Социальное расслоение общества и его воздействие на становление среднего класса в России (на примере  Омской области) (13.07.2009)

Автор: Цимбалист Александр Владимирович

Секретарь на ресепшн 25-35 20-22

*Стоимость специалистов, оставшихся компаниях

Б. Топ-10 специалистов, которые пока востребованы

Специалисты Зарплата, тыс. руб. в месяц

до кризиса текущая

Директор по антикризисному управлению 500 250+процент от оборота

Главный бухгалтер 100-180 100-150

Менеджер по продажам 120-150 100+процент

Юрист-специалист по трудовому праву 120-150 120-150

Специалист по МСФО 100-150 100-130

Специалист по проведению банкротств 70-180 70-300

Финансовый директор 150 150

Специалист по качеству 45-100 до 120

Финансовый контролер/казначей 40-60 40-50

Специалист по взысканию задолженности 20-30 33+процент от взысканного долга

Источник: Русская кадровая ассоциация «Антион-Медиа», PENNYLANE PERSONNEL, MANPOWER, «Агентство Контакт».

В настоящее время работодатели используют оба варианта экономии подобных затрат: увольнение части сотрудников; снижение зарплаты оставшимся.

Таким образом, кризис 2008 года в первую очередь «ударит» по только начавшемуся формироваться и увеличиваться среднему классу. Можно предположить, что благодаря определенным сбережениям высвобожденные работники (основная часть которых – белые воротнички) смогут продержаться без работы до полугода. Ситуация осложняется большим объемом взятых потребительских и ипотечных кредитов. Специалисты считают, что до 20-25 % от числа высвобожденных уже через месяц окажутся в состоянии личного дефолта.

Проведенный анализ роли среднего класса в стабилизации экономики позволил автору определить некоторые методические направления этого процесса в целях проведения грамотной политики повышения качества жизни среднего класса и укрепление его позиций в стране.

При этом с учетом имеющихся определений качества жизни уточнено, что под качеством жизни среднего класса стоит понимать сложное взаимоотношение экономических, социальных, экологических, психологических, политических и прочих факторов, формализованных через конечное множество системообразующих показателей, объединенных динамическими и статическими отношениями, которые позволяют диалектически решать системопорождающее противоречие между возможностью страны, региона и потребностями составляющего его населения.

Поскольку в России существует значительная региональная дифференциация по уровню и качеству жизни, постольку, на наш взгляд, управление качеством жизни населения в целом на данной территории, в том числе среднего класса, должно осуществляться с учетом региональных особенностей и конкурентоспособности региона. В связи с этим предлагается модель управления, учитывающая не только параметры конкурентоспособности региона, но и реальные характеристики населения. После сопоставления этих параметров органами управления формируется так называемый потенциал качества жизни региона, определяемый рядом параметров, представленных на рис. 4.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Цикличность развития экономики России начала 21 века, прохождение через три нижние поворотные точки (1991 г., 1998 г., 2008 г.) привело к деформации среднего слоя населения, его размыванию, переходу части среднего слоя на более низкий уровень.

Рис. 4. Модель управления качеством жизни населения региона

на основе конкурентоспособности

Снижение профессионального статуса представителей среднего класса из-за кризисных явлений может отрицательно сказаться на психологическом здоровье нации в связи с низкой вертикальной мобильностью «белых воротничков».

В кризисный период необходимо не допустить деквалификацию или продолжительное снижение экономической активности представителей среднего класса, поскольку это может отрицательно сказаться на экономике страны в условиях перехода к экспансии и экономическому росту.

В связи со значительной ролью среднего класса в стабилизации экономики страны необходимо проведение грамотной политики повышения качества его жизни и укрепления его позиций в стране на основе выявленных приоритетов в управлении качеством жизни среднего класса.

Учитывая высокую региональную дифференциацию уровня и качества жизни населения следует использовать модель управления этими параметрами с учетом конкурентоспособности региона, реальных характеристик населения, согласования частных целей модулей «Региональное развитие» и «Качество жизни» со стратегической целью – формирования среднего класса на основе повышения качества жизни населения региона.

9. Особенностью современной России являются также существенные территориальные различия уровня жизни. С одной стороны это «открытые», связанные с мировой экономикой сырьевые регионы с экспортной ориентацией, а также крупнейшие города с быстрорастущим третичным сектором, а с другой – «закрытые» регионы с внутренней экономикой и наиболее сильным экономическим спадом. На Западе большинство бедных сконцентрировано в крупных городах, в России – в селе и в малых городах. Так, по данным Всемирного банка, 30,4% сельского населения России находятся за чертой бедности, в то время как доля бедных среди горожан составляет 15,7%, в Москве доля бедных гораздо меньше (6,6%), чем в других городах (17%).

Региональный аспект бедности обусловлен целым рядом причин: различным экономическим потенциалом регионов, преобладанием в регионе нерентабельных предприятий, депрессивных секторов и отраслей экономики, неудовлетворительным состоянием рынка труда и неэффективной структурой занятости, слабыми региональными программами адресной социальной защиты населения, др.

Анализ региональных особенностей уровня жизни и конкурентоспособности регионов Российской Федерации в середине 90-х годов следует провести по величинам прожиточного минимума (ПМ) и минимального потребительского бюджета (МПБ), поскольку это именно те показатели, по которым в России, как и в большинстве стран мира, определяется уровень бедности.

Наиболее высокие величины ПМ и МПБ сложились в Дальневосточном, наиболее низкие – в Центрально-Черноземном районе России Разрыв между БПМ в этих регионах с января по июль 1993 г. увеличился от 2 до 2,2 раза. Соотношения МПБ в наиболее «дорогом» и наиболее «дешевом» районах не изменились и составляли 1,8 раза. Второе и третье места в иерархии прочно занимают Северный и Восточно-Сибирский районы. Ранговое место района по величине МПБ, видимо, более точно характеризует минимально приемлемые условия жизни. Это наглядно видно на примере Центрального района, занимающего в этой иерархии 9-10-е места, т. е. являющегося одним из наиболее «дешевых». В то же время в рамках соотношения районов по БПМ Центральный район выдвигается в число средних по условиям жизни населения. К середине года сравнительно более «дорогими» стали условия удовлетворения минимальных потребностей в Уральском, Волго-Вятском, Поволжском районах и Санкт-Петербурге. В то же время относительно более «дешевыми» – в Центральном и Западно-Сибирском экономических районах.

В середине 90-х годов, после перехода к рыночной экономике росла дифференциация уровня жизни по субъектам РФ, что обусловлено разными причинами в том числе процессом суверенизации территории, а также различным уровнем развития производительных сил, богатством недр, экспортно-импортных возможностей, характером хозяйствования.

По условиям экономической ситуации того периода в социальных программах по поддержанию уровня жизни населения, видимо, целесообразно было выделить следующие блоки:

меры по обеспечению минимальных социальных гарантий всем группам и слоям населения (заработная плата, пенсия, стипендия, другие социальные выплаты, в том числе должны учитываться социально-экономические условия в регионах, экологические условия проживания и др.);

своевременная социальная поддержка трудоспособного населения, и прежде всего создание условий для самостоятельного решения проблемы повышения уровня жизни своих семей;

адресная социальная защита нетрудоспособного населения, граждан, попавших в сложные жизненные ситуации, и маргинальных групп населения.

Межрегиональный анализ показателей величины прожиточного минимума, на наш взгляд, следует производить по федеральным округам, которые являются новой формой территориального управления и предназначены для координации и контроля регионального развития центральной государственной властью.

На основе проведенного анализа автором сделаны следующие выводы:


загрузка...