Социально-экономическое развитие регионов крупномасштабного мелиоративного строительства в 1965 – 1985 гг. На материалах областей Поволжья (13.07.2012)

Автор: Захаров Александр Викторович

Во втором параграфе «Организация профориентационной работы в школах» диссертант исследует процесс создания и дальнейшего усовершенствования работы по ориентации учащихся старших классов на сельские специальности. Первоначально органы народного образования столкнулись с немалыми трудностями. Не хватало преподавателей, кабинетов, техники и оборудования, специальной литературы, сказывалась малокомплектность сельских школ и текучесть кадров учителей. Государство ассигновало финансы из госбюджета на оборудование кабинетов машиноведения, приобретение необходимой техники, но этого оказалось недостаточно, приходилось привлекать денежные средства колхозов и совхозов. Хозяйства, заинтересованные в решении проблемы кадров, строили производственные мастерские, закупали инвентарь и оборудование, передавали технику в школу.

Диссертант делает акцент на том, что важнейшим звеном в системе профориентации являлась летняя практика старшеклассников в хозяйствах. Работая на полях, школьники получали конкретные представления о приёмах передовой агротехники, приобретали трудовые навыки, закрепляли и углубляли знания, полученные ими в процессе теоретического обучения. Формировались ученические бригады, в которых старшеклассники выполняли весь цикл сельскохозяйственных работ, в том числе с применением орошения. Например, за два года ученические бригады школы Лиманского района Астраханской области вырастили на орошаемых участках и продали государству 15 тыс. тонн арбузов. Налаженная профориентационная работа и организованные призывы к старшеклассникам остаться в селе приносили результат. Около 30% выпускников связывали свою судьбу с сельским хозяйством.

В третьем параграфе «Деятельность системы подготовки квалифицированных мелиораторов» автор анализирует пути решения проблемы подготовки кадров для мелиоративной отрасли. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд постановлений, адресованных нескольким союзным министерствам, обязывающих принять меры к обеспечению колхозов, совхозов и других государственных предприятий сельского хозяйства квалифицированными кадрами. Решения, принятые центральной властью, были рассмотрены на местном уровне и определены пути их претворения в жизнь. Работа сводилась к расширению списка сельскохозяйственных профессий и интеллектуализации выпускников, получения ими смежных специальностей. Сформировалось два основных направления: обеспечение кадрами сферы водохозяйственного строительства и сельского хозяйства, ориентированного на орошение.

В то время когда открывались новые профтехучилища, и расширялась их материальная база, колхозы и совхозы развивали появившийся в стране опыт механизаторского всеобуча. Об эффективности данной формы обучения говорит яркий пример. В совхозе «Энгельсский» Саратовской области механизаторский всеобуч по подготовке мелиораторов перерос в учебно-курсовой комбинат регионального значения. Заботу о формировании собственных кадров для своих подразделений проявляли и водостроительные организации. Свидетельством тому налаженная система курсовой подготовки в «Главволговодстрое», где в 1974 г. прошли обучение 1993 рабочих, 2238 повысили квалификацию, в 1975 г. – соответственно 3221 и 1862 человека.

С целью увеличения выпуска кадров массовых мелиоративных профессий в Поволжье была оказана помощь непрофильным училищам. Для них было дополнительно выделено необходимое оборудование, техника, предпринимались меры по приобретению специализированной литературы. Их деятельность автор рассмотрел на примере Ершовского СПТУ-15 Саратовской области и Домашкинского СПТУ-3 Куйбышевской области, которые приступили к подготовке кадров мелиораторов в 1967 г. одними из первых в регионе.

Перспектива развития аграрного производства была связана и со средним специальным образованием. Количество техникумов в стране, ориентированных на обучение мелиоративным специальностям, возросло с 32 в 1963 г. до 79 в 1967 году. Ведущую роль в подготовке мелиораторов со средним профессиональным образованием на территории Нижнего Поволжья играли Волгоградский и Пугачёвский (Саратовская область) гидромелиоративные техникумы. Пугачёвский техникум только за 9-ю пятилетку выпустил более 1300 высококвалифицированных специалистов.

Далее в работе рассматривается, как в стране расширялись условия для подготовки мелиоративных кадров в высших учебных заведениях. В 1967 г. по сравнению с 1963 г. количество таких вузов увеличилось с 17 до 23, а специализированных факультетов – с 18 до 30. Вырос и приём абитуриентов в высшие учебные заведения: с 11,5 тыс. в 1964 г. до 19,3 тыс. человек в 1967 году. Участие в подготовке специалистов-мелиораторов приняли: сельскохозяйственные институты Саратова, Волгограда и Куйбышева, Саратовский институт механизации сельского хозяйства. Обучение было налажено как на теоретическом, так и на практическом уровне в форме производственной практики и организации студенческих строительных отрядов.

В вопросах подготовки кадров для орошаемого земледелия существенную роль сыграли научно-исследовательские учреждения, которые по роду своей деятельности первыми осваивали новую технику и технологию полива, имели всё необходимое для обобщения и передачи опыта. Материально-производственная база НИИ позволяла за год готовить около 1000 человек.

Подводя итог, автор констатирует, что начиная с середины 1960-х гг. орошаемое земледелие испытывало острый дефицит кадров. В силу своей значимости вся образовательная система находилась под воздействием и контролем со стороны партии и правительства. Руководящие документы того времени определяли пути развития профессиональной школы, объёмы кадровой подготовки по наиболее востребованным специализациям. Важное место уделялось принципам распределения и трудоустройства молодых специалистов на селе.

По мере производственной необходимости образовательная сеть, участвующая в подготовке кадров, перестраивалась и отлаживалась, расширялся перечень специальностей гидромелиоративного профиля. Подготовка велась, начиная со школьной скамьи, и могла продолжиться на других уровнях в зависимости от желания и способности выпускника. Однако в исследуемый нами период обеспечить гидромелиоративный комплекс кадрами специалистов в полной мере не удалось. Непосредственными причинами нехватки рабочей силы стали: недостатки в области планирования капиталовложений и размещения хозяйственных объектов, несовершенство организации высвобождения и перераспределения работников, недостатки в использовании занятых работников. На состоянии по обеспечению кадрами объектов мелиорации сказывалась всеобщая нехватка рабочей силы. Кроме того, низкий уровень социального развития превратил село в донора по обеспечению трудовыми ресурсами городских поселений.

Четвёртая глава «Опыт социокультурного развития сельских территорий» состоит из четырёх параграфов.

В первом параграфе «Поселенческая структура как фактор укрепления социально-экономических возможностей региона» показана роль поселенческой структуры с точки зрения влияния её на социально-экономический потенциал регионов сельскохозяйственного назначения. Исходя из общепринятых постулатов о том, что закрепление сельскохозяйственных кадров на местах напрямую зависит от государственной социальной политики, то власти следовало повышать уровень и качество жизни сельского населения; проводить мероприятия по улучшению жилищных условий, развитию социальной и хозяйственной инфраструктуры. Однако многочисленные факты свидетельствуют об обратном. Например, социологическое обследование, проведённое в Кинельском районе Куйбышевской области, показало, что социальная необустроенность стала главной причиной миграции населения из села в город.

Анализ историографии, проведённый соискателем, позволяет убедиться в том, что социальная отсталость села преодолевалась путём ликвидации мелкопселковой системы расселения. Переселение жителей из неперспективных деревень в благоустроенные посёлки в Поволжье сопровождалась созданием крупного мелиоративного комплекса. На первоначальном этапе водохозяйственная деятельность натолкнулась на слабую социальную базу, поддерживать кадровый баланс было очень трудно. Поэтому руководители предприятий и организаций, колхозов и совхозов предпринимали попытки самостоятельно обеспечить своих работников жильём, создать хотя бы минимум бытовых удобств.

Автор высказал мнение и доказал на фактах, что развитие мелиорации позволило существенным образом изменить облик многих сёл и деревень, преодолеть прежний контраст между центром и производственной окраиной, частично снять проблему дефицита рабочей силы. Ведь параллельно со строительством мелиоративных объектов шло сооружение промышленных предприятий, учреждений социальной сферы, культуры, науки и образования. Автор продемонстрировал этот процесс на примере комплексной застройки населённых пунктов: Пушкинский, Жасминный, Новый Рогачик, Береславка, Волгодонский, Генеральское, Чардым, Быков Острог и др.

Вместе с тем деформация поселенческой сети нанесла серьёзный ущерб производственному потенциалу села. Причина же этой деформации в ликвидации некоторой части производственных объектов, снижения качества работ на отдалённых полях, сокращении производства в ЛПХ.

Во втором параграфе «Бытовое и медицинское обслуживание сельского населения» автор продемонстрировал функциональные возможности системы бытового обслуживания и здравоохранения в сельской местности, пути их совершенствования и приближения к потребностям граждан. Улучшение бытового обслуживания проводилось за счёт комплексного развития сети службы быта в сельской местности и изменения структуры производственных объединений с целью расширения сферы их деятельности. Автор исследования выявил, что развитие сети бытового обслуживания населения происходило неравномерно по районам и областям страны, различался уровень оснащения специализированных предприятий, в особенности на селе по количеству и сумме оказанных услуг, что было обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Например, в годы 10-й пятилетки появились инновационные варианты обеспечения услугами сельского населения Волгоградской области. Областное управление бытового обслуживания централизовало поставки расходных материалов, сырья, запчастей, оборудования для районных домов быта, разработав специальный маршрут, который назывался «центровоз». В 1984 г. предприятия службы быта Астраханской и Саратовской областей включились в экономический эксперимент, сущность которого заключалась в том, чтобы создать каждому трудовому коллективу сферы обслуживания такие экономические условия, которые способствовали бы проявлению массовой заинтересованности в конечных результатах работы своих предприятий.

Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора большое значение имела система здравоохранения. Специфика жизнедеятельности в сельской местности формировала определённые отличия в причинах смертности и заболеваемости жителей села по сравнению с горожанами. Вместе с тем к середине 1960-х гг. в советском здравоохранении накопилось огромное число проблем, которые усугубили положение сельского населения. Качество и объём медицинской помощи отставали от уровня медицинской помощи, оказываемой городским жителям. Среди главных отличий следует выделить меньшую по сравнению с городом доступность специализированной медицинской помощи; недостаточную обеспеченность медицинскими кадрами, автотранспортом, оборудованием. За счёт средств государства, колхозов и совхозов, под контролем местных властей в исследуемый нами период была усовершенствована структура сельских медицинских учреждений. Она была далека от оптимальной, однако обеспечивала обслуживание населения.

Дополнительной заботой государства стала деятельность по увеличению площади лесных насаждений, которые были не только украшением ландшафта, но ещё стали выполнять очень важные функции естественного фильтра, сдерживающего огромное количество вредных веществ, что в конечном итоге положительно сказывается на здоровье граждан.

В третьем параграфе «Совершенствование хозяйственной инфраструктуры села» речь идёт о развитии газификации, водоснабжении, электрификации и строительстве дорог в сельской местности.

Рассматривая данную проблему, автор начинает со сравнения. В то время как городские квартиры в подавляющей части были газифицированы, оборудованы центральным отоплением, водопроводом, канализацией, в сельской местности только незначительное количество жилых помещений было обеспечено коммунальными удобствами. Каждая из оказываемых услуг имела свой способ реализации в зависимости от природно-климатических и экономических условий региона. Решению топливной проблемы способствовало распространение по стране сети газопровода, но газификация вызывала определённые трудности. Одна из них заключалась в том, что строительством трубопроводов и подключением к газу занимались организации, не имевшие общих планов и стратегии. В отличие от мелиорации газификация не являлась приоритетным направлением в развитии отдельного региона, не решала непосредственным образом проблему снабжения населения продуктами питания. Ввиду этого организации данной сферы сталкивались с трудностями при формировании материально-технической базы. Причиной низких темпов газификации стала также медленная подготовка и поступление проектной документации.

Если газификация и преображала сельский быт, создавая возможности централизации отопления и обеспечения горячей водой, то могло это осуществляться, лишь в сочетании с централизованным водоснабжением. Однако в основной своей массе жители села пользовались пресной водой из шахтных и артезианских колодцев. Особые трудности в снабжении водой испытывало население степных районов. В этой связи проектные организации разрабатывали схемы сельскохозяйственного водоснабжения и мелиорации земель. В районы с отсутствием подземных источников вода подавалась групповыми водопроводами из поверхностных или подземных источников. Следует отметить вклад в развитие коммунальной отрасли строителей-мелиораторов. Например, на «Главастраханрисстрой» наряду с возведением орошаемых инженерных систем, мелиорацией естественных рыбных нерестилищ, сельскохозяйственного строительства в колхозах и совхозах возлагались функции генерального подрядчика по строительству групповых и локальных водопроводов, а также очистных сооружений канализации. За 8-ю пятилетку главк освоил 525 тыс. руб. и ввёл в эксплуатацию 14 км сетей водопровода и канализации. За два года 9-й пятилетки участие было расширено. Мелиораторы построили 41,2 км водопровода и 4,3 км канализации.

Далее рассматривается характер влияния на условия сельского быта электрификации. Электроэнергия – это не только производственные нужды, но ещё бытовые и коммунальные, освещение домов и улиц, распространение телевидения и радиовещания, телефонизация. Однако технические новинки сельского быта были доступны главным образом для жителей крупных населённых пунктов, центральных усадеб совхозов и колхозов. В отдалённых сёлах и деревнях в середине 1960-х гг. продолжали пользоваться керогазами и керосиновыми плитами, керосиновыми лампами и восковыми свечами. В этой связи государство поставило задачу довести удельный вес электроснабжения сельского хозяйства от государственных энергосистем к 1970 г. до 80 – 90%, увеличить потребление электроэнергии в сельском хозяйстве в три раза, обеспечить электричеством дома колхозников и рабочих совхозов.

Электрификация сёл была налажена повсеместно, но её темпы сдерживались, что было обусловлено рядом причин. Среди них следует выделить мелкодисперсионную систему расселения, что в свою очередь вызывало существенные финансовые затраты, некоторую ведомственную разобщенность, несвоевременное планирование и составление временных схем снабжения электричеством. Тем не менее в сельской местности создавались организации, отвечающие за электроснабжение, электричество стало приходить в самые отдаленные сёла, использовалось оно не только для освещения и сельскохозяйственных нужд.

Рост объёмов производства промышленных предприятий, совершенствование сельского хозяйства на основе мелиорации земель, бурные изменения в социальной сфере и строительстве обуславливали увеличение количества грузовых и пассажирских перевозок. Отсутствие качественных автомобильных дорог затрудняло вывоз сельхозпродукции, доставку необходимых товаров. В период весенне-осенней распутицы производственная деятельность во многих хозяйствах затихала, сдерживалось культурное развитие, часть сёл вообще оставалась отрезанной от цивилизации. В такие дни основным видом транспорта становились гусеничные тягачи или мощные «кировцы».

Проблемы дорожного строительства обращали на себя внимание государства, и в этом направлении имелись некоторые успехи. Так, за годы 8-й пятилетки на ремонт и строительство новых дорог в Волгоградской области было потрачено 71 млн руб., введено 558 км и 51 капитальный мост, благодаря высоким темпам строительства с 1966 по 1970 гг. количество автомагистралей по области увеличилось в 1,6 раза. Как отмечалось в печати, такого высокого показателя не было ни в одном регионе Союза. Вместе с тем, качество дорог, их протяжённость не соответствовала требованиям современности. На государственном уровне шёл поиск новых возможностей для расширения сети дорог, связывающих районные центры с центральными усадьбами колхозов и совхозов. К участию в строительстве, ремонте и содержании местных дорог было решено привлекать промышленные предприятия, колхозы и совхозы, которые должны были изыскивать дополнительные средства на дорожное строительство.

В четвёртом параграфе «Культурная политика в деревне в условиях социальных перемен» продемонстрирован процесс культурного обслуживания сельского населения. Под воздействием городской культуры в сельской местности все прочнее утверждались общие с городом черты образа жизни. Это проявлялось в устойчивой ориентации жителей села на удовлетворение духовных интересов, их стремлении с пользой проводить свой досуг, приобщаться к достижениям литературы и искусства. Радио, телевидение становились неотъемлемой частью духовной жизни сельского населения. Наиболее массовыми очагами культурной жизни стали клубные учреждения. Однако огромная их часть размещалась в плохо приспособленных помещениях, испытывала недостаток мебели и оборудования. Например, если в крупных сёлах Новоаннинского района Волгоградской области клубы хоть как-то, но работали, то в маленьких хуторах дела обстояли намного хуже. Можно перечислить более 10 поселений, где помещения не были приспособлены к показу фильмов, зимой не отапливались или находились в аварийном состоянии, где-то они были просто закрыты.

Автор отмечает, что в развитии сети клубных учреждений происходили позитивные сдвиги, но зачастую на их строительство и содержание не хватало государственных финансовых средств. О чём свидетельствуют многочисленные примеры, приведённые автором диссертационного исследования. Районная власть пыталась найти выход. Одним из них были отчисления колхозов и совхозов на оплату клубных работников, закупку оборудования, а иногда и строительство клуба.

В диссертации подчёркивается, что состояние и оснащённость системы социального обслуживания – важный показатель роста и развития народного хозяйства и увеличения благосостояния населения. Решение социальных вопросов способствовало закреплению квалифицированной рабочей силы в сельском хозяйстве, замедляло процесс миграции сельского населения в города. В этой связи в 1965 – 1985 гг. советское государство выступило гарантом социального обеспечения села по целому комплексу направлений. Опорой программы социального развития стала политика укрупнения населённых пунктов и создания в них условий, приближенных к городским. Глубокое социальное содержание, заключавшееся в создании резерва свободного времени граждан, имела политика по совершенствованию службы быта. К сожалению, уровень обслуживания не удовлетворял запросам сельского населения. Основная причина негативных явлений крылась в отсутствии заинтересованности работников, недостатках финансирования сферы обслуживания, происходившего по остаточному принципу.

В сельской местности проводились мероприятия по оздоровлению населения, создавалась сеть лечебных учреждений, налаживалось их финансирование и обеспечение квалифицированными кадрами. Здравоохранение, безусловно, влияло на социальные процессы в стране и отдельном регионе, но в гораздо большей степени само испытывало их воздействие, в частности последствия ликвидации мелких сёл и вместе с ними ранее существовавших в них фельдшерских пунктов. Это нехватка полноценного жилья для медицинских работников, отсутствие детских садов или мест в них, а также школ, которые могли посещать их дети. Важнейшим условием для повышения доступности медицинской помощи должно было стать создание надёжной финансовой и материально-технической базы медицинских учреждений, отлаженной системы распределения медицинских работников в сельскую местность и наличие условий для их полноценного существования, а не выживания.

Существенные сдвиги произошли в электрификации села. На смену мелким передвижным электростанциям, которые не могли покрыть возрастающую потребность в электроэнергии, пришло электричество, поставляемое от единой государственной энергосистемы. Благодаря этому семьи колхозников значительно улучшили свои бытовые условия и повысили уровень проведения культурного досуга.

Одним из решающих факторов развития производительных сил региона являлось увеличение протяжённости и улучшение качества автомобильных дорог. Создание разветвлённой сети усовершенствованных и благоустроенных магистралей способствовало социальному обеспечению населения. Следует констатировать, что протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием значительно выросла, но вопросы дорожного строительства, как социально значимые, оставались открытыми и требовали скорейшего разрешения.

Оставляла желать лучшего ситуация с обеспечением сельского населения качественной питьевой водой, с вводом канализации, очистных сооружений. Даже наличие специализированных водостроительных организаций, занимающихся непосредственно прокладкой водопроводов и бурением колодцев, не разрешило полностью проблем снабжения населения питьевой водой. Не были выполнены задачи по газификации населённых пунктов региона. Вместе с тем постоянно увеличивающийся комплекс централизованного инженерного обустройства обращал на себя постоянное внимание, требуя систематического технического ухода, вызывая тем самым новый виток проблем, связанный с обеспечением сельских коммунальных служб квалифицированными работниками.

Таким образом, при определённых успехах в развитии социальной инфраструктуры села имелись негативные явления, порождённые самой политической системой. Существенная часть забот и решений партийных и советских органов перекладывалась на плечи хозяйственных структур. За счёт колхозов и совхозов строились школы, дошкольные учреждения, клубы, магазины, столовые, предприятия службы быта, фельдшерские пункты. Многие из них приходилось содержать: в школы и клубы закупались техника, оборудование, мебель, топливо, оплачивалась работа инструкторов, музыкантов, художественных руководителей и т.д. Естественно, без этих объектов селу обходиться было очень трудно, и государство пользовалось этим, перекладывая с себя часть социальных обязательств на тех, кому они предназначались. В конечном итоге ситуация в социальной сфере, сложившаяся на селе, препятствовала формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса, быстрыми темпами размывались жизнеобеспечивающие системы, без которых невозможно существование любого сообщества.

В заключении сделаны обобщающие выводы.

1. Благодаря планомерной работе союзных и местных властей за сравнительно короткий промежуток времени в Поволжье была создана самостоятельная отрасль материального производства, располагавшая мощнейшей производственной и материально-технической базой, кадровым потенциалом в составе крупных водостроительных организаций. Их усилиями за двадцать лет площадь орошаемых сельхозугодий увеличилась приблизительно до 1 млн гектаров.

2. Распространение ирригации коренным образом повлияло на психологию людей: они престали бояться засухи. Но, с другой стороны, появление воды на общественных полях стало не только показателем успеха. Поливные земли требовали научно обоснованного подхода, соблюдения специфических технологий. Такой подход был найден, на службу мелиоративного земледелия были поставлены передовые достижения науки, давшие, в свою очередь, толчок к повышению производительности труда в сельском хозяйстве.

3. Одним из основных факторов развития и стабилизации мелиоративного комплекса являлось более полное использование внутреннего потенциала и, прежде всего, человеческого ресурса в лице квалифицированных специалистов. Большую роль в подготовке кадров сыграли сельскохозяйственные вузы, техникумы и училища Поволжья, сумевшие в максимально сжатые сроки сориентировать учебный процесс на обучение мелиоративным профессиям.

4. В исследовании сделан акцент на том, что мелиоративное освоение земель явилось мощным фактором социокультурного развития сельских территорий. Созданная производственная база водохозяйственных главков позволяла внести существенный вклад в выполнение задач по усовершенствованию сельской социальной сферы. Данное направление деятельности успешно сочеталось с проводимой социальной политикой государства в целом. Согласно планам партии, социальный комплекс должен был превратиться в целесообразно сформированную материально-пространственную среду. Необходимым условием её формирования являлись максимальная доступность и территориальная приближенность, обеспечивающая индивидуальную и общественную потребность человека. Подъём культуры села также виделся важным фактором ускоренного преодоления существенных материально-производственных и культурно-бытовых различий между городом и деревней, а также платформой создания необходимых идеологических и культурных условий для формирования всесторонне развитой личности. Данный этап считался необходимым шагом на пути к победе коммунизма. Обеспечение культурного просвещения деревни являлось органической составной частью прогресса общества в целом.

5. За 20 лет, охваченных данным исследованием, наряду с несомненными успехами накопились и проблемы, нерешённые вопросы, неосуществлённые проекты. По сути, в деревне происходили объективные процессы, но под управлением партии в практических решениях нередко преобладали методы идеологического давления, использовались жёсткие, но не всегда эффективные командно-административные меры. Это было характерно и для регулирования сельской социально-культурной сферы. Анализ, выполненный диссертантом, свидетельствует о том, что в течение всего рассматриваемого периода в регионе сохранились малые и отдалённые сельские поселения, обделённые полным комплексом социальных услуг. Отставание в их развитии так и не удалось преодолеть. Большинство претензий к работе отраслей социальной инфраструктуры, факты неудовлетворенности спроса на целый ряд услуг вызывались отнюдь не абсолютным отсутствием социально-инфраструктурной сети. Многочисленные негативные последствия были вызваны стремлением государства максимально обобществить производство, стереть индивидуальные черты, выполнить многочисленные плановые показатели. Тем самым планирование несло в себе не только положительные последствия, но и отрицательные.

6. Проведённое исследование подтверждает положение о том, что эффективность гидромелиоративного комплекса определяется не только производственно-материальной базой, инженерно-техническими и агробиологическими факторами, но и социальными условиями, которые требуют к себе повышенного внимания со стороны государства. Только комплексно решая задачу, можно добиться успеха.


загрузка...