Проблема причинности во взаимоотношениях души и тела (13.07.2009)

Автор: Тихонов Анатолий Сергеевич

Действительно, мир и мираж, изображающий этот мир, — две формы реальности. Было бы в высшей степени неразумно принимать их за один и тот же объект и не находить между ними различия.

По своему предметному содержанию предмет и изображение тождественны, но в то же время и различны. Они тождественны на феноменальном уровне своего существования, но различны по субстрату. Предмет наделен собственным субстратным бытием, существует в «своем теле» в виде вещества или какого-нибудь физического поля, а его «двойник», данный в изображении, лишен своей субстратности, поэтому он называется бестелесным. В самом деле, «двойник» в принципе не может существовать без какого-либо материального субстрата, но это не входит в противоречие с принципом конкретности истины. «Двойник» лишен не всякой субстратности, а лишь субстратности своего оригинала. Эффект предметной реальности или эффект присутствия, сопутствующий, например, восприятию кинокартины, является очевидным свидетельством «регионального» тождества. «Нематериальность», «бестелесность», «неосязаемость» теней, проекций, миражей и иных форм физических отражений в принципе ничем не отличаются от идеальности (точнее, «бестелесности», «сверхчувственности» и т.д.) «предметного мира», данного субъекту в интроспекции.

Таким образом, эффект «нематериальности» во всех сферах отражения имеет один и тот же механизм, одну и ту же природу. Это положение фундаментально значимо для решения проблемы материального единства мира. Из него следует, что не только предмет, изображенный на картине, но и предмет, данный личности во внутреннем плане его сознания в «чистом» виде, не выходит за рамки материального единства мира. Субъект, сличающий психическую реальность с реальностью внешнего мира, имеет дело не с абстракцией души, лишенной предметного содержания, а с конкретными формами его существования — мысленными образами предметов и явлений внешнего мира. Отсюда следует, что человек сравнивает не просто беспредметное сознание с предметным внешним миром, а «внешний мир внутри нас» с «внешним миром вне нас». Первый из них получил название идеального, а второй — материального, точнее, сравниваются два «экземпляра» одного и того же предмета: воображаемого и реального.

Таким образом, при различении материального и идеального сравниваются не две субстанции, а лишь две формы существования бытия: бытия самого по себе и его изображения, различающихся в актах отражения. Употребляется для обозначения «предметного мира», представленного в голове человека как содержание психического отражения. Именно для характеристики «мира внутри нас», его отличия от мира, существующего вне нас, они широко употребляют понятие идеального. Идеальное — это тот же самый «внешний» мир, только «пересаженный» в голову человека и преобразованный в ней. Больной, страдающий галлюцинацией, не различает этих миров. Мир, «пересаженный» в его голову, он принимает за реальный.

Характеристика идеальности должна быть дана с учетом конкретности истины, т.е. с учетом той конкретной ситуации, в которой она действительна. Она существует не вообще, а в узких рамках реальности, определяемых, во-первых, «полномочиями» интроспективного подхода и, во-вторых, ситуацией относительности. Идеальной называется не всякая презентация объекта, а лишь изображение объекта в сознании человека. Это продиктовано историей формирования общественного сознания в целях четкого различения мира «внутри нас» и мира «вне нас».

Оригинальная концепция идеального представлена в трудах Г. Х. Шингарова. Она может быть хорошей иллюстрацией того, что феномен идеального может быть представлен, не впадая в «дуализм», или «параллелизм» психического и физиологического.

Известно, что организм (нервная система) больше всего имеет дело с релевантными стимулами. В них содержится «значение» и «смысл», необходимые для выживания, к таким стимулам относятся условный и безусловный раздражители. Значение релевантных сигналов не сводится к механизму внешнего толчка. В восприятии этих сигналов имеется также свой субъективный, если так можно выразиться, «нематериальный аспект».

С точки зрения теории отражения «идеальное» — это не прерогатива субъективно-психологического. Даже условный сигнал (знак) содержит в себе «в снятом виде» действие безусловного раздражителя. В этом «снятии», в этой идеализации безусловного раздражителя в сигнале и заключается «идеальная» «психологическая» характеристика сигнала. На языке информационной концепции в нейрофизиологии это означает, что в памяти мозга хранится информация о значимости безусловного раздражителя (образ будущего подкрепления). В мозгу происходит уподобление («отождествление») информации условного сигнала с информацией безусловного раздражителя.

Нейтральный раздражитель приобретет значение сигнала, лишь входя в определенные отношения с потребностями, представляющими собой сообщение о нарушении меры в биоконстантах организма. С этой точки зрения «идеальность» есть не что иное, как отношение, складывающееся между материальным знаком (условным раздражителем) и безусловной реакцией.

В Заключении подводятся основные итоги исследования, резюмируются его основополагающие выводы и результаты.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК

Министерства образования и науки РФ:

Тихонов, А. С. Целостность психического и национального / А. С. Тихонов // Регионология. – № 3. – 2008. – С. 264-271.

Тихонов, А. С. Основной вопрос философии в работе В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» / А. С. Тихонов // Регионология. –№ 4. –2008. –С. 75-78.

Тихонов, А. С. «Нематериальность сознания» в материалистической философии / А. С. Тихонов // Личность. Культура. Общество. – Т. XI. –Вып. 1. –№№ 46-47. –2009. –С.290-295.

Тихонов, А. С. Взаимосвязь физического и ментального: каузальное объяснение / А. С. Тихонов // Личность. Культура. Общество. – Т. XI. – Вып. 2. – №№ 48-49. –2009. –С.317-323.

Тихонов, А. С. Менталитет этноса как морально-психологический фактор жизнедеятельности народа / А. С. Тихонов // Регионология. – № 2. –2009. – С. 292-296.

Тихонов, А. С. Идеальность и действенность психики / А. С. Тихонов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – № 1. – 2009. – С. 43-51.

Тихонов, А. С. Проблема взаимодействия психического и телесного во взглядах Декарта, Лейбница, Спинозы в истории философии / А. С. Тихонов // Вестник Чувашского университета. – № 4. – 2009. – 0,57 п.л.

Монографии:

Тихонов, А. С. Проблема причинности во взаимоотношениях души и тела  / А. С. Тихонов. – Чебоксары: Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал) СПбГПУ, 2008. – 195 с.

Тихонов, А. С. Психосоматическая целостность организма в теории и практике  / А. С. Тихонов. – Чебоксары: Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал) СПбГПУ, 2009. – 62 с.

Публикации в других научных изданиях:

Тихонов, А. С. Роль духовных факторов жизнедеятельности организма / А. С. Тихонов // Вестник Чувашского и Марийского отделений Российского философского общества.  – Чебоксары–Йошкар-Ола: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – С. 119-124.

Тихонов, А. С. Проблема эмоций и взаимодействие наук, изучающих психическую деятельность человека / А. С. Тихонов // Педагогический процесс и особенности его организации в условиях регионально-национального образования : сб. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т. – М.-Чебоксары, 2008. – С. 84-87.

Тихонов, А. С. Научно-материалистическое понимание причинности, обеспечивающей воздействие психики на жизнедеятельность организма / А. С. Тихонов // Организация педагогического процесса в условиях регионально-национального образования : сб. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т. – Чебоксары, 2008. – С. 163-169.

Тихонов, А. С. Эмоции и проблема единства физиологического и психического / А. С. Тихонов // Формирование личности учителя в условиях регионально-национального образования : сб. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т. – Чебоксары, 2008. – С. 134-138.

Тихонов, А. С. Психофизиологическая проблема (философский аспект) / А. С. Тихонов // Вестник Чувашского и Марийского отделений Российского философского общества.  – Чебоксары–Йошкар-Ола: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. – С. 59-65.

Тихонов, А. С. Чувства, эмоции и психические заболевания / А. С. Тихонов // Сб. ст. «Научные труды преподавателей ГОУ «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет «Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал)». – 2008. – С. 158-164.

Тихонов, А. С. Современные представления о соотношении психического и физиологического / А. С. Тихонов // Сб. науч. тр. студентов и преподавателей Чебоксарского института экономики и менеджмента (филиал) СПбГПУ. – Чебоксары: Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал) СПбГПУ, 2009. – С. 67-71.

Тихонов, А. С. Психосоматические расстройства / А. С. Тихонов // Сб. науч. тр. студентов и преподавателей Чебоксарского института экономики и менеджмента (филиал) СПбГПУ. – Чебоксары: Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал) СПбГПУ, 2009. – С. 64-67.

Тихонов, А. С. Соматические процессы и психика / А. С. Тихонов // Сб. науч. ст. «Педагогический процесс и проблемы его организации». – Вып. 1. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – С. 225-227.

Так как проблема имеет длинную историю, автор вынужден, хотя бы кратко, освещать не только новые, но и старые литературные источники, особенно советского периода.


загрузка...