Гармонизация промышленной и торговой политики предприятий на основе развития инновационной деятельности (13.07.2009)

Автор: Смольянова Елена Леонидовна

2. Методология гармонизации промышленной и торговой политики предприятия представляет собой взаимообусловленную совокупность методов, моделей и методик, механизмов и инструментов, индикаторов, обеспечивающих комплексную оценку, характеризующих варианты управления и определяющих направления развития промышленной и торговой сфер деятельности предприятия.

Исследование позволило обосновать основные механизмы гармонизации ПТПП, такие как управление предприятием как единым целым; производство продуктов в соответствии с возможностями реализации; распределение финансовых ресурсов согласно потребностям производства и реализации; взаимодействие с государственными органами и социальными институтами.

3. Концепция гармонизации промышленной и торговой политики представляет собой целостную систему взглядов, позволяющих обеспечить согласование и взаимное соответствие различных мер и действий по унификации, координации и объединению автономно развивающихся промышленной и торговой форм деятельности в единую промышленно-торговую сферу в условиях инновационной экономики. Гармонизация ПТПП должна быть нацелена на создание полноценной социально-ориентированной инновационной среды, повышение эффективности удовлетворения потребительского спроса, формирование новой культуры потребления при гарантированном качестве и безопасности. Гармонизированная ПТПП должна отражать задачи и функции каждого из её основных компонентов (производственный, маркетинговый, инновационный, технологический, финансовый, управленческий и др.). А вектором формирования и реализации такой политики является инновационный тип развития предприятия. Особенно важно подчеркнуть, что для достижения гармонизированной ПТПП необходимо уделять повышенное внимание формированию экологических приоритетов инновационной деятельности. Экологические приоритеты, заложенные в ПТПП, позволяют находить современные ориентиры и направления развития производства.

4. Исследуя систему гармонизации ПТПП, ее структуру и взаимодействие уровней, можно решить еще одну проблему – определить как согласованы и субординированы между собой компоненты и элементы системы, и выделить первичный элемент, в качестве которого выступает инновационная деятельность. Система гармонизации промышленной и торговой политики предприятия представляет собой множество взаимосвязанных и согласованных между собой элементов, компонент, функциональных субсистем, подсистем и подцелей, организованных процессом системогенеза в единое целостную структуру, противопоставляемую среде и способную сохранять устойчивое внутреннее состояние посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия промышленной и торговой сфер деятельности предприятия. В работе формулируется и обосновывается наличие трех, наиболее существенных функциональных субсистем: инновационно-маркетинговой; конкурентопреимущественной; экологической.

5. Комплексная оценка ПТПП пищевой промышленности позволила выявить тенденцию к расширению маркетинговой и инновационной сфер деятельности, обусловленных усиливающейся конкуренцией на рынке. Как показало исследование, реализация курса на инновационное развитие страны требует существенного наращивания инновационной активности предприятий пищевой промышленности. Каждое предприятие имеет определенный инновационный потенциал, грамотное использование которого позволит преодолеть негативные тенденции и повысить эффективность его функционирования.

Исследование позволило обосновать основные направления развития гармонизации ПТПП: приобретение высокотехнологичного оборудования как для производства, так и для реализации; разработка новых видов продукции на основе инновационных технологических решений; снижение затрат на производство продукции; увеличение собственных НИОКР в промышленной и торговой сферах деятельности; внедрение новых форм управления человеческим капиталом, внутрикорпоративное обучение; создание торгово-промышленного предприятия, формирующего единство интересов; изменение организационной культуры в отношении потребителя, формирование стандартов обслуживания; работа в альтернативных сегментах потребительского рынка.

6. Модель множественной классификации предприятий по оценке состояния инновационного развития основана на принципах кластерного анализа и направлена на идентификацию закономерностей, проявляющихся при разработке прогноза развития инновационной деятельности для обеспечения гармонизированной политики пищевых предприятий. Ее использование позволит повысить качество оценки текущего состояния инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности и, соответственно, прогноза развития.

7. Механизм формирования интрапренерских подразделений инновационного типа на пищевых предприятиях позволяет создать внутренние предпринимательские структуры по изготовлению и реализации инновационной продукции лечебно-диетического назначения и другой видов, имеющей повышенный спрос на рынке по типу ОАО «Молоко» г. Россошь. Создание интрапренерских подразделений с использованием предложенного механизма позволяет повысить устойчивость предприятий в условиях неопределенности внешней среды и их адаптивность к динамично изменяющейся конъюнктуре рынка.

8. Специфическим методом гармонизации ПТПП служит рассеянный маркетинг, являющийся результатом эволюционного развития экономики. Он целенаправленно координирует все виды деятельности с целью удовлетворения и формирования потребностей при гармонизации интересов потребителей (спрос) и производителей (предложение), позволяет смягчать последствия кризисов перепроизводства и потребления в условиях инновационного развития рыночной экономики. Отличительная особенность предложенной методики оценки эффективности маркетинга заключается в установлении наилучшей цены реализации нового продукта на сегменте рынка с учетом реакции конкурентов на основе вероятностных моделей принятия решений. В ходе реализации методического подхода автором выявлены маркетинговые возможности, с точки зрения их практической реализации в промышленно-торговой деятельности пищевых предприятий.

9. Инновационно-активный сценарий развития российской экономики характеризуется повышенными требованиями к росту конкурентоспособности. Ее повышение является результатом реализации гармонизированной ПТПП. Задача повышения конкурентоспособности предприятий вызвана необходимостью ускоренного освоения новой и пользующейся спросом на рынке продукции, всемерного сокращения времени выполнения заказа потребителя при обеспечении высокой надежности поставок. Оценить источники и причины имеющихся возможностей можно, оперируя характеристиками влияния отдельных факторов на изменение уровня конкурентоспособности предприятия с целью гармонизации его ПТПП.

Автором исследованы возможности повышения конкурентоспособности пищевых предприятий на основе нанотехнологий и разработана классификация факторов, влияющих на создание эффективной конкурентной среды в зависимости от степени возможного контролирующего воздействия со стороны государства и промышленного предприятия. При этом по уровню их контролируемости факторы разделены на три группы: неконтролируемые государством (мегауровень); контролируемые государством, неконтролируемые предприятием (макроуровень); контролируемые предприятием (микроуровень).

10. Стратегия развития пищевых предприятий представляет собой целенаправленный план действий по управлению промышленно-торговой деятельностью в долгосрочной перспективе для достижения поставленных целей и реализации инновационных процессов. Автором обоснована процедура ее формирования и реализации, характеризующаяся комплексным подходом и отличающаяся наличием трех блоков - анализа информации, формирования стратегии и реализации стратегии, позволяющих поэтапно обеспечить техническую, организационную и экономическую готовность предприятия к изменениям, вызывающим дизгармонизацию ПТПП, сформировать и выбрать стратегические альтернативы в процессе гармонизации промышленной и торговой деятельности, осуществить внедрение стратегии при возникновении инновационных рисков.

Выявленные особенности применения методов снижения рисков - нейтрализации, минимизации его уровня, снижения степени риска, трансформации, возмещения и предотвращения различных видов рисков в зависимости от условий реализации инновационных проектов, - позволили обосновать направления снижения рисков для соответствующего инновационного проекта с учётом каждого из условий его реализации.

В конечном итоге гармонизация промышленной и торговой политики предприятий должна обеспечить эффективное развитие пищевых предприятий и повышение их конкурентоспособности в условиях пропорциональной сбалансированности промышленной и торговой деятельности; установление чётких взаимосвязей всех элементов разработки системы и реализации стратегии; выработку и реализацию мероприятий по сокращению негативного влияния неопределенности и рисков; стимулирование использования интеллектуальной собственности при одновременном обеспечении ее эффективной защиты в промышленно-торговой сфере; определение перспектив развития инновационной структуры на основе данных о текущем состоянии науки, производства, образования, уровне техники и технологии.

4. Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

Смольянова, Е. Л. Информационно-функциональный мониторинг состояния промышленной и торговой политики предприятий пищевой промышленности Воронежской области [Текст] / Е.Л. Смольянова, Н.А. Серебрякова, Т.А. Волкова // Региональная экономика: теория и практика: науч.-практ. и аналит. журн. – 2009. - № 13 (106). - С. 45-56. (1,2 п.л., доля автора 0,6)

Смольянова, Е. Л. Роль инновационного маркетинга в обеспечении гармонизации промышленной и торговой политики предприятия [Текст] / Е.Л. Смольянова // Креативная экономика: науч.-теор. журн., 2009. - № 3. - С. 122-127. (0,37 п.л.)

Смольянова, Е.Л. Теоретико-методологические основы промышленной и торговой политики предприятия в условиях инновационной среды [Текст] / Е.Л. Смольянова // Вестник РГТЭУ, 2009. – № 3 (30). – С. 55 - 61. (0,4 п.л.)

Смольянова, Е. Л. К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия [Текст] / Е.Л. Смольянова, В.Б. Малицкая // Вестник Тамбов. гос. уни-та. Сер.: гуманитарные науки. Науч.-практ. и теоретич. журн. – 2009. - №2 (70). - С. 336-345. (0,9 п.л., доля автора 0,5)

Смольянова, Е. Л. Принципы гармонизации промышленной и торговой политики предприятия [Текст] / Е.Л. Смольянова // Российское предпринимательство: науч.-теор. журн., 2009. - №1 -С. 93-97. (0,25 п.л.)

Смольянова, Е. Л. Основные проблемы развития инновационно-инвестиционного потенцииала Воронежской области [Текст] / Е.Л. Смольянова, Н.А. Серебрякова // Региональная экономика: теория и практика: науч.-практ. и аналит. журн. – 2009. - № 2 (95). - С. 52-60. (0,5 п.л., доля автора – 0,25 п.л.)

Смольянова, Е. Л. Разработка промышленно-торговой стратегии предприятия в условиях развития инновационной деятельности [Текст] / Е.Л. Смольянова, С.В. Шапошникова // Экономические науки: науч. - информ. журн., 2009. - №1 -С. 158-162. (0,56 п.л., доля автора – 0,3 п.л.)

Смольянова, Е. Л. Активизация инновационной деятельности предприятия путем создания интрапренерских подразделений [Текст] / Е.Л. Смольянова, С.А. Волкова // Вестник ИНЖЭКОН. Сер. Экономика. – 2009. - №1 (27). – С. 255-263. (0,56 п.л., доля автора – 0,3 п.л.)

Смольянова, Е. Л. Содержание гармонизации промышленной и торговой политики предприятия [Текст] / Е.Л. Смольянова // Креативная экономика: науч.-теор. журн., 2009. - №1 -С. 28-32. (0,25 п.л.)

Смольянова, Е. Л. Концепция гармонизации промышленной и торговой политики предприятия [Текст] / Е.Л. Смольянова // Вестник Тамбов. гос. ун-та. Сер.: гуманитарные науки. Науч.-практ. и теоретич. журн. - 2009. - №1 (69). - С. 288-296. (0,7 п.л.)

Смольянова, Е. Л. Процедура разработки стратегии развития предприятия в условиях гармонизации промышленной и торговой политики предприятия [Текст] / Е.Л. Смольянова // Экономические науки: науч.-информ. журн., 2008. - №12. - С. 167-174 (0,45 п.л.)

Смольянова, Е. Л. Реализация промышленно-торговой политики предприятия посредством гармонизации производственной и сбытовой деятельности [Текст] / Е.Л. Смольянова, Н.А. Серебрякова // Креативная экономика: науч.-теор. журн., 2008. - №12. - С. 23-27. (0,25 п.л., доля автора 0,15 п.л.)

Смольянова, Е. Л. Управление человеческим капиталом предприятия [Текст] / Е.Л. Смольянова, Н.А. Серебрякова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации: Междун. науч.-теор. журн. - 2007. - Вып. 1 (21). - С. 98-101. (0,2 п.л., доля автора 0,1 п.л.)

2. Монографии, учебные пособия

Смольянова Е. Л. Гармонизация промышленной и торговой политики предприятий на основе развития инновационной деятельности: монография / Е.Л. Смольянова. – Воронеж : Научная книга, 2009. – 420 с. (26,25 п.л.)

Смольянова, Е. Л. Инновационное развитие экономических систем: монография / Ю.П. Анисимов, Е.Л. Смольянова, С.В. Шапошникова; под ред. Ю.П. Анисимова. – Воронеж : Научная книга, 2009. - 407 с. (23,72 п.л., доля автора 7,9 п.л.)

Смольянова, Е.Л. Совершенствование управления рисками хозяйствующих субъектов: монография / Г.И. Тамошина, Е.Л. Смольянова, М.С. Кузьмина, И.В. Анохин – Воронеж : Воронеж. гос. технол. акад. – 2009. – 189 с. (12 п.л., доля автора 3 п.л.)

Смольянова, Е. Л. Инновационные подходы к гармонизации политики предприятия: монография / Ю.П. Анисимов, Е.Л. Смольянова; под ред. Ю.П. Анисимова. – Воронеж : Воронеж. гос. технол. акад. – 2008. – 240 с. (15 п.л., доля автора 7,5 п.л.)

Смольянова, Е. Л. Совершенствование экономической деятельности предприятия на основе управления информацией [Текст] : монография / С. Н. Гапонова, Е.Л. Смольянова, Е.Ю. Давыдова – Воронеж : Воронеж. гос. технол. акад., 2008. – 120 с. (7,5 п.л., доля автора 2,5 п.л.)

Смольянова, Е. Л. Гармонизация промышленной и торговой политики предприятия на основе развития инновационной деятельности [Текст]: учебное пособие / Е.Л. Смольянова // Воронеж : ВГТА, - 2008. – 220 с. (13,75 п.л.)

Смольянова, Е. Л. Формирование благоприятного инвестиционного климата России для иностранных инвесторов [Текст] : монография / В.П. Воронин, И.М. Подмолодина, Е.Л. Смольянова, А.А. Захаров. – Воронеж : Истоки, 2008. -239 с. (15 п.л., доля автора 4 п.л.)

Смольянова, Е. Л. Теоретико-методологические основы организации локальных АПК [Текст] : монография / Е.Л. Смольянова, С.А. Волкова // Воронеж : ВГТА, 2004. – 137 с. (9,4 п.л., доля автора – 3,1 п.л.)

Смольянова, Е. Л. Экономическая теория: учебное пособие / Е.Л. Смольянова // Воронеж : ВГТА, – 2002. – 215 с. (7,9 п.л.)

Смольянова, Е. Л. Прибыль: формирование, распределение и налогообложение [Текст] / Г. И. Тамошина, Е. Л. Смольянова. – Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 2000. - 153 с. (7,9 п.л., доля автора 4 п.л.)


загрузка...