Качество жизни детей школьного возраста и влияние на него хронической гастродуоденальной патологии (13.07.2009)

Автор: Рычкова Светлана Владиславовна 

68 человек

Дети, получавшие медикаментозную терапию с эрадикационной схемой

64 человека

7 Изучение динамики качества жизни у детей с обострением хронической гастродуоденальной патологии на фоне сочетанного медикаментозного лечения и транскраниальной электростимуляции (ТЭС) в режиме дневного стационара Дети, получавшие стандартную медикаментозную терапию в сочетании с ТЭС

45 человек

Дети, получавшие медикаментозную терапию с эрадикационной схемой в сочетании с ТЭС

53 человека

8 Изучение динамики качества жизни у детей с обострением хронической гастродуоденальной патологии при лечении в реабилитационном центре стационарного типа. Дети, получавшие стандартную медикаментозную терапию и комплекс восстановительного лечения

54 человека

Дети, получавшие медикаментозную терапию с эрадикационной схемой и комплекс восстановительного лечения

45 человек

Первый раздел работы посвящен изучению образа жизни школьников и его влиянию на качество жизни, связанное со здоровьем, последующие содержат клинические данные и посвящены исследованию влияния различных форм гастродуоденальной патологии, методов и форм ее лечения на параметры качества жизни у детей.

Исследование образа жизни и качества жизни школьников проведено за период 2003-2004 г.г. на базе школ №45, №582, №618 Приморского района, №179 Калининского района. Исследование проведено по согласованию с Районными отделами народного образования, директорами школ, родителями детей и при получении информированного согласия детей и /или родителей. Рабочими инструментами обследования были: общий опросник по изучению КЖ - MOS-SF 36, общий детский опросник - CHQ-87 и его версия для родителей CHQ-PF 50. Для оценки образа жизни была разработана специальная регистрационная карта, учитывающая материально-бытовые условия, режим дня (сон, питание, прогулки, время, проводимое у источников электромагнитного излучения), учебные и дополнительные нагрузки, характеристику семьи, физическую активность, занятия спортом, вредные привычки. Состояние здоровья оценивалось по школьным медицинским документам. В исследование включались дети «пограничных» возрастов; начала обучения в школе, начала обучения в средней школе, окончания неполного среднего образования и школьники, заканчивающие среднюю школу, т.е. – школьники 1-х, 5-х, 9-х и одиннадцатых классов соответственно. Нашими респондентами были 444 ребенка в возрасте от 7 до 17 лет. Поскольку одной из задач исследования было изучение влияния школьных нагрузок на образ жизни и соответственно показатели КЖ, нашими респондентами были дети, обучающиеся в общеобразовательных классах, классах с углубленным изучением языков, математики, гуманитарных предметов, а так же классы, проводящие обучение совместно с высшей школой; с углубленным изучением медицины и экономики. Распределение детей по возрасту было следующим; дети в возрасте 7-8 лет - 49, 10-11 лет - 50 человек, 14-15 лет - 133 человека, 16-17 лет - 212 человек. Среди общего числа респондентов распределение по полу одинаковое: мальчики 223, девочки 221.

Клиническая часть работы выполнялась в период 1996-2008 года на клинических базах кафедры - Дневном диагностическом гастроцентре Детского поликлинического отделения 77 «СПб ГУЗ ГП-111» Приморского района С-Петербурга, КДЦ №2 «СПб ГУЗ ГП -23» Кировского района С-Петербурга, и на базе Детского реабилитационного центра «Детские Дюны». Под наблюдением находилось 532 человека в возрасте от 10 до 17 лет. Из них группу наблюдения составили 329 человек с хроническими заболеваниями гастродуоденальной зоны и 203 человека – контрольная группа (здоровые дети). Среди группы наблюдения распределение по полу было следующим: мальчиков - 169 человек (51%), девочек - 160 человек (49%). По основному клиническому диагнозу больные распределялись следующим образом: хронический гастродуоденит (ХГД) – 264 больных (80%), эрозивный гастродуоденит (ЭГД) – 42 больных (13%), язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки (ЯБДК) ? 23 (7%) больных. Н.р.-позитивные больные с ХГД составили 59%,при эрозивном гастродуодените процент инфицирования составил - 72%, при ЯБДК-86%. Диагноз устанавливался на основании данных анамнеза, жалоб, клинических проявлений болезни, лабораторных и инструментальных методов исследования. Наибольшую группу из всех обследованных больных составили пациенты с ХГД, значительно реже наблюдались больные с ЭГД и ЯБДК, причем распределение по полу среди больных с ХГД и ЭГД было примерно одинаковым; среди больных с ЯБДК преобладали мальчики, при соотношении 2,2: 1 соответственно. Давность заболевания была различной, от 1 года до 3-4 лет.

При изучении жалоб и данных анамнеза регистрировались сведения, полученные от родителей и самих больных. Кроме того, изучались записи в амбулаторных картах развития детей. Среди жалоб больных детально анализировались особенности болевого синдрома; локализация, интенсивность, иррадиация и длительность болей в животе, их ритмичность и сезонность. Уточнялись моменты, провоцирующие возникновение болей - их связь с приемом пищи, погрешностью в диете и др.. Учитывались проявления астеновегетативного синдрома: утомляемость, вялость, раздражительность, головные боли. При объективном осмотре учитывалась вся симптоматика, однако более пристально оценивался болевой синдром. Для регистрации полученных данных и оценки динамики статуса пациента была разработана специальная регистрационная карта. Протокол обследования больных включал как общеклинический минимум (анализ крови, мочи, копрограммы), так и специализированное гастроэнтерологическое обследование. Кислотообразующая функция желудка определялась методом бичастотной импедансометрии. Всем больным проводилась эзофагогастродуоденоскопия, для выявления H. pylori проводился Helpyl-тест (быстрый уреазный тест), производства ООО «Синтана» С-Петербург. Всем детям проводилась ультразвуковая диагностика состояния органов брюшной полости и почек. Для оценки элементов психофизиологического статуса использованы вербальные и невербальные методы; тест тревожности Спилбергера-Ханина, шкала «Самочувствие. Активность. Настроение», цветовой тест Люшера со стандартным набором карточек и компьютерной программой обработки результатов производства фирмы «Иматон», С-Петербург.

Для изучения влияния различных методов и форм лечения на качество жизни все больные с хронической патологией гастродуоденальной зоны были разделены на несколько групп.

В первую группу ? группу сравнения, вошло 203 здоровых ребенка в возрасте от 10 до 17 лет.

Вторую группу составили 132 пациента, которые получали комплексную медикаментозную терапию, в том числе и эрадикационную. Медикаментозный комплекс включал в себя антацидные или антисекреторные препараты, седативные препараты, прокинетики, при эрозивно-язвенном поражении - препараты коллоидного висмута, симптоматическое лечение. У Н.р.-инфицированных больных проведена стандартная эрадикационная тройная терапия, согласно рекомендациям Российской группы по изучению Н.рylori.

Третья группа – 98 больных получали комплексное медикаментозное лечение, в том числе и эрадикационную терапию в сочетании с сеансами метода физиотерапевтического воздействия - транскраниальной электростимуляцией (ТЭС). Процедуры ТЭС проводили электростимулятором «Трансаир-02». Электровоздействие осуществлялось через электроды, прикладываемые к коже лба (катод) и позади ушных раковин (анод), прямоугольным импульсным током с частотой 77Гц и длительностью импульса 3,5 мс, сила тока 1-2 мА, длительность процедуры 25-30 мин, курс лечения 8-10 сеансов.

Четвертая группа - 99 больных - находились на курсе реабилитации в ДРЦ ДС «Детские Дюны». Комплекс восстановительного лечения состоял из климатотерапии (мягкий приморский климат), щадящего режима дня, диеты 1-в с 5-кратным режимом питания, медикаментозного лечения (аналогично лечению детей 2 группы), ЛФК, оздоровительных занятий в бассейне, водо-грязелечения (холодные слабоминерализованные 1,5г/л слабощелочные воды, пресноводные глинистые сапропели, кислые низко/среднеминерализованные иловые грязи), фармакотерапии, социальной реабилитации (студия танцев, пения, рисования, театральная студия).

Критерием включения в исследование было обострение хронической гастродуоденальной патологии. Группы формировались методом случайной выборки и были сопоставимы по возрасту, полу, вариантам течения хронической гастродуоденальной патологии. Стартовое тестирование назначалось детям при поступлении в дневные стационары/реабилитационный центр. Оценка клинической эффективности методов лечения во всех группах больных проводилась слепым методом на 28-30 день от начала лечения, результаты проведенной терапии оценивались путем сопоставления общего состояния каждого больного в отдельности до и после лечения, по динамике жалоб и клинической симптоматики. В эти же сроки проводилось контрольное тестирование.

Статистическую обработку полученных результатов проводили с использованием методов параметрической и непараметрической статистики. Методы описательной (дескpиптивной) статистики включали в себя оценку сpеднего аpифметического (M), сpедней ошибки сpеднего значения (m) ( для признаков, имеющих непрерывное распределение; а также частоты встречаемости признаков с дискретными значениями. Для оценки межгрупповых различий значений признаков, имеющих непрерывное распределение, применяли t(критерий Стьюдента и непараметрический U-критерий Вилкоксона-Манна-Уитни, а при сравнении частотных величин ( (2(критерий Пирсона и F- критерий Фишера. Анализ зависимости между признаками проводили с помощью r(критерия Пирсона, rs(критерия Спиpмена , (2(критерия Пирсона, F-критерия Фишера.

Для оценки зависимости показателей качества жизни от факторов образа жизни обследованных школьников (занятия спортом, прогулки, продолжительность сна, работа с компьютером, просмотр телевизионных передач и пр.) использовали множественный регрессионный, кластерный и факторный (метод главных компонент) анализ. Статистическая обpаботка матеpиала выполнялась с использованием стандаpтного пакета пpогpамм пpикладного статистического анализа (Microsoft Excel, Statistica for Windows v. 6.0). Кpитический уpовень достовеpности нулевой статистической гипотезы (об отсутствии значимых pазличий или фактоpных влияний) пpинимали pавным 0,05.

Результаты собственных исследований.

Оценка качества жизни детей школьного возраста проводилась с использованием двух рабочих инструментов - общего детского опросника CHQ-87 (применяется у детей с 10 лет) и общего опросника по изучению КЖ MOS-SF 36 (применяется у респондентов с 14летнего возраста). Перед началом обработки данных анализировалась тщательность заполнения ответов. Из анализа исключались ответы с исправлениями, формальные или заведомо фиктивные ответы. В исследовании принимали участие респонденты, у которых в момент исследования не было острых заболеваний и обострения хронических процессов. Общие опросники охватывают две основные сферы жизнедеятельности человека - физическую и психологическую, а также дают общую оценку состояния здоровья. Каждый опросник содержит внутри сферы различные шкалы. Расшифровка названий шкал опросников представлена в таблице 2.

Таблица 2

Шкалы опросников CHQ-87 и SF-36.

Опросник CHQ-87 Опросник SF-36

Физическая сфера PF - физическая активность ФФ - шкала физического функционирования

RP - роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности РФФ - шкала ролевого физического функционирования

BP - шкала боли Б - шкала боли

Общие шкалы GH - общее здоровье ОЗ - шкала общего здоровья

CH - изменения здоровья Ж - шкала общей жизнеспособности

Психологическая сфера

MH - психологическое здоровье ПЗ - шкала психологического здоровья

S E- шкала самооценки

RE - роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности РЭФ - шкала ролевого эмоционального функционирования

RB - роль поведенческих проблем в ограничении жизнедеятельности

BE - общее поведение

GBE - глобальное общее поведение СФ - шкала социального функционирования


загрузка...