Гармонизация промышленной и торговой политики предприятий на основе развития инновационной деятельности (13.07.2009)

Автор: Смольянова Елена Леонидовна

- методика оценки инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности и модель прогнозирования вероятностного развития инноваций с целью обеспечения гармонизированной ПТПП, дающие возможность выявить и определить стратегические результаты деятельности по разработке и внедрению продуктовых и процессных инноваций;

- механизм создания интрапренерских подразделений на предприятиях пищевой промышленности, формирующих внутренние предпринимательские структуры инновационного типа по выпуску продукции, имеющей повышенный спрос;

- процедура разработки и реализации стратегии развития пищевых предприятий, позволяющая повысить согласованность промышленной и торговой политики, эффективность производственно-коммерческой деятельности, адаптацию организаций к турбулентности внешней среды;

- методические рекомендации по определению направлений снижения риска инновационных проектов при разработке и реализации стратегии развития пищевых предприятий в условиях долгосрочных флуктуаций спроса и предложения.

Внедрение в практическую деятельность разработанных научно-методологических и прикладных положений, методических рекомендаций позволит повысить гибкость и адаптацию предприятий пищевой промышленности к турбулентности внешней среды, целенаправленней формировать и с меньшими затратами реализовывать промышленную и торговую политику, повышая эффективность производства и реализации продовольственных товаров.

Положения, выносимые на защиту.

1. Содержание и принципы гармонизации промышленной и торговой политики предприятий. Под содержанием гармонизации ПТПП понимается определенным образом согласованная и упорядоченная совокупность элементов и процессов, образующих соразмерное соотношение промышленной и торговой сфер деятельности предприятия при формировании единого целого. Базовыми положениями гармонизации промышленной и торговой политики предприятия являются принципы достижения консенсуса, координации действий, системности, непрерывности действий, управляемости процессов, горизонтальной справедливости (пункт 15.5).

2. Методология гармонизации промышленной и торговой политик, представляющая собой взаимообусловленную совокупность методов, моделей, методик, механизмов и инструментов, обеспечивающих комплексную оценку, показывающих варианты управления производственно-коммерческой деятельностью и дающих направления развития звеньев промышленно-торговой сферы предприятий пищевой отрасли в инновационной среде (пункт 15.5).

3. Концепция гармонизации ПТПП на основе развития инновационной деятельности, представляющая собой целостную систему взглядов, позволяющих обеспечить согласование и взаимное соответствие различных мер и действий по унификации, координации и объединению автономно развивающихся промышленной и торговой видов деятельности в единую промышленно-торговую сферу в условиях инновационной экономики с целью обеспечения повышения промышленной переработки сельскохозяйственного сырья, производства и реализации продовольствия (пункт 15.5).

4. Система гармонизации ПТПП на основе развития инноваций, включающая множество взаимосвязанных и согласованных между собой элементов, компонент, функциональных субсистем, подсистем, целей и подцелей, организованных процессом системогенеза в единую целостную структуру, направленную на поддержание динамического равновесия промышленной и торговой сфер деятельности предприятия в условиях турбулентности внешней среды и усиления рыночной конкуренции (пункт 15.5).

5. Модель множественной классификации пищевых предприятий по оценке инновационной деятельности, основанная на принципах кластерного анализа и направленная на идентификацию закономерностей, действующих при разработке прогноза развития инновационной деятельности, для обеспечения гармонизированной политики предприятия (пункт 4.2).

6. Механизм формирования интрапренерства на основе развития инновационной деятельности, разработанный в качестве инструмента внедрения инновационных процессов на пищевых предприятиях, направленный на создание условий с целью повышения результативности и эффективности производства и реализации продуктов лечебно-диетического питания (пункт 4.2).

7. Методический подход к оценке эффективности инновационного маркетинга при формировании и реализации гармонизированной промышленно-торговой политики предприятий (пункт 4.2).

8. Классификация факторов повышения конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности, позволяющая более пропорционально сбалансировать их производственную и торговую деятельность с целью повышения конкурентного потенциала (пункт 15.5).

9. Процедура разработки и реализации стратегии развития пищевых предприятий с учетом гармонизации промышленной и торговой политики, позволяющая достичь согласованности стратегического и тактического управления промышленно-торговой деятельностью и обеспечивать готовность предприятия к проведению инновационных процессов на долгосрочный период (пункт 15.5).

10. Методическое обоснование направлений снижения риска инновационных проектов при разработке и реализации стратегии развития пищевых предприятий, учитывающих характер проектов и условия их реализации, позволяющих определить влияние рисков нереализации проекта в процессе промышленно-торговой деятельности в условиях турбулентности внешней среды (пункт 4.2).

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях в городах: Москва, Воронеж, Пятигорск в 2000-2009 гг., а также на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава ГОУ ВПО «Воронежской государственной технологической академии».

Основные научно-практические разработки используются региональными органами управления при разработке программ и прогнозов развития промышленного комплекса Воронежской области и внедрены в практическую деятельность пищевых предприятий Воронежской и Липецкой областей. Методика оценки инновационной активности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности используется главным управлением по промышленности, транспорту, связи и инновациям Воронежской области, что подтверждено соответствующим документом. Экономический механизм развития инновационной деятельности на основе создания интрапренерства внедрен в практическую деятельность ОАО фирма «Молоко» г. Россошь. Методический подход к оценке эффективности инновационного маркетинга при гармонизации деятельности пищевых предприятий» апробирован в производственно-коммерческой деятельности ООО «Аннинское молоко». Процедура разработки и реализации стратегии развития пищевых предприятий на основе гармонизации промышленно-торговой политики в условиях развития инновационной деятельности используется ООО «Сыродельный завод «Калачеевский». Система гармонизации ПТПП пищевой промышленности на основе развития инновационной деятельности внедрена в практическую деятельность ОАО «Липецкхлебмакаронпром». Систематизация факторов повышения конкурентоспособности предприятия и сбалансированности его деятельности использована при разработке промышленно-торговой политики ОАО «Бутурлиновкахлеб». Методическое обоснование направлений снижения риска инновационных проектов при разработке и реализации стратегии развития предприятий пищевой промышленности используется ОАО «Бутурлиновский мясокомбинат».

Ряд разработанных теоретических и методических материалов, содержащих концепцию и методологию гармонизации промышленной и торговой политики предприятия, используется в учебном процессе при разработке спецкурсов «Антикризисное управление», «Основы предпринимательской деятельности», «Организация коммерческой деятельности» ГОУ ВПО «Воронежской государственной технологической академии», что подтверждено справками о внедрении.

Публикации результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы в 78 научных и учебно-методических работах общим объемом 87,49 п.л., из них 8 монографий, 2 учебных пособия, 13 статей в изданиях, рекомендованных ВАК России, 60 статей в специализированных журналах и сборниках научных трудов, материалах конференций.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 390 страницах основного текста и состоит из введения, шести глав, заключения, а также списка использованной литературы из 360 наименований, 40 приложений, включает 44 рисунков и 64 таблицы. Работа имеет следующую структуру, определенную логикой анализа взаимосвязанных аспектов изучаемого предмета и совокупностью решаемых задач (рисунок 1).

Гармонизации промышленной и торговой политики предприятий на основе развития инновационной деятельности

Актуальность Цели,

задачи Методологическая база Научная

новизна Практическая ценность Обоснованность результатов Личный вклад

Теоретико-методологический базис гармонизации промышленной и торговой

политики предприятий в условиях развития инновационной деятельности

Экономическая сущность и содержание

гармонизации ПТПП Принципы гармонизации ПТПП пищевой

промышленности Методология гармонизации ПТПП на основе развития инновационной деятельности

Концептуальный подход к обеспечению гармонизации промышленной и торговой

политики предприятий в условиях становления инновационной экономики

Концепция гармонизации ПТПП на основе развития

инновационной деятельности Система гармонизации ПТПП на основе реализации инновационного подхода Проблемы гармонизации ПТПП пищевой промышленности с учетом экономической безопасности

Состояние и направления развития гармонизации промышленной и

торговой политики предприятий пищевой промышленности на основе инноваций

Информационно-функциональный

мониторинг состояния ПТПП и обоснование направлений

развития гармонизации Методика оценки состояния

инновационной деятельности предприятий пищевой


загрузка...