Повышение эффективности эксплуатации главных судовых дизелей методами регулирования и диагностики топливной аппаратуры (13.07.2009)

Автор: Васькевич Федор Афанасьевич

Васькевич Федор Афанасьевич

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГЛАВНЫХ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ МЕТОДАМИ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ

Специальность 05.08.05 «Судовые энергетические установки и их

элементы (главные и вспомогательные)»

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора технических наук

Санкт-Петербург – 2009

Исследования выполнены при работе автора на судомеханическом факультете Морской государственной академии имени адмирала Ф.Ф.Ушакова и при прохождении докторантуры на кафедре «Двигатели внутреннего сгорания и автоматика судовых энергетических установок» ФГОУ "Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова".

Научный консультант: доктор технических наук, профессор

Самсонов Леонид Андреевич

Официальные оппоненты:

- доктор технических наук, профессор

Байбурин Фавзей Закиевич;

- доктор технических наук, профессор,

заслуженный деятель науки и техники РФ

Мясников Юрий Николаевич;

- доктор технических наук, профессор

Русинов Ростислав Викторович.

Ведущая организация: Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота.

Защита диссертации состоится 15 октября 2009 года в 14 час. 30 мин на заседании диссертационного совета Д223.002.02 при Государственной морской академии имени адмирала С.О.Макарова по адресу: 199106, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21 линия, д. 14, ауд. 21.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГМА им. адм. С.О. Макарова.

Автореферат разослан 01 сентября 2009 года.

Ученый секретарь совета по защитам

докторских и кандидатских диссертаций

доктор технических наук, профессор В.А. Петухов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы.

Современное судно представляет собой сложную техническую систему. Отказы этой системы могут быть вызваны разными причинами: технологическими, аварийными износами, внешними условиями. Основным условием снижения вероятности отказа судна по техническим причинам является повышение надежности эксплуатации его энергетической установки. При этом определяющим фактором является надежность работы главного дизеля (ГД), на который приходится до 45% отказов по техническим причинам.

В современных средствах и системах автоматики, управления, контроля и регулирования судовых ГД , к сожалению, не учитываются технологические погрешности изготовления элементов дизеля, а при длительной эксплуатации - изменение технического состояния топливной аппаратуры (ТА) по мере эксплуатации. В связи с этим существует проблема в диагностике, в оценке технического состояния, в методике настройки топливной аппаратуры ГД для поддержания требуемого уровня показателей дизеля в течение всего периода эксплуатации и в отсутствии научно обоснованного метода расчёта и теоретического анализа эксплуатационных параметров судовых дизелей с учётом указанных факторов. Из формулировки научной проблемы и оценки практических задач работы следует, что объектом изучения должен быть главный дизель судна, а основной предмет исследования – его топливная аппаратура.

Цель работы.

Основной целью исследований явилась разработка и развитие теоретических положений повышения экономичности и надежности эксплуатации ГД судов за счет оперативной диагностики состояния ТА, регулировки её контролируемых параметров с учетом технологических и эксплуатационных факторов, что в конечном итоге повышает безопасность мореплавания. Для достижения этой цели были поставлены задачи [14]:

- дать научно-практическое решение проблемы регулирования и диагностики топливной аппаратуры ГД в общем виде на основе теоретического анализа процессов в топливной аппаратуре и в цилиндре дизеля;

- разработать научно-обоснованные практические методы оценки и коррекции критериев технического состояния коленчатого вала, индикаторного привода, выхлопного клапана, системы впрыска топлива с учетом технологических погрешностей их изготовления и монтажа;

- разработать научно-практическую методику эксплуатационной регулировки и диагностики топливной аппаратуры дизелей с учетом изменения ее технического состояния с течением времени при длительной эксплуатации по параметрам эксплуатационного контроля работы ГД;

- проверить эффективность разработанных методик и моделей на основе экспериментальных исследований на морских судах в эксплуатации.

Методы исследования и достоверность научных положений.

В диссертации применены общие методы научного познания, теоретического и экспериментального исследования. Достоверность практических рекомендаций установлена посредством испытаний судовых дизелей и их ТА в условиях эксплуатации. Рекомендации и выводы, содержащихся в диссертации, подтверждены: 1) корректным использованием теоретических положений математической статистики; 2) применением теории математического анализа, математической обработкой опытных данных с использованием современной контрольно-измерительной аппаратуры; 3) проверкой адекватности теоретических выводов с результатами экспериментальных исследований на судах морского флота; 4) практической реализацией рекомендаций исследований и достижением заявленной эффективности, подтвержденной актами внедрения на судах Новороссийского морского пароходства.

Научная новизна.

В результате выполненных исследований решена сформулированная выше научная проблема, в рамках которой получены научные результаты:


загрузка...