Методологические основы стратегического планирования в лесном секторе Российской Федерации (13.07.2009)

Автор: Пинягина Наталья Борисовна

2.1. Проблемы существующей системы стратегического планирования в лесном секторе Российской Федерации.

Одним из важнейших структурных элементов управления лесным сектором является система стратегического планирования его устойчивого развития. Объектом стратегического планирования, обеспечивающего пропорциональное и эффективное развитие лесных отраслей, во всех лесопромышленных странах является лесной сектор.

Понятие лесного сектора, по определению международных организаций, охватывает выращивание, охрану и восстановление лесных ресурсов, производство, торговлю и потребление лесных товаров, услуг и полезностей леса. Лесной сектор связан со всеми секторами и отраслями экономики и важен для выявления наиболее значимых народнохозяйственных связей, продуктовых и стоимостных потоков при формировании общей стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.

Все структурные составляющие лесного сектора экономически и технологически связаны между собой и должны сбалансировано функционировать в целях получения максимального дохода, а также достижения социально-экономических и экологических стратегических целей.

Древесные плиты

Конструкционные изделия

Фанера и шпон

Эффективность лесного сектора в значительной степени зависит и от таких секторов, как транспорт, топливно-энергетический комплекс, дорожное строительство, поэтому его стратегическое развитие должно рассматриваться в тесной взаимосвязи с этими секторами экономики. В Российской Федерации управление этой целостной системой, как в советский, так и в рыночный период хозяйствования разделено на лесохозяйственную и лесопромышленную сферы. Более того, в процессе перехода к рыночной экономике централизация управления промышленными отраслями была упразднена.

В настоящее время управлением, планированием и регулированием деятельности структурных составляющих лесного сектора занимается несколько министерств, агентств и департаментов. Многочисленная реорганизация федеральных органов управления лесным хозяйством и лесной промышленностью не позволила создать эффективную систему их стратегического планирования. До последнего времени в разных, зачастую непрофильных государственных органах власти, разрабатывались обособленные программные документы для лесного хозяйства и лесной промышленности, существенно различающиеся по форме, методологии формирования, концептуальному содержанию. Все эти программы, как правило, содержали противоречащие и взаимоисключающие положения.

В этой связи Федеральную целевую программу развития лесопромышленного комплекса до 2005г., разработанную «Рослеспромом» в 1994г., из-за методологических и финансовых проблем реализовать не удалось. Разработанная в 1999 году Стратегия развития лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности на 1999-2002г.г., где основной акцент был сделан на мероприятия в промышленной сфере, а предложения по совершенствованию лесного хозяйства носили бессистемный характер, не принесла ожидаемых результатов. Федеральная целевая программа «Леса России», разработанная в 2005г., включающая мероприятия по совершенствованию лесного хозяйства, а также защитного лесоразведения, также не смогла решить большинство в этой сфере проблем.

В 2002 году Правительством РФ почти одновременно были приняты два программных документа: «Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации» и «Основные направления развития лесной промышленности Российской Федерации». Вместе эти программы претендовали на комплексный подход к решению существующих в лесном хозяйстве и лесной промышленности проблем, определению общих направлений и мероприятий для вывода отраслей из кризиса, однако из-за их системной неувязки, отсутствия единого механизма реализации, они не были выполнены по большинству позиций. В конце 2007 года был сделан существенный шаг вперёд по консолидации управления лесным сектором – создан Совет по вопросам лесного комплекса при Правительстве РФ. Первым его решением стала разработка Концепции, а затем Стратегии развития лесного комплекса России, включающего лесную промышленности и лесное хозяйство. Однако в данных программных документах не был предусмотрен вариант деятельности лесного сектора в условиях глобального финансового кризиса, который, исходя из теории цикличности экономического роста, был по многочисленным прогнозам весьма вероятен. В этой связи прогнозные показатели Стратегии оказались завышенными, и Правительство РФ вынуждено было утвердить лишь Перечень мер по стратегическому развитию лесного комплекса.

Исследование названных выше программных документов показало, что их методология имеет ряд существенных недостатков: стратегические цели и задачи не имеют чётких критериев и обоснований, поэтому приведённые меры, механизмы и индикаторы слабо увязаны с целевыми установками документа. В качестве основного результата Стратегии в приложении приводится перечень инвестиционных проектов, которые государство намерено поддерживать в приоритетном порядке. Отбор приоритетных проектов осуществлялся без учёта наличия сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов, транспортной и социальной инфраструктуры, потенциальной ёмкости рынков. Перечень проектов был сформирован по предложениям субъектов Российской Федерации без должных обоснований и балансовых расчётов. Недостаточно проработаны возможности развития внутреннего рынка лесобумажной продукции в целях её ускоренного импортозамещения.

Таким образом, отсутствие единой централизованной системы стратегического планирования в лесном секторе, несовершенство методологии разработанных стратегий и программ, существенно повлияли на падение темпов развития лесного сектора и входящих в его состав отраслей, снижение его роли в экономике России и на международном лесном рынке.

Ресурсной базой российского лесного сектора являются самые большие в мире запасы ликвидной древесины. Для оценки неистощительного лесопользования используется показатель среднего прироста лесов, равный 993,8 млн. куб. м., причём потенциально доступной является лишь та его часть, которая приходится на эксплуатационные леса. По оценке экспертов она составляет около 435 млн. куб. м. Использование годичного прироста экономически доступных лесов сегодня не превышает 26%, хотя по хвойному хозяйству повсеместно допускается переруб. Интенсивная вырубка высокопродуктивных хвойных пород привела к увеличению нерентабельной мелкотоварный древесины, снизила коммерческую ценность лесов. Площадь относительно продуктивных древостоев занимает не более 1/5 общей площади лесов, причём в большинстве регионов транспортно доступные хвойные леса почти на 100% вырублены. В этой связи нарастают проблемы с сырьевым обеспечением глубокой переработки древесины, особенно фанерным кряжем и хвойным пиловочником.

После распада административно-плановой системы, в период с 1990 по 2008 г.г. отрасли лесного сектора - лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная функционировали в условиях системного кризиса. Заготовка древесины в этот период сократилась с 304 до 91,8 млн. куб.м. , показатель съема древесины с 1га лесопокрытой площади снизился до 0,21 куб.м., тогда как в развитых лесопромышленных странах он достигает 3,5 куб.м. За последние 20 лет более чем в 3 раза уменьшилось производство деловой древесины, в 4,2 раза пиломатериалов, почти в 1,5 раза продукции ЦБП.

Одной из главных причин ухудшения деятельности отраслей лесного сектора является несовершенная структура производства, низкий уровень глубокой переработки древесины. Стоимость конечной продукции, произведённой из кубометра древесины, в России составляет около 2 тыс. рублей, тогда, как в развитых лесопромышленных странах она выше в 5 раз. В конце 2008 года лесной сектор, как и иные сектора экономики, испытал на себе негативное влияние глобального экономического кризиса. Значительное снижение объемов выпуска лесобумажной продукции произошло в четвёртом квартале 2008 г. – 83,6%, а также в I кв. 2009 г– 71,1%. Из-за снижения спроса на внутреннем и внешнем рынке, падения цен на продукцию, роста тарифов естественных монополий многие предприятия приостановили производственную деятельность. Доля убыточных предприятий составляет более 54%, в том числе в лесозаготовительной отрасли – более 65%.

Создание эффективной структуры хозяйствующих субъектов в виде вертикально-интегрированных структур является одной из мер вывода лесного сектора из кризиса, мобилизации ресурсного потенциала лесопромышленных предприятий. По итогам прошлого года на предприятиях крупных лесопромышленных корпораций было произведено 85% товарной целлюлозы, 70% бумаги, 65% картона, и только 15 % круглого леса и 10% пиломатериалов. В результате, темпы развития целлюлозно-бумажной промышленности оказывались существенно выше, чем темпы развития лесозаготовок и лесопилении.

Основные производственные фонды предприятий лесного сектора изношены на 60-80%% и морально устарели, особенно это касается лесозаготовительной отрасли. В структуре лесного экспорта преобладает необработанная древесина, поэтому Россия остаётся сырьевым придатком развитых лесопромышленных стран. В результате доходность отечественного лесного сектора является недопустимо низкой, его доля в ВВП страны не превышает 2%.

Тем не менее, анализ стратегического планирования в лесном секторе развитых лесопромышленных стран (США, Финляндия, Канада и др.) показывает, что оно обеспечивает принятие решений на разных уровнях управления. Задачи в этой области усложняются в связи с возрастающей многофункциональной ролью лесов и переходом к устойчивому управлению. Усложнение задач развития национальных лесных секторов приводит к появлению новых требований, организационных форм и методов планирования. Для их осуществления применяется комплексный (интегральный) подход, осуществляющий увязку планирования на разных уровнях в виде сложных иерархически организационных структур.

В большинстве отечественных научных исследований по данной проблематике обозначены причины глубокого экономического, научно-технического и социального кризиса в лесном секторе России: отсутствие в стране национальной лесной политики, эффективной структуры управления лесным сектором, а значит системы стратегического планирования. Однако методология разработки стратегических программ в большинстве научных исследований ограничивается лесохозяйственной, или лесопромышленной деятельностью. Оценка эффективности вариантов и сценариев производится не в процессе прогнозного моделирования, а по результатам выбора того или иного варианта. Кроме того, отсутствует чёткая система и алгоритм стратегического планирования, которая должна представлять собой логически увязанный процесс последовательных шагов и этапов, охватывающий все уровни управления в лесном секторе от секторального до корпоративного.

Необходимой мерой для координации действий между федеральным центром, федеральными округами и субъектами Российской Федерации является разработка региональных стратегических лесных программ. Недостатком методологии региональных программ является обособленность их разработки из-за отсутствия базы в виде национальной лесной политики и федеральной стратегической программы, определяющих для каждого региона вектор развития.

Исследование предшествующих стратегических программных документов и научных разработок показало, что стратегическое планирование в лесном секторе нуждается в систематизации, разработке новых методологических основ и принципов, а также формировании общей системы стратегического планирования, включающей организационную структуру, а также соответствующие механизмы и инструменты.

Методологические принципы стратегического планирования в лесном секторе Российской Федерации.

Система стратегического планирования в лесном секторе представляет собой многоэтапный логически связанный процесс. В основе выработки стратегических решений должен быть заложен интегрированный, межотраслевой подход в виде системных, кластерных исследований. Разным уровням управления лесным сектором соответствуют свои формы и содержание планов (программ), увязывающих эти планы с общими стратегическими целями и задачами в рамках согласованной системы решений на разных уровнях управления.

В условиях отсутствия национальной лесной политики, содержащей приоритетные направления развития лесного сектора, на первом этапе целесообразно разрабатывать документ, определяющий генеральный замысел, образ действия государства, бизнеса и общественности. Такой документ принято называть «Концепцией», в котором на основе обширных аналитических исследований определяются общие целевые установки и приоритетные задачи развития лесного сектора, как экономической системы. Потребность в разработке Концепции вызвана и тем, что для проработки программных мероприятий и прогнозных показателей необходимо иметь обширную информацию о состоянии и тенденциях развития лесного сектора и его отраслей, перспективных потребностей внешнего и внутреннего рынка, наличия и уровня использования продуктов, услуг и полезностей леса. Достоверная информация необходима, прежде всего, для формирования приоритетов национальной лесной политики, так как искажение «картинки» рынка, его предпочтений повлечёт выработку мер по государственной поддержке не самых конкурентоспособных продуктовых линий и производств.

Следующим важнейшим этапом стратегического планирования в лесном секторе является разработка Национальной лесной политики. В ней определяются стратегические цели и задачи функционирования лесного сектора, а также согласованные всеми участниками лесных отношений приоритетные направления деятельности государства и бизнеса, обеспечивающие достижение целей и решение поставленных задач.

Концептуальные основы национальной лесной политики

Национальная лесная политика определяет задачи и образ действий государства, направленные на достижение максимальной эффективности многоцелевого лесопользования и комплексной переработки древесины с учётом экологических и социальных потребностей общества. Разработка национальной лесной политики должна опираться на имеющийся опыт и аналогичные документы в странах с развитой лесной промышленностью, где именно государство организовало разработку лесных политик, консолидируя усилия и средства всех участников лесных отношений. В настоящее время в большинстве лесопромышленных стран мира разработаны и реализуются на практике национальные лесные политики (США, Канада, Швеция, Германия, Финляндия, Австрия и др.).

Рис. 2. Предлагаемая система стратегического планирования в лесном секторе

Национальная лесная политика должна учитывать принципиальные особенности крупных экономических регионов (КЭР). Каждый из этих КЭР объединяет общих по технологической и продуктовой ориентации производителей, а также внутренних и внешних потребителей лесобумажной продукции, формирует общий для них региональный лесной рынок.

Целью национальной лесной политики является создание условий, обеспечивающих эффективность, устойчивость и динамичное развитие лесного сектора экономики России.

Понятие устойчивости означает реализацию требований непрерывного, неистощительного и многоцелевого пользования лесом, своевременного и качественного воспроизводства используемых ресурсов, сохранения ресурсного и экологического потенциала лесов и их биоразнообразия. Кроме того, устойчивость имеет четыре аспекта (подцели), выступающие в органическом единстве: экономический, социальный, экологический и культурный.

К приоритетным задачам развития лесного сектора относится совершенствование структуры лесопромышленного производства, расширение углубленной химической и химико-механической переработки всей заготовленной биомассы, что обеспечит существенное улучшение состояния лесного фонда и импортозамещение. Учитывая резкий спад объемов производства лесобумажной продукции при высоком потребительском спросе на товары из древесины, важнейшей задачей является стимулирование производства социально значимых товаров. На основании аналитических исследований состояния лесного сектора и перспективной ёмкости рынков лесобумажной продукции к приоритетным направлениям национальной политики предлагается отнести:

1.Повышение конкурентоспособности российской лесобумажной продукции.

Отличительной чертой лесов России является преобладание хвойных древесных пород, древесина которых имеет уникальные потребительские свойства, из-за чего пользуются повышенным спросом, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. В целях расширения присутствия российских лесопромышленников на товарных лесных рынках, вытеснения оттуда зарубежных конкурентов необходимо расширять конкурентные преимущества продукции лесного сектора России.

2.Увеличение производства лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Основным вектором этого приоритета должно стать импортозамещение. Для этого следует создавать производства по дальнейшей переработке круглого леса, пиломатериалов, целлюлозы, которые являются основными позициями лесного экспорта, выпускать высококачественные изделия из них для нужд внутреннего рынка.

В целях стимулирования производства лесобумажной продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью в приоритетном порядке целесообразно поддерживать развитие следующих лесоперерабатывающих производств.

Для внутреннего рынка

Деревянное домостроение и лесоматериалы для строительных нужд (пиломатериалы, древесные листовые материалы прогрессивных видов).


загрузка...