Последипломная подготовка по анестезиологии-реаниматологии: комплексный подход к формированию специалиста (13.07.2009)

Автор: Мазурок Вадим Альбертович

Средняя сумма баллов EuroScore 8,5±4,3 8,2±2,4 8,9±4,4

Сумма баллов ?6,0: высокий риск EuroScore у больных с ВАБК 6 66,7% 13 68,4% 15 75,0%

Сумма баллов ?10,0: высокий риск СМВ и потребности в ВАБК (Dunning J.) 7 2,5% 8 2,8% 9 3,1%

ВАБК превентивно 3 33,3% 7 36,8% 9 45,0%

Прогнозируемая летальность EuroSCORE 22,6% 24,6% 25,8%

Летальность при ВАБК – все случаи применения 3 33,3% 4 21,1% 4 20,0%

Летальность при ВАБК – превентивное применение 1 33,3% 2 28,6% 1 11,1%

Длительность МРП, часы:мин 48:30 15:35 34:18 5:31 16:12 9:25

Пребывание в ОРИТ, дни 18,0 11,6 12,0 7,5 7,2 4,5

За анализируемый период у пациентов с ВАБК отмечалось снижение длительности МРП в среднем с 48±15 часов в 2006 году до 34±5 часов в 2007 году и 16±9 часов в 2008 году. Длительность нахождения в ОРИТ также имела тенденцию к снижению: в среднем с 18±11 дней в 2006 году до 12±7,5 дней в 2007 году и 7±4 дней в 2008 году.

Неоднородность профессиональной группы АР может являться одной из возможных причин неудач при разработке критериев профотбора, поскольку численное превосходство врачей с выраженным синдромом выгорания формирует «скошенную» выборку, маскирует данные и изменяет набор профессионально важных качеств.

В настоящее время основные факторы, препятствующие успешному профессиональному росту анестезиологов–реаниматологов, обусловлены несоответствием нормативной регламентации учебного процесса прогрессу науки и практики и кардинально изменившимся социально-экономическим реалиям.

Максимальный информационный дефицит выявлен в отношении практических вопросов, связанных с формированием в рамках анестезиологии и реаниматологии субспециальностей, переоснащением службы новым оборудованием и защиты врача от психологических, физических и социальных факторов риска.

Широко распространенное несоответствие когнитивных стилей преподавателя и обучаемого является значимым препятствием к эффективному обучению, устранение которого возможно при условии целенаправленной адаптации подачи материала к когнитивному стилю обучающихся.

По данным экспериментально-психологического исследования у анестезиологов–реаниматологов имеется пограничный уровень личностной тревожности, однако у трети врачей имеются признаки астенизации или начальные проявления депрессии, а каждый десятый специалист страдает астенией или депрессией тяжелой степени. Признаки синдрома профессионального выгорания преобладают в группе врачей с меньшим стажем профессиональной деятельности, что противоречит распространенному мнению о нарастании симптомов выгорания по мере увеличения стажа работы.

Удовлетворенность анестезиологов–реаниматологов своей работой возрастает по мере увеличения стажа в специальности и профессионального роста, тогда как материальное положение врачей сопряжено с наиболее значимой эмоциональной напряженностью и неудовлетворенностью.

При столкновении со сложными профессиональными ситуациями анестезиологи–реаниматологи в целом склонны к конструктивным способам их преодоления. Тенденция к пассивному уходу от проблем нарастает по мере роста профессиональной неудовлетворенности. Распространенность психопатологических проявлений и неконструктивных способов преодоления проблемных ситуаций, отражая социальную дезадаптацию анестезиологов–реаниматологов, создают осознанную специалистами необходимость обучения методам психологической самозащиты и саморегуляции.

Дефицит материально-технических и кадровых ресурсов службы анестезиологии и реанимации приводит к тому, что в иерархии условий эффективной профессиональной деятельности специалисты отводят главное место оснащению и укомплектованности отделений, уделяя существенно меньшее внимание собственным удобствам и благополучию, что увеличивает риск социально-психологической дезадаптации и формирует порочный круг. Вместе с тем 72% респондентов считают важным психологический климат на работе.

Основными направлениями оптимизации системы последипломного образования анестезиологов–реаниматологов являются: составление и коррекция учебных программ циклов с учетом информационной потребности слушателей, целенаправленное издание собственной печатной продукции, преподавание с учетом когнитивных стилей участников учебного процесса, включение в программы последипломной подготовки вопросов медицинской психологии.

Комплексный подход к подготовке врачей, включающий обучение на цикле с последующим проведением тематических мастер-классов непосредственно на рабочем месте, позволяет снизить летальность у больных с острым респираторным дистресс-синдромом, в среднем, на 30% (с 65% до 38%), сократить количество переливаемых компонентов донорской крови более чем в два раза, повысить безопасность пациентов в периоперационном периоде.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В связи с тем, что первичная подготовка АР на клинических базах кафедр, расположенных в самостоятельных медицинских учреждениях, порождает серьезные организационно-правовые проблемы, учебным учреждениям следует обучать клинических ординаторов на собственных клинических базах, добиваясь их расширения в соответствии с учебными потребностями.

В силу недостаточности двухгодичной первичной подготовки АР, выпускникам клинической ординатуры представляется разумным разрешать начало профессиональной деятельности только в крупных медицинских учреждениях, где молодые врачи смогут рассчитывать на помощь старших коллег. Необходимо создать перечень лечебных учреждений, предназначенных для таких целей. Допуск к полностью самостоятельной деятельности следует осуществлять после 2–3 лет работы в вышеуказанных учреждениях.

С целью обеспечения непрерывного профессионального развития целесообразно учитывать в качестве обучающих все формы повышения квалификации и получения новой информации (съезды, конференции), что позволит устранить многие недостатки существующей системы подготовки врачей.

Для обеспечения адресности обучения и контроля его эффективности на циклах усовершенствования врачей необходимо использовать систему обратной связи со слушателями, основанную на выяснении наиболее важных в прикладном плане тем, и информационной неудовлетворенности.

Добиваясь оптимизации подготовки специалистов, необходимо мобилизовать нереализованные ресурсы обучения: использовать интерактивные конспекты лекций, модифицировать преподавание с учетом когнитивных стилей слушателей, обеспечить обучаемым свободный доступ к источникам профессиональной информации. Самостоятельным ресурсом обучения является всесторонняя поддержка преподавательских кадров.

Для наиболее эффективного улучшения клинических результатов деятельности анестезиологов–реаниматологов следует использовать комплексный подход: сочетание теоретического обучения на циклах с последующей практической подготовкой (мастер-классы, консультации) непосредственно на рабочем месте.

Необходимо осуществлять психологическое сопровождение профессиональной деятельности анестезиологов–реаниматологов, элементом которого является обучение вопросам прикладной психологии. Основное внимание в ходе такой подготовки следует акцентировать на обучении врачей методам совладания со стрессами и формированию конструктивных копинг-стратегий.

Для повышения эффективности деятельности АР особое внимание необходимо уделять эргономике рабочего места врача в самом широком ее понимании. Кроме современной технической вооруженности, рабочее место должно обеспечивать доступ к современной профессиональной информации (библиотека, Интернет). Важно уделять внимание бытовым сторонам профессиональной деятельности: наличию мест для приема пищи, отдыха, психологической разгрузки; обеспечению санитарно-гигиенических условий, в т.ч. централизованной обработке и смене рабочей одежды.

На широком общественном уровне следует осуществлять популяризацию специальности и аргументировать необходимость ее государственной поддержки, без чего не представляется возможным устранить тяжелый кадровый дефицит АР.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Лебединский К.М. Анестезии высокого риска: элементы стандарта безопасности / К.М. Лебединский, Д.А. Захаров, М.Г. Кузупеев, В.А. Мазурок // Сб. докл. и тез. II съезда Ассоциации анестезиологов и реаниматологов Северо-Запада. – 2003. – С.341–342.

Лебединский К.М. Новые подходы в клинической анестезиологии: преподавание и практика / К.М. Лебединский, И.А. Доманская, В.А. Мазурок // Сб. докл. и тез. II съезда Ассоциации анестезиологов и реаниматологов Северо-Запада. – СПб, 2003. – С. 343–344.

Лебединский К.М. Гигиена труда в анестезиологии и реаниматологии: задачи и возможности последипломного образования / К.М. Лебединский, И.А. Доманская, В.А. Мазурок // Сб. докл. ХХХVII науч. конф. «Оптимизация больничной среды средствами новых технологий». – СПб, 2004. – С. 137–141.

Мазурок В.А. Операционная как среда обитания: новый взгляд на старую проблему / В.А. Мазурок, К.М. Лебединский // Сб. докл. ХХХVIII науч. конф. «Среда обитания, образ жизни и здоровье». – СПб., 2005. – С. 289–292.

Мазурок В.А. Анестезиолог–реаниматолог: проблема психолого-педагогического обеспечения профессиональной деятельности / В.А. Мазурок, К.М. Лебединский, Т.В. Решетова // Вестник хирургии им. И.И. Грекова. – 2006. – № 5. – С. 121.

Решетова Т.В. Сравнительный анализ заболеваемости больничных врачей / Т.В. Решетова, Т.Н. Жигалова, В.А. Мазурок, К.М. Лебединский // Матер. междунар. науч.-практ. семинара «Проблемы производственного травматизма и условий труда». – СПб: МАНЕБ. – 2006. – С. 102–105.

Лебединский К.М. О подходах и требованиях к созданию перспективного информационного ресурса по анестезиологии и реаниматологии / К.М. Лебединский, И.А. Доманская, В.А. Мазурок, О.П. Соколова, А.Е. Карелов // Сб. докл. и тез. Х Съезда анестезиологов и реаниматологов. – СПб, 2006. – С. 239–240.

Решетова Т.В. О диспансеризации и сравнительном анализе заболеваемости больничных врачей / Т.В. Решетова, Т.Н. Жигалова, В.А. Мазурок, К.М. Лебединский // Матер. 2 междунар. науч. конф. «Донозология-2006. Проблемы диагностики и коррекции состояния здоровья в напряженной экологической среде обитания». – СПб., 2006. – С. 379–380.

Лебединский К.М. Обучение практическим навыкам при подготовке анестезиологов-реаниматологов. Гл. 8 / К.М. Лебединский, И.А. Доманская, В.А. Мазурок, Д.А. Захаров // Медицинское последипломное образование. Т. 3. «Преподавание практических навыков и подготовка амбулаторных врачей».– СПб: СПбМАПО. – 2006. – С. 213–265.


загрузка...