Качество жизни детей школьного возраста и влияние на него хронической гастродуоденальной патологии (13.07.2009)

Автор: Рычкова Светлана Владиславовна 

Рычкова Светлана Владиславовна

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЛИЯНИЕ НА НЕГО ХРОНИЧЕСКОЙ ГАСТРОДУОДЕНАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ

14.00.09 – ПЕДИАТРИЯ

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Росздрава».

Научный консультант – доктор медицинских наук, профессор Александрова Валентина Александровна

Официальные оппоненты:

?доктор медицинских наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ Орлова Нина Васильевна

?доктор медицинских наук, профессор Горелов Александр Васильевич

?доктор медицинских наук, профессор Щербаков Петр Леонидович

Ведущее учреждение ? Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского.

Защита состоится « » _______ 2009 года в 13.00 часов, на заседании диссертационного совета Д208. 089.05 при ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская государственная медицинская академия последипломного образования Министерства здравоохранения и социального развития (191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д.41).

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке ГОУ ДПО СПб МАПО (195196, Санкт-Петербург, Заневский пр., д.1/82)

Автореферат разослан « »_________ 2009 года

Ученый секретарь диссертационного совета

Доктор медицинских наук, профессор Кирьянова В.В.

Актуальность исследования. В настоящее время в политике государства вопросы здоровья подрастающего поколения реально стали приоритетными, комплекс мероприятий, направленный на оптимизацию медицинской помощи населению, на сохранение и укрепления здоровья детей и подростков, вошел в национальный проект «Здоровье», а одной из первоочередных задач Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни. Социально-экономические трудности, недооценка профилактического направления в области медицины в последние десятилетия во многом определили тот факт, что здоровье детей России в XXI веке рассматривается как катастрофическое и угрожающее национальной безопасности (Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г. 2005). Ухудшение здоровья детей является результатом многих факторов, но в основе лежит истощение компенсаторных возможностей и адаптационных систем организма, причем, в современных условиях, ведущими факторами риска являются социально-гигиенические условия и образ жизни детей (Кучма В.Р. 2003, Баранов А.А., Лапин Ю.Е. 2003, Максимова Т.М., Гаенко О.Н., Белов В.Б. 2004, Овчаров В.К., Чичерин Л.П., Жиляева Е.П., Михальская Е.В. 2005). В странах с высоким уровнем развития медицины, для оценки состояния здоровья населения, оценки качества существующих и вновь разрабатываемых медицинских профилактических и лечебных программ, в последние годы, используется критерий качества жизни (КЖ), поскольку традиционные критерии эффективности лечебных мероприятий, отражающих изменения физического состояния, т.е. биологических функций, не дают полного представления о жизненном благополучии больного, о его физическом, психологическом и социальном состоянии (Новик А.А., Ионова Т.И. , Кайнд П. 1999). Данная проблема в педиатрии весьма актуальна, поскольку здоровье детей относится к основополагающим факторам качества жизни населения. В России этой проблеме пока еще не уделяется должного внимания (Альбицкий В.Ю, Винярская И.В. 2007). Немногочисленные исследования посвящены, в основном, изучению влияния отдельных заболеваний на качество жизни у детей (Ганчо В.Ю., Гриневич В.Б., Гончар Н.В. 2002, Чучалин А.Г, Белевский А.С, Смоленов И.В. и др. 2003). В педиатрической практике отсутствует комплексный подход к изучению качества жизни детей, не определены популяционные нормативы, отсутствует анализ факторов, влияющих на параметры качества жизни детей различного возраста, в связи с чем, изучение качества жизни расценивается ? как важнейшая задача современной педиатрии (Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Валиуллина С.А. и др. 2005, Винярская И.В. 2007). Последнее десятилетие характеризуется нарастающим ухудшением состояния здоровья детей, что обусловлено высокими учебными нагрузками, хроническим стрессом, гиподинамией и ухудшением качества питания. Установлено, что за 1992 – 2002гг. уровень распространенности функциональных отклонений учащихся младшей школы повысился на 84,7%, хронических болезней – на 83,8%. Для учащихся старшей школы соответствующие показатели составляют 73,8% и 39,6%. Структура заболеваемости школьников характеризуется доминированием патологии опорно-двигательной системы -24%, второе место занимают болезни органов пищеварения -19%, третье – болезни нервной системы и психической сферы -14% (Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г. 2005). Хронические заболевания органов пищеварения занимают лидирующее место в структуре хронической соматической патологии у детей старшего возраста (Шарапова О.В., Царегородцев А.Д., Кобринский Б.А 2004). Из них наиболее распространенными являются поражения гастродуоденальной зоны (Щербаков П.Л. 2007). Значительный рост распространенности заболеваний органов пищеварения требует разработки критериальной системы оценки эффективности и качества лечения болезни, определения эффективности восстановительного лечения и диспансеризации с учетом мнения врача и больного, и именно это позволяет методика оценки качества жизни (Новик А.А., Ионова Т.И. 2002, Тимофеева А.Г., Винярская И.В. 2008).

Цель исследования. Установить закономерности изменения качества жизни у детей школьного возраста для оптимизации построения профилактических и лечебных мероприятий при .хронических заболеваниях гастродуоденальной зоны у детей.

Задачи исследования.

1. Определить возрастно-гендерные нормативы качества жизни у детей 10-17 лет по данным CHQ-87 и SF-36.

2. Оценить образ жизни детей школьного возраста и определить параметры качества жизни детей в зависимости от образа жизни, школьных нагрузок и состояния здоровья.

3. Изучить влияние хронической гастродуоденальной патологии на качество жизни детей.

4. Провести сравнительный анализ оценки качества жизни больных детей и оценки влияния заболевания на параметры качества жизни больных детей, данной их родителями.

5. Оценить влияние различных методов и форм лечения (традиционной медикаментозной терапии, эрадикационной, сочетания медикаментозной терапии и метода транскраниальной электростимуляции в режиме дневного стационара и восстановительного лечения в реабилитационном центре стационарного типа) на динамику качества жизни у детей с хроническими гастродуоденальными заболеваниями.

6. Оценить степень восстановления больных по динамике показателей качества жизни после различных форм лечения: в режиме дневного стационара и восстановительного лечения в реабилитационном центре стационарного типа.

7. Разработать базисную математическую модель направленного влияния предикторов на качество жизни при построении профилактических и лечебных мероприятий.

Научная новизна исследования. Впервые получена характеристика качества жизни у детей школьного возраста на базе опросников CHQ-87 и SF-36, в зависимости от возраста, пола, образа жизни, школьных нагрузок и состояния здоровья.

Определены основные факторы образа жизни, влияющие на качество жизни, связанного со здоровьем. Установлено, что качество жизни по глобальным шкалам (общее здоровье, психологическое здоровье, поведение) в значительной степени зависит от факторов образа жизни ? длительности ночного сна, режима питания, физической активности, пребывания на свежем воздухе.

Выявлено, что длительное время, проводимое за компьютером и за просмотром телепередач, приводит к снижению качества жизни по шкалам общего поведения, общего здоровья и жизнеспособности.

Получены данные о возрастных и гендерных различиях динамики качества жизни; с возрастом, к 14-17 годам у детей происходит снижение показателей качества жизни. У девочек ряд параметров качества жизни, связанного со здоровьем снижается раньше, чем у мальчиков. Показатели качества жизни у школьников классов с дополнительной программой обучения не зависят от профиля обучения и сопоставимы со средневозрастными значениями и параметрами качества жизни школьников общеобразовательных классов.

Изучено влияние хронической гастродуоденальной патологии на качество жизни у детей. Определена зависимость динамики качества жизни от клинической формы гастродуоденальных заболеваний у детей, и изучено влияние различных методов и форм лечения на параметры качества жизни детей с хронической гастродуоденальной патологией.

Доказана высокая эффективность комплексного восстановительного лечения у детей с обострением хронической гастродуоденальной патологии на базе реабилитационного центра стационарного типа.

Выявлены предикторы качества жизни, как положительные, так и отрицательные, рассчитаны коэффициенты их значимости, создана базисная математическая модель направленного влияния на качество жизни при построении профилактических и лечебных мероприятий.

Практическая значимость.

Полученные в результате проведенного исследования данные свидетельствуют о превалирующем влиянии образа жизни на качество жизни, связанное со здоровьем, что позволяет широко их использовать в структуре профилактических мероприятий. Полученные возрастно-половые значения параметров КЖ детей 10-17 лет по данным CHQ-87 и SF-36 могут быть основой для сравнительной оценки качества жизни детей с другими заболеваниями и при проведении исследований в различных регионах.

Учет изменений показателей качества жизни в зависимости от возраста и пола позволяет оптимизировать диспансерное наблюдение за школьниками различных возрастных групп.


загрузка...