Педагогическая система формирования базовой экономической культуры личности (13.09.2010)

Автор: Брызгалов Игорь Вячеславович

5. Разработать и экспериментально обосновать педагогическую систему формирования базовой, базовой профессиональной и профессиональной (на примере будущих работников сферы физической культуры) экономической культуры личности

Методологической основой исследования являются современные представления: о причинно-следственной обусловленности явлений и фактов; целостности и всеобщей связи явлений окружающего мира, его материальности, системности; общественно-исторической обусловленности и ведущей роли деятельности в становлении человека как личности; о взаимодействии общего и частного, общероссийского и регионального в образовании; о профессиональном становлении в процессе профессионального обучения и деятельности; о сущности физической культуры, как социального явления и её важнейшей роли в формировании личности; концептуальные идеи психолого-педагогической науки о природе смыслов, ценностей и ценностных ориентаций личности (Л.М. Архангельский, М.Е. Загвязинский, А.В. Петровский, В.Д. Шадриков и др.).

Теоретической основой исследования являются концептуальные положения построения развивающего образования акмеологического направленности, в котором содержание образования определяется исходя из создаваемых продуктивных технологий обучения профессиональному мастерству (Н.В. Кузьмина, 1989; А.Н. Реан, 1990; А.А. Бодалев,1995; В.А. Храпик, 1997; А.А. Деркач, 1993, 2003) и социально-индивидуально ориентированные парадигмальные установки построения учебно-воспитательного процесса - аксиологические, гуманистические (К. Роджерс, 2001; В.И. Маслов, 2004; М.Я. Виленский, 2005; Н.Ш. Фазлеев, 2006), концепции непрерывного образования (А.Ф. Аменд, Ю.К. Васильев, И.А. Сасова, С.Г. Вершловский, А.П. Владиславлев, В.Г. Онушкин и др.), комплекс научных идей о закономерностях, принципах и функциях построения педагогической системы профессионального образования (В.И. Байденко, В.П. Бедерханова, Г.А. Бордовский, А.А. Деркач, С.Д. Неверкович, Н. М. Яковлева), теория личностно-ориентированного и гуманного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.) и идеи культурологического подхода (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Н.Б. Крылова), положения психологической теории личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), концепция развития российского образования в условии перехода человечества в постиндустриальную эпоху развития (А.М. Новиков; В.И. Байденко), теоретические положения педагогического проектирования (В.Н. Абросимов, В.П. Бедерханова, В.П. Беспалько, А.Г. Дрижика, Ю.С. Тюнников); психолого-педагогической концепции профессионально-творческой деятельности работников сферы физической культуры и спорта (В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, С.Н. Бегидова).

Педагогические обоснования процесса профессионального обучения, воспитания и инноваций осуществлялись в русле идей Ю.К. Бабанского, С.Я. Батышева, С.И. Гессена, В.С. Леднева, А.Я. Найна, П.И. Пидкасистого, Л.В. Усовой.

Работа выполнена с учетом принципов гуманизации педагогического процесса, реализуемого в контексте культурологического, личностного, деятельностного, интегративного и аксиологического подходов (И.Ф. Исаев, В.М. Коротов, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов), теории ценностных ориентаций личности (Е.В. Бондаревская, Л.Ю. Иванова, Н.Д. Никандров, Н.Е. Щуркова).

Были использованы взгляды и подходы ученых, работающих в изучении педагогических аспектов экономического образования учащейся и студенческой молодежи педагогических и экономических специальностей (В.Л. Бабурин, В.А. Кальней, И.В. Липсиц, Л.Л. Любимов, Б.А. Райзберг, Н.П. Рябинина, И.А. Сасова), специальностей отрасли физической культуры и спорта (В.В. Кузин, В.У.Агеевец, Р.М. Орлова, А.Н. Попов) экономической культуры (Л.В. Торопов, Л.В. Горшков, В.В. Дудников, А.Е. Кенжибаев, И.П. Пономарев, Р. Рюттингер, А.А. Сысоева).

Методы исследования. Сложность и многогранность предмета исследования, цели и задачи обусловили необходимость использования совокупности общих, частных и конкретных методов исследования, взаимодополняющих и взаимопроверяющих друг друга. Для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы использовались следующие группы методов исследования:

1. Методы анализа проблемной ситуации: библиографический поиск, анализ и синтез опыта учёных и научных школ, историографический, ретроспективный и контент-анализ нормативных документов.

2. Методы теоретического моделирования на основе теоретического, логического, сравнительно-сопоставительного и категориального анализа, метода научной редукции.

3. Обсервационные методы (прямое, косвенное и включённое наблюдения), в том числе методы квалиметрии (количественная оценка содержания и результатов деятельности), методы экспертных оценок, диагностические методы (регистрационные обследования, контрольные испытания, анализ результатов аттестационных испытаний), методы математической статистики.

4. Социологические методы (анкетирование, тест-опросы, опросы).

Перечисленные методы исследования применялись в рамках комплексных исследовательских подходов, предполагавших их системное применение в направлениях:

- теоретического исследования;

- социолого-педагогического исследования;

- педагогического экспериментирования.

Основной базой экспериментального исследования явились:

1) общеобразовательные учебные заведения, а именно средние школы №№ 6, 41, 64 г. Екатеринбурга и Нижнего Тагила Свердловской области (выборка – 90 чел.);

2) средние профессиональные учебные заведения (132 чел.), конкретно - Екатеринбургское училище олимпийского резерва №1, Екатеринбургский колледж физической культуры, Свердловское областное педагогическое училище №1;

3) высшие учебные заведения физической культуры, такие как Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград; Сибирский государственный университет физической культуры, г. Омск; Уральская государственная академия физической культуры, г. Челябинск; Факультет физической культуры Уральского государственного технического университета – УПИ, г. Екатеринбург (выборка – 440 чел.);

4) высшие педагогические учебные заведения, такие как Институт психологии и педагогики Тамбовского государственного университета, г. Тамбов; Факультет гуманитарного образования Уральского государственного технического университета – УПИ, г. Екатеринбург;

5) высшие учебные заведения экономической направленности: экономический факультет Мичуринского государственного аграрного университета, г. Мичуринск; Институт права Тамбовского государственного университета, г. Тамбов; факультет экономики и управления Уральского государственного технического университета – УПИ;

6) организации сферы физической культуры и спорта, производящие спортивные, физкультурно-образовательные, физкультурно-оздоровительные и спортивно-зрелещные услуги (организаторы-руководители - 112 чел., учителя и тренеры – 137 чел., другие работники– 107 человек.

Организация исследования. Исследование проводилось с 1992 по 2010 годы в три этапа.

На первом этапе (1992-1995 гг.) исследовательская деятельность заключалась в разработке идей и положений по заявленной теме.

На втором этапе (1996-2003 гг.) проведены масштабные социально-педагогические исследования по определению уровня экономической культуры у различных категорий учащихся, студентов, работников, определено содержание и разработана методика формирования базовой экономической культуры на этапах обучения в средних общеобразовательных и профессиональных учреждениях, сформулирована концепция непрерывного формирования экономической культуры личности, определено содержание и разработана система формирования базовой профессиональной и профессиональной (на примере будущих специалистов физической культуры и спорта) экономической культуры личности. Выделены критерии оценки экономической культуры на этапах ее личностного развития.

На заключительном этапе (2004-2010 гг.) завершена экспериментальная проверка основных положений концепции в ряде педагогических экспериментов, проводилась систематизация результатов проведённой исследовательской работы, обсуждение полученных результатов, выработка практических рекомендаций, подведение итогов, публикация и внедрение в практику основных результатов исследования в том числе и за счет публикации 15 курсов лекций, рабочих программ и методических рекомендаций.

Научная новизна проведённого исследования заключается в том, что оно формирует новое направление системной (организационной, содержательной и процессуальной) модернизации процесса непрерывного формирования экономической культуры личности обучающихся на основе учета этапа онтогенеза, уровня развития ее компонентов и ведущего вида деятельности.

Существенными элементами научной новизны являются:

теоретико-логическое и экспериментальное обоснование стадии и стратегических направлений (формирование базовой экономической культуры, формирование базовой профессиональной экономической культуры, формирование профессиональной экономической культуры) в системе непрерывного экономического образования;

теоретико-логическое обоснование структуры и условий осуществления непрерывного, целенаправленного, многоэтапного и целостностного воспитательного воздействия на учащегося по формированию экономической культуры всех ступеней образования (школа (лицей) – училище (колледж) – бакалавриат – магистратура);

обоснование целеполагания, содержания и методики непрерывного формирования компонентов базовой, базовой профессиональной и профессиональной экономической культуры;

уточнение психологического механизма развития экономического опыта и экономически сообразного профессионального поведения как компонентов профессиональной культуры в ситуациях и отношениях рыночной экономики;

обоснование критериев оценки эффективности процесса формирования базовой профессиональной и профессиональной экономической культуры студентов физкультурных специальностей (экономическая грамотность, определяемая за счет выявления уровня овладения институциональными базовыми знаниями; сформированность умений, связанных с обеспечением самостоятельного и организованного получения экономического опыта (как составляющего экономического поведения), готовность к профессиональной экономической деятельности (как показателя экономического мышления), сформированность потребности в овладении и реализации культуры управления и организации труда, культуры планирования, культуры нормирования и др.);

разработана воспроизводимая и эффективная модель педагогической системы непрерывного формирования экономической культуры личности, ведущими факторами построения которой являются ведущая цель и идея жизнедеятельности и профессиональной деятельности человека в условиях конкурентной среды, установка на доминирование воспитания экономической культуры при определении содержания и направлений обучения и воспитания, а основные конструкты ее управления представлены: явлениями (воспитанность, обученность, экономическая компетентность и т.п.); процессами в педагогической деятельности (обучение, воспитание и развитие личности в области познания экономической культуры); деятельностью (творческая, трудовая, профессиональная), функциями которых являются информативная, мотивационная, развивающая, координирующая виды деятельности.

Теоретическая значимость. В результате выполненного исследования получено новое научно-технологическое знание о построении системы и педагогического процесса непрерывного формирования экономической культуры личности на этапах обучения и воспитания. Обоснована потребность в методологическом изменении системы экономического просвещения при обучении экономике, заключающаяся в смещении акцентов с экономической подготовки на формирование экономической культуры, что позволит человеку легко интегрировать в мировое и изменяющееся российское экономическое пространство.

Уточнены представления о концептуальных основах формирования базовой, базовой профессиональной и профессиональной (на примере подготовки будущих работников сферы физической культуры и спорта) экономической культуры.

С позиции системного подхода представлены некоторые социально-педагогические основания модернизации общего и профессионального образования в направлении формирования экономической культуры личности обучающихся.

Предложенная концепция управления профессиональным развитием будущих специалистов физической культуры и спорта обогащает теоретическую и методическую базу профессиональной подготовки работников сферы физической культуры и спорта и их адаптации к экономическим требованиям современного общества. Разработанная модель системы формирования экономической культуры будущих работников сферы физической культуры и спорта обогащает теоретическую базу управления и мониторинга профессионального развития будущих специалистов различных отраслей народного хозяйства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для научного обеспечения процесса реформирования непрерывного процесса социализации и воспитания личности учащихся и молодежи для новых социально-экономических условий.

Внедрение результатов исследования позволит повысить уровень базовой, базовой профессиональной и профессиональной (на примере будущих работников сферы физической культуры и спорта) личностной экономической культуры учащихся, расширить состав их жизненно важных и профессиональных умений и навыков, повысить их экономическую компетентность за счет изменения ценностно-смыслового самоопределения в области экономической деятельности.


загрузка...