Организационно-экономический механизм развития рынка туристских услуг (на примере Хабаровского края) (13.07.2009)

Автор: Маркова Инна Сергеевна

Основные результаты исследования, выносимые на защиту:

структура и показатели национальной туристской хозяйственной системы, содержание модели данной системы;

классификация видов туризма;

содержание структурных элементов организационно-экономического механизма развития рынка туристских услуг и их взаимосвязь;

применение организационной туристской модели интеграции России в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество и содержание структурных элементов механизма управления внешнеэкономической деятельностью в туристской отрасли дальневосточного региона;

содержание организационно-экономической системы туристского маркетинга и моделирование развития туристского спроса в регионе, механизм управления туристским маркетингом;

содержание методических положений оценки туристской привлекательности объектов туризма Хабаровского края;

использование разработанных компьютерных программ оценки туристской привлекательности природных, экскурсионных, археологических и этнографических объектов туризма методом анализа иерархий, с помощью математического редактора Mathcad;

использование мультипликаторов для определения эффективности привлечения иностранных инвестиций в туристскую отрасль Хабаровского края и показателей оценки экономической эффективности использования туристических ресурсов Хабаровского края.

Практическая значимость работы. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования, проведенного в ее рамках, и выработанные на их основе рекомендации могут быть использованы при формирования стратегии развития туризма на Дальнем Востоке.

Результаты проведенного комплексного анализа могут быть учтены при совершенствовании процесса управления туристской сферой, как на уровне отдельных предприятий Хабаровского края, так и региона в целом.

Использование полученных результатов исследования будет способствовать повышению эффективности и оптимизации развития национальной туристской хозяйственной системы в регионе.

Разработанные компьютерные программы оценки туристской привлекательности природных, экскурсионных, археологических и этнографических объектов туризма могут быть использованы в практике аппарата управления туризмом Хабаровского края для формирования туристкой инфраструктуры и механизмов продвижения туристской привлекательности региона.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационной работы и предложения по их практической реализации докладывались автором и обсуждались на международных, Всероссийских и региональных научно-практических конференциях и форумах в г. Екатеринбурге (2002 г.), в г. Комсомольск-на-Амуре (2003 г., 2005 - 2008 гг.), в г. Хабаровске (2003 г.), на 4-й международной конференции мэров городов Китая, Кореи и Японии, «Союза Северо-Восточной Азии» (Комсомольск-на-Амуре, 2008 г).

Положения и выводы диссертации обсуждались в ходе встреч с представителями туристского бизнеса в России и Китае.

На основании материалов диссертации автором разработан курс лекций по дисциплинам «Маркетинг услуг гостеприимства» и «Менеджмент туризма». Лекции по указанным дисциплинам используются в учебном процессе в Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете.

Результаты исследования использованы и в учебном процессе кафедры социально-культурного сервиса и туризма международного факультета Тихоокеанского государственного университета.

Кроме того, диссертация была проанализирована депутатами Комсомольской-на-Амуре городской Думы и теоретические и практические рекомендации автора были использованы при формировании рекомендаций постоянной комиссии городской Думы по бюджету и экономическому развитию для разработки стратегии работы отраслевых отделов администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.

Результаты исследований, касающиеся определения перспективных сегментов развития рынка туристических услуг и инновационные направления развития экологического туризма были учтены при разработке стратегического плана развития муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» до 2025 года.

Выводы и предложения, содержащиеся в настоящей диссертации, могут найти применение при разработке федеральных и региональных программ развития туризма в регионах России и странах СНГ, а также отдельных туристских предприятий; некоторые теоретические и методологические положения, а также практические рекомендации могут быть использованы в учебном процессе в вузах и других образовательных учреждениях при повышении квалификации и подготовке профильных специалистов.

Структура и объем работы отражают общий замысел и логику исследования, определенных целью и задачами работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа изложена на 459 (с приложениями) страницах, содержит 75 таблиц, 48 рисунков, 43 формулы, 15 приложений, список литературы из 360 наименований отечественных и зарубежных изданий.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в 32 опубликованных работах общим объемом 43,4 п.л., в том числе две монографии объемом 20 п.л.

Основные публикации автора по теме диссертации

Статьи в рецензируемых журналах ВАК

Рукосуева (Маркова) И.С. Туризм в Хабаровском крае как дополнительный источник финансирования Дальневосточного региона / И.С. Рукосуева // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 4 (43). - С. 150 – 156.

Рукосуева (Маркова) И.С. «Медовый туризм» в Хабаровском крае: проблемы и перспективы / И.С. Рукосуева // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 7 (46). – С. 159 - 163.

Рукосуева (Маркова) И.С. Экологический туризм Хабаровского края / И.С. Рукосуева // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. (ЭПОС). - 2007. - № 2 (30). - С. 133 - 135.

Рукосуева (Маркова) И.С. Особенности применения маркетинга в туристском бизнесе / И.С. Рукосуева // Маркетинг. – 2007. - № 4 (95). - С. 67 - 72.

Маркова И.С. Иностранные инвестиции – инструмент развития туристской отрасли Хабаровского края / И.С. Маркова // Вестник Челябинского государственного университета. Научный журнал. – 2008. - № 19 (120). – С. 81 – 86.

Маркова И.С. Развитие туризма на Дальнем Востоке и добыча золота / И.С. Маркова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Серия экономические науки. - 2008. - № 3 – 1 (58). - С. 209 – 213.

Маркова И.С. Развитие дальневосточного туризма как инструмента интеграции региона в АТЭС / И.С. Маркова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Серия экономические науки. - 2008. - № 3 – 1 (58). - С. 81 - 84.

Маркова И.С. Влияние иностранных инвестиций на развитие туристской отрасли Хабаровского края / И.С. Маркова // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. – 2008. – Вып. 5 (24). – С. 346 – 349.

Монографии

Рукосуева (Маркова) И.С. Формирование маркетингового механизма развития туризма / И.С. Рукосуева. – М., 2006. – 176 с.

Рукосуева (Маркова) И.С. Формирование механизма управления внешнеэкономической деятельностью в туристической отрасли / И.С. Рукосуева. – М., 2007. – 144 с.

Учебные пособия

Теория организации: учебное пособие / И.С. Рукосуева (Маркова) [и др.]. – Комсомольск-на-Амуре, 2002. – 120 с.

Теория управления: учебное пособие / И.С. Рукосуева (Маркова), О.А. Булавенко. – Владивосток, 2005. – 164 с.

Теория организации: учебное пособие / И.С. Рукосуева (Маркова) [и др.]. – 2-е изд. перераб. и доп. - Комсомольск-на-Амуре, 2007. – 144 с.

Научные статьи, сборники научных трудов, конференций


загрузка...