Конституционно-правовой статус парламента и организация его деятельности: сравнительно-правовое исследование (13.07.2009)

Автор: Шаклеин Николай Иванович

ШАКЛЕИН Николай Иванович

Конституционно-правовой статус

ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и проблемы его совершенствования:

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Специальность: 12.00.02 —

конституционное право; муниципальное право

автореферат

диссертации

на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Москва – 2010 г.

Работа выполнена в Государственном научном учреждении "Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации"

Научный консультант доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист Российской Федерации

Шахрай Сергей Михайлович

Официальные

оппоненты:

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист Российской Федерации Зражевская Татьяна Дмитриевна

доктор юридических наук, профессор

Мазаев Владимир Дмитриевич

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист Российской Федерации

Миронов Олег Орестович

Ведущая

организация: Российская правовая академия

Министерства юстиции Российской Федерации

Защита состоится "16" ноября 2010 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 144.001.02 при Государственном научно-исследовательском институте системного анализа Счетной палаты Российской Федерации по адресу: 119121 г. Москва, Смоленский бульвар, д.19, зал заседаний Диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации.

Автореферат разослан " " 2010 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета,

кандидат юридических наук А.А. Васильев

Общая характеристика диссертационной работы

Актуальность темы исследования. Совершенствование конституционно-правового статуса Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации обусловлено общим процессом модернизации социально-экономической, политической и правовой систем российского общества. От эффективного функционирования системы российского парламентаризма во многом зависит создание необходимых условий для сохранения целостности и устойчивости государства, единства его конституционно-правового, экономического и социального пространства, реализации права граждан на управление государственными и общественными делами.

Парламент России – Федеральное Собрание, парламенты субъектов РФ способны исполнять свое предназначение представительных и законодательных органов во многом благодаря тому, что их организация и деятельность определяются демократическими и рациональными правилами, в которых отражаются принципы правового государства, учитывается отечественный и международный опыт.

Парламент как орган государственной власти, выполняет две важнейшие функции: во-первых, формирует законодательство, на основе которого развиваются важнейшие сферы общества, гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина, и, во-вторых, осуществляет реализацию принципов народовластия, совершенствует формы участия населения в управлении делами государства.

Поиск оптимальных путей реформирования Федерального Собрания РФ и региональных парламентов в последние годы стал одним из магистральных направлений, как федеративной, так и административной реформы в нашей стране. Глава 5 Конституции РФ, в которой закреплено конституционное положение российского парламента – Федерального Собрания, как высшего представительного и законодательного органа государственной власти Российской Федерации, устанавливает конституционно-правовые основы развития российского парламентаризма. Исследование основных направлений, путей совершенствования конституционно-правового статуса федерального и региональных парламентов в современной России представляет научный и практический интерес.

Выбор темы исследования был обусловлен следующими обстоятельствами:


загрузка...