономическую культуру общества, вызывая, тем самым, необходимость выделения базовой профессионально-личностной экономической культуры и собственно профессионально-личностной экономической культуры.

2. Низкая эффективность существующей практики формирования экономической культуры личности в образовательных учреждениях является следствием:

неустойчивости тенденций и направлений экономической политики и модернизации общества;

неготовности взрослых (родителей и педагогов) к передаче собственного экономического опыта жизнедеятельности в условиях рыночных отношений в связи с ее отсутствием и как следствие - несформированности у обучающихся устойчивых представлений об основных принципах или понятиях экономики, недостаточный уровень экономической социализации личности;

недостаточной преемственностью этапов формирования экономических компетентностей и экономической культуры личности и связанной с этим нереализованности процесса усвоения общественных норм, правил, ценностей, а также познания, принятия и реализации собственных социально-экономических ролей в соответствии с этапом онтогенеза;

недостаточной разработанности содержания и методики формирования экономической культуры личности на разных этапах онтогенеза;

недостаточности внимания к изучению экономической составляющей будущей профессиональной деятельности в процессе подготовки специалистов сопряженная с бессистемностью получаемых экономических знаний и низким уровнем базовой экономической культуры студентов;

недопонимания будущими специалистами экономических процессов, происходящих в будущей сфере деятельности, их неготовности к саморефлексии, к ответственности за свое профессиональное и материальное состояние.

3. Целью формирования экономической культуры выпускников средних учебных заведений является достижение уровня базовой экономической культуры, бакалавров – базовой и базовой профессиональной экономической культуры, магистров – профессиональной экономической культуры.

Решение задач экономического образования должно обеспечиваться системой межпредметных интегрированных модулей, раскрывающих основные структурные элементы базовой общей экономической культуры, базовой общей профессиональной экономической культуры, профессиональной экономической культуры в зависимости от возрастных особенностей развития познавательных способностей, ведущего вида деятельности на различных этапах онтогенеза.

Система экономического воспитания и обучения студентов должна основываться на мониторинге рыночной ситуации, экономического сознания общества, требований работодателей, экономической активности и компетентности студентов, готовности преподавателей к реализации данной области образования.

4. Применение деловых игр и имитационно-моделирующих заданий, тесно связанных между собой на этапах экономического образования при реализации содержания образования (для уровня начального экономического образования - цикл «Занимательная экономика» («Золотой ключик», «Элементарный менеджмент Мюнхгаузена), для базового экономического образования и воспитания, - цикл «Моя экономика» («Менеджмент Мюнхгаузена», «Экономика в стране Буратино (дураков)», «Наука об управлении», «Искусство влияния на людей», «Эффективный менеджмент»), для уровня базового и специализированного экономического образования и воспитания - цикл «Мои экономические горизонты» («Искусство влияния на людей», «Экономика семьи»)) обеспечивают решение задач формирования личностной базовой экономической культуры учащихся.

Решение задач экономического образования студентов эффективно обеспечивается системой межпредметных интегрированных проектных модулей, раскрывающих основные структурные элементы базовой общей экономической культуры, базовой общей профессиональной экономической культуры, профессиональной экономической культуры. Экономико-менеджерская компетентность бакалавра и магистра обеспечивается специальными образовательными программами, учитывающими особенности будущей профессиональной деятельности, обеспечивающими получение опыта экономико-сообразного поведения и организационно-предпринимательской активности в избранной профессиональной сфере.

5. Исходными сущностными направлениями системы формирования экономической культуры личности являются:

формирование целостной личности;

реализация потребностей учащихся и студентов в профессиональном самоопределении;

развитие мотивационно-ценностного отношения к своей учебной и будущей профессиональной деятельности;

формирование ценностных ориентаций и нравственных идеалов, присущих лучшим образцам российского бизнеса.

Концепция профессиональной подготовки должна разворачиваться в контексте ресурсного подхода, который предусматривает потенцирование студента, т.е. развитие, стабилизацию, усиление личностных потенциалов человека, что позволяет обеспечить его адаптивными ресурсами.

Непрерывная система формирования экономической культуры личности, ведущими факторами построения которой являются: ведущая цель и идея профессиональной деятельности в определенной сфере; закономерности и принципы; установка на то, что доминантой формирования экономической культуры является введение в содержание обучения разделов (модулей) по основам экономической культуры может быть эффективно управляема, если основные конструкты ее управления представлены: явлениями (воспитанность, обученность студентов, профессиональная экономическая компетентность и т.п.); процессами в педагогической деятельности (обучение, воспитание и развитие студента как личности в области экономической культуры); деятельностью (творческая, трудовая, профессиональная), функциями которой являются информативная, мотивационная, развивающая, координирующая. Основными направлениями педагогического проектирования процесса формирования экономической культуры являются:

студенты и преподаватели как субъекты определенных социальных отношений с их потребностями, интересами, ценностными ориентациями, социальным статусом, ролями;

элемент и подсистема структуры общества как коллектив студентов;

разнообразные нравственные и межличностные отношения в условиях экономического профессионального образования;

элемент образа жизни, каковым является сформированность у студентов экономической культуры.

6. Педагогическая система формирования экономической культуры будущих работников сферы физической культуры и спорта, системообразующими элементами которой выступают целеполагание (цель, общие задачи и задачи стадий и этапов), методологические регулятивы, стадии (становление базовой общей экономической культуры, становление базовой общей экономической культуры, становление профессиональной экономической культуры) и этапы, содержание федерального и вариативного компонентов этапов, направления и содержание управления процессом (в том числе менеджмент персонала и процессов), критерии и диагностика ресурсного потенциала и ее развития, реализуемых через создание образовательной среды системно построенной на культурологическом подходе как системы методологических регулятивов, компетентностном, личностно-ориентированном, контекстном и деятельностном подходах, при которой в контексте ресурсного подхода реализуются принципы коммуникативности, управляемости и целенаправленности, взаимопроникновения социального и когнитивного, интегрированности, стратегического единства педагогического воздействия и самостоятельной познавательно-самовоспитательной деятельности, подхода, реализующего информативную, мотивационную, развивающую и координирующую функции через интегративно-модульное построение содержание обучения, позволяет эффективно воздействовать на экономическую культуру студентов, повышая:

уровень их экономической грамотности, степень овладения институциональными базовыми знаниями, сформированность умении, связанных с обеспечением самостоятельного и организованного получения экономического опыта (как составляющего экономического поведения);

устойчивость профессиональный интереса, позволяя реализовывать склонность к профессиональной деятельности в области физической культуры и положительно влияя на формирование профессионального интереса и ее компонентов (интеллектуальный; эмоциональный; волевой);

степень готовности студентов к профессиональной экономической деятельности (как показателя экономического мышления).


загрузка...