Методологические основы стратегического планирования в лесном секторе Российской Федерации (13.07.2009)

Автор: Пинягина Наталья Борисовна

2. Мебель и лесоматериалы для её производства (древесные листовые материалы прогрессивных видов).

3. Высококачественные виды бумаги и картона, целлюлоза для их изготовления.

Расширение внутреннего рынка потребления продукции из древесины, увеличение платёжеспособного спроса, прежде всего, на деревянные дома возможно путём развития ипотечного кредитования населения.

Для внешнего рынка

1. Лесоматериалы и изделия из хвойной древесины для строительных нужд, имеющие высокую конкурентоспособность.

2. Целлюлозно-бумажная продукция: товарная белёная целлюлоза, изготовленная по экологически безопасным технологиям, бумага, картон и изделия из них.

3.Совершенствование лесопользования и лесного хозяйства.

Данный приоритет включает завершение реформы системы управления лесным хозяйством, формирования органов исполнительной власти в области охраны и воспроизводства лесов, распределения полномочий и функций и порядка финансирования лесохозяйственных работ. Кроме того, должен быть изменён подход к формированию ставок платы за единицу лесного ресурса, введение рентного принципа установления ставок, бюджетному финансированию государственных и хозяйственных функций управления лесным фондом и т.д.

4.Строительство лесных магистралей и дорог

Государственная поддержка создания дорожной инфраструктуры в лесу должна осуществляться в виде государственного долевого финансирования строительства лесных дорог, предназначенных для лесохозяйственных мероприятий и вывозки леса, а также для освоения новых лесосырьевых баз, расположенных вдали от существующих магистралей.

5.Ускорение интеграционных процессов в лесном комплексе

Ускоренное развитие лесного сектора обеспечат крупные интегрированные лесопромышленно - лесохозяйственные корпорации, способные концентрировать инвестиционные ресурсы и направлять их в развитие производств по глубокой переработке древесины, пропорционально развивая низкорентабельную сырьевую сферу бизнеса, а также осуществлять возложенные на них лесохозяйственные мероприятия.

6.Развитие лесного машиностроения на территории России

Решение этой проблемы лежит в расширении кооперированных связей с зарубежными поставщиками современных машин, создании совместных с зарубежными фирмами машиностроительных предприятий по производству техники для всех отраслей ЛПК, развитие отечественного производства путём покупки патентов и лицензий по аналогии с автопромом.

7.Совершенствование кадрового обеспечения лесного сектора

Государственная поддержка развития системы подготовки управленческих, инженерных и технических кадров для отраслей лесного комплекса должна осуществляться на основе квалифицированной оценки спроса на соответствующие профессии, разработки образовательных стандартов, системы грантов для образовательных программ. Кроме того, следует предусмотреть формирование отраслевого заказа на подготовку специалистов, подготовку специалистов по новым специальностям (операторы лесозаготовительных машин, кадастровые инженеры и др.), внедрение новых современных моделей, программ и технологий образования.

Если национальная лесная политика формирует долговременные цели развития лесного сектора и приоритетные направления их достижения, то правовые условия, необходимые для достижения установленных стратегических целей, формирует лесное законодательство. К основным недостаткам Лесного кодекса следует отнести отсутствие чёткого определения лесов, оторванного от занимаемых ими земель, несовершенство структуры управления лесным хозяйством и системы контроля за использованием и охраной лесов. Нуждается в корректировке порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесного участка и т.д. В диссертации представлены предложения по корректировке действующего Лесного кодекса Российской Федерации и дальнейшему совершенствованию лесного законодательства.

Методология разработки программ стратегического развития в лесном секторе на разных уровнях управления.

В целях реализации приоритетных направлений национальной лесной политики предлагается разрабатывать Федеральную программу развития лесного сектора, которая должна максимально учитывать интересы всех участников лесных отношений, иметь критерии и целевые установки, обеспечивающие равновесие их разнонаправленных интересов.

Федеральная программа развития лесного сектора.

Основной результативной компонентой Федеральной программы является рекомендательная Схема размещения лесных производительных сил, которая сможет ориентировать бизнес, в каких регионах наиболее выгодно развивать или строить новые мощности по производству конкурентоспособных видов лесобумажной продукции. В свою очередь государство, используя правовые и экономические регуляторы, обеспечит сбалансированное развитие мощностей по глубокой переработке древесины, устранит их хаотичное территориальное размещение без учёта лесосырьевых и энергетических ресурсов, кадрового потенциала, транспортной и социальной инфраструктуры.

Главной целью Федеральной программы является эффективное использование потенциала лесного сектора, обеспечивающее максимальный валовый доход от деятельности всех его хозяйствующих субъектов с учетом социальных и экологических потребностей и ограничений государства. Не менее важной подцелью, тесно связанной с главной целью Программы, является обеспечение максимального дохода государства в виде суммарного объёма налоговых платежей.

В этой связи целевая функция, являющаяся критерием эффективности реализации Федеральной программы, а также индикатором оптимального варианта рекомендательной Схемы размещения лесных производительных сил, представлена следующей формулой:

? Vi - ? Зj ? max ВВПлес;

где: Vi – доход i-го хозяйствующего субъекта лесного сектора;

Зj - затраты j-го хозяйствующего субъекта лесного сектора

на поддержание и воспроизводство и функционального

содержания лесов;

ВВПлес – внутренний валовый продукт лесного сектора России.

Вторая целевая функция (подцель) характеризует максимальный экономический эффект для государства:

? ni ? max N;

где: ni - налоговые платежи в бюджет i-го хозяйствующего субъекта лесного

сектора;

N – объём налоговых поступлений в консолидированный бюджет от

деятельности лесного сектора.

? эi ? min Э ;

где : эi – экологические потери и нарушения i-го хозяйствующего субъекта

лесного сектора;

Э – общие экологические потери и нарушения в лесном секторе.

? сi ? min Соц ;


загрузка...