Автоматизация процесса разработки образовательных стандартов профессионального образования для сферы информационно-коммуникационных технологий (13.07.2009)

Автор: Никитин Виктор Васильевич

Никитин Виктор Васильевич

автоматизация процесса РАЗРАБОТКи ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ сферы ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Специальность: 05.13.06 — «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (образование)»

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

доктора технических наук

Работа выполнена в Государственном университете – Высшая школа экономики

Официальные оппоненты:

доктор технических наук, профессор Иванников Александр Дмитриевич,

доктор технических наук, профессор Парфенов Владимир Глебович,

доктор технических наук, профессор Потапов Анатолий Иванович.

Ведущая организация: Институт Проблем Управления им. В.А.Трапезникова Российской Академии Наук

Защита диссертации состоится "14" октября 2009 года в 15.30 часов на заседании диссертационного совета Д212.227.06 в Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики по адресу: 197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики

Автореферат разослан "____" ___________ 2009 г.

Учёный секретарь диссертационного совета,

доктор технических наук, профессор Тарлыков В.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Сегодня сфера информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) представляет собой самостоятельную научно-прикладную отрасль национальной экономики России, ставшую обширнейшим полем производственной деятельности с высокой динамикой роста, возрастающим спросом на высокопрофессиональное кадровое обеспечение, престижностью и высоким уровнем оплаты труда. Подобная динамика развития сферы ИКТ требует принципиально новых подходов к формированию структуры и содержания системы среднего и высшего профессионального ИКТ-образования, поскольку требования со стороны сферы ИКТ к содержанию подготовки специалистов существенно изменяются в процессе самой подготовки. Традиционные методы разработки структуры и содержания подготовки специалистов, характерные для устоявшихся областей науки, техники и экономики, малоэффективны для такой динамичной области, как сфера ИКТ.

Развитие образовательных стандартов среднего и высшего профессионального ИКТ-образования, адекватных динамичным процессам в сфере ИКТ, требует детального анализа действующих и перспективных моделей сегментов рынка труда, структуры и содержания используемых в российских и зарубежных вузах учебных планов и программ, а также разработки и реализации на практике методик проектирования профессиональных и образовательных стандартов, основанных на системном анализе областей профессионального деятельности и использовании моделирования процессов как в сфере ИКТ, так и ИКТ-образовании.

Говоря о ИКТ-образовании, необходимо отметить, что значительный вклад в развитие системы профессионального образования для этой области внесли работы Тихонова А.Н., Федорова И.Б., Васильева В.Н., Советова Б.Я. и др. Тематика исследований, посвященных развитию методологического базиса образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования в целом и для сферы ИКТ, в частности, является весьма своевременной и актуальной. В основе проведенных исследований - научно-методические работы Байденко В.И., Зимней И.А., Татура Ю.Г., Галяминой И.Г., Сухомлинова В.А., Пузанкова Д.В., Коршунова С.В., Шадрикова В.Д. и др.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационных исследований является создание методологии и математического обеспечения автоматизации процесса разработки образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования для сферы ИКТ.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

исследование типологии сферы ИКТ как высокотехнологичной отрасли экономики;

анализ структуры и содержания профессионального ИКТ-образования в России и за рубежом;

исследование методов автоматизации процесса разработки образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования для сферы ИКТ;

создание методологии автоматизации процесса разработки образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования для сферы ИКТ;

создание математического, алгоритмического и информационного обеспечений интегрированной информационной системы (ИС) управления разработкой образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования для сферы ИКТ;

создание базовой версии интегрированной ИС управления разработкой образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования для сферы ИКТ;

опытное внедрение методологии автоматизации процесса разработки образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования для сферы ИКТ при создании федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) 3-го поколения для сферы ИКТ с использованием базовой версии интегрированной ИС управления разработкой образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования для сферы ИКТ.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является процесс разработки образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования для сферы ИКТ, а предметом исследования – модели, методы и технологии автоматизации процесса разработки образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования для сферы ИКТ.

Методы исследования. В ходе выполнения работы были использованы методы теории сложных систем, классификационные, экспертные и экспертно-статистические методы анализа многомерных данных, методы проектирования и разработки информационных систем, технологии разработки веб-приложений.

Основные положения, выносимые на защиту.

Методология автоматизации процесса разработки образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования для сферы ИКТ.

Математическая модель области профессиональной деятельности сферы ИКТ.

Математическая модель специалиста сферы ИКТ.

Математическая модель содержания обучения специалиста сферы ИКТ.

Методы решения задач автоматизации процесса разработки образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования для сферы ИКТ.

Научная новизна исследований. В диссертации получены следующие результаты, характеризующиеся научной новизной:

методология автоматизации процесса разработки образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования для сферы ИКТ на основе последовательного построения модели области профессиональной деятельности, модели специалиста и модели содержания обучения;


загрузка...