Методологические основы стратегического планирования в лесном секторе Российской Федерации (13.07.2009)

Автор: Пинягина Наталья Борисовна

3. Общие затраты на производство и реализацию продукции, всего 6420,1 7576,1 8055,1 8654,4 9901,6

4. Финансовый результат 2959,5 3744,8 4197,9 4746,7 5710,3

5. Налоги, относимые на финансовый результат, всего 234,8 283,5 307,6 337,1 393,6

6. Налог на прибыль 427,9 541,5 607,0 686,4 825,7

7. Платежи в бюджет, всего 1585,6 1906,3 2067,9 2266,7 2646,4

8. Платежи во внебюджетные фонды 113,9 132,7 143,4 154,2 176,7

9. Рентабельность производства фанеры 46,10 49,43 52,11 54,85 57,67

2.4. Методические основы планирования стратегического развития лесопромышленных корпораций.

В диссертационном исследовании предложены разработанные автором методы планирования стратегического развития лесопромышленной корпорации на примере ГК «Титан». Новизна методологии корпоративного планирования заключается в разработке стратегии для лесопромышленно - лесохозяйственной интегрированной структуры, как целостности, включающей связанные по технологической вертикали предприятия – от лесозаготовки до производства продукции глубокой переработки древесины (бумага, картон и т.д.)

Методология предполагает установление общих стратегических целей и задач развития корпорации, общего организационного механизма реализации инвестиционных программ и проектов, предусматривает производственно-экономические и финансовые инструменты для пропорционального развития всех её предприятий. Корпоративная стратегия включает: распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями; изменение структуры корпорации; решения о слиянии, приобретении, вхождении в другие интеграционные структуры; единую стратегическую ориентацию подразделений. Концентрация материально-сырьевых, финансовых и кадровых ресурсов позволяет оперативно направлять их в проблемные звенья технологической цепочки, привлекать инвестиции под общее залоговое обеспечение корпорации. К основным стратегическим задачам ГК «Титан» относятся:

- создание мощностей по выпуску лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью – высококачественных видов бумаги и картон, картонной тары и упаковки;

- приоритетное увеличение поставок лесобумажной продукции на внутренний рынок и импортозамещение;

- повышение конкурентоспособности и качества продукции в целях расширения поставок на внешний рынок и вытеснение оттуда конкурентов;

-внедрение в производство прогрессивной техники и ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, уменьшение вредных выбросов и стоков в атмосферу и водоёмы;

- рациональное использование ресурсов, сертификация лесопользования и качества продукции по всей технологической цепочке;

- высокая социальная ответственность – финансирование социальных программ и объектов, поддержание высокого социального уровня работников корпорация.

Оптимизационный подход к планированию стратегического развития ГК «Титан» предполагает многовариантность, причем разработка стратегических планов исходит не столько из имеющихся ресурсов, сколько из достижимых целей. Нахождение оптимального варианта плана достигается на основе последовательного перехода от одних решений к другим, улучшающим этот процесс. Разработка стратегии развития ГК «Титан» структурирована по трем направлениям:

1.Разработка программы развития, ориентированной на сокращение производственных затрат и оптимизацию существующего оборудования.

2.Разработка альтернативных вариантов перспективного производства высококачественных видов лесобумажной продукции.

3.Разработка альтернативных вариантов увеличения производства древесного сырья и полуфабрикатов (высококачественной беленой целлюлозы).

Стратегическая программа модернизации и развития производства ГК «Титан» предполагает поиск соотношения между возможностями, предоставляемыми окружающей обстановкой с учетом неизбежного риска, и потенциалом самой компании. В отличие от текущего бюджета, отражающего доходы и расходы в течение короткого времени, стратегический бюджет предполагает учет расходов и доходов в долгосрочном периоде времени, т.е. в различных прогнозируемых условиях: спада производства по независящим от предприятия причинам, в т.ч. в условиях мирового экономического кризиса.

Важным моментом разработки бюджета на перспективу является рассмотрение деятельности компании как единого комплекса, то есть, когда производственный процесс (бизнес в целом) рассматривается во взаимосвязи с инвестициями и финансированием.

Рис.4. Этапы стратегического планирования в лесопромышленной корпорации

При этом важно учитывать вероятность неизбежного финансового риска, поскольку это в значительной степени определяет текущую (дисконтированную) стоимость планируемых доходов и ожидаемых расходов. Необходимость управления финансовым риском при составлении стратегического бюджета корпорации заключается в расчете объемов будущих доходов и расходов и в определении их текущей стоимости на основе дисконтирования. В общем виде взаимосвязи стратегического планирования и управления рисками отражены на следующей схеме:

Рис.5. Схема стратегического управления лесопромышленной корпорацией

Стратегия диверсификации разрабатывается в ГК «Титан» с целью рассредоточения рисков и означает поиск сфер приложения капитала за пределами отрасли. Суть его заключается не в глубоком внедрении на определенный рынок товаров, например, целлюлозы, тарного картона или картонной тары, а в проникновении на рынки других товаров – производство изделий для деревянного домостроения, топливных гранул и пеллет и т.д.

Для расчёта рентабельности инвестиционных вариантов (ROI) используется маржинальные дисконтированные денежные потоки (ДДП). Исходными параметрами для расчёта ДДП служат цены продажи, производственные затраты, размер капиталовложений и дополнительная потребность в оборотном капитале, а также перспективные затраты и рост цен. При расчёте маржинальных ДДП свободный денежный поток каждого инвестиционного варианта сравнивается со свободным денежным потоком базового варианта. Разность этих денежных потоков есть маржинальный денежный поток, достижимый при данном размере капиталовложений.

Результаты расчёта представлены в виде внутренней нормы процента (IRR) на расчётный период, который составляет 15 лет, и чистый текущей стоимости (NPV) на расчётный период, которая рассчитывается путём дисконтирования денежных потоков с применением соответствующей ставки дисконта.

Реализация инвестиционного проекта по модернизации картонного производства ОАО «Архангельский ЦБК» - базового предприятия ГК «Титан», приведёт к снижению себестоимости выпускаемой продукции за счет снижения норм древесины, воды, электроэнергии, пара, химикатов, стоков и композиции волокна. Экономия текущих издержек в целом по программе превысит 890 тыс. руб. Дополнительная прибыль по проекту составит 1591 млн. руб. за счет роста выручки от реализации дополнительного выпуска готовой продукции.

Таблица № 2.

Показатели эффективности инвестиционной программы ОАО «Архангельский ЦБК»

Показатель В год окупаемости На конец инвестиционного цикла

Год окупаемости 2018

NPV, тыс. руб. при ставке дисконтирования 8% 13815 208480

IRR,% 12,6 22,0

ROI,% 11 171

Таблица № 3.

Основные финансовые показатели ОАО «АЦБК»

Финансовая устойчивость 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Заемный капитал/ Собственный капитал 0,425 0,356 0,399 0,446 0,320 0,153 0,077


загрузка...