Подготовка специалистов в условиях государственно-частного партнерства (профессионально-педагогический аспект) (13.07.2009)

Автор: Лисачкина Валентина Николаевна

отработка, формирование и распространение инновационных методик обучения;

повышение квалификации административно-управленческого и преподавательского персонала колледжа в процессе реализации модели управления развитием научно-методической службы в системе государственно-частного партнерства учреждений среднего профессионального образования с предприятиями транснациональных корпораций, которое проводилось по следующим направлениям:

информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя;

проблемы дистанционного обучения;

совершенствование инженерно-технической подготовки преподавательского состава колледжа;

математическое и компьютерное моделирование;

экология и природопользование;

современные технологии обучения;

государственно-частное партнерство и инвестиционные программы как способ решения проблем социально-экономического развития муниципального образования.

Далее в третьей главе рассматривается сетевое взаимодействие образовательного учреждения и предприятия транснациональной корпорации в рамках государственно-частного партнерства, которое осуществлялось в деятельности Ресурсного центра. Целью деятельности Ресурсного центра явилось повышение конкурентоспособности экономики региона, ресурсное обеспечение качественного уровня профессионального образования путём организации сетевого взаимодействия образовательного учреждения и предприятий транснациональных корпораций по предоставлению модернизированных образовательных ресурсов, предназначенных для освоения современных производственных технологий современного наукоемкого металлургического производства (рис.3).

Постоянное совершенствование материально-технической базы, повышение квалификации мастеров производственного обучения, привлечение в учебный процесс высококвалифицированных специалистов металлургической отрасли основывалось на следующих базовых принципах создания и функционирования Ресурсных центров профессионального образования:

Рис.3 Сетевое взаимодействие в рамках государственно-частного партнерства на примере Ресурсного центра

а) концентрации дефицитных высокостоимостных ресурсов от различных собственников-соучредителей для воспроизводства квалифицированных рабочих кадров и повышения качества рабочей силы;

б) сетевая организация обучения для расширения доступа к ресурсам на основе выбора образовательной программы, вида профессиональной деятельности, способа обучения и механизма софинансирования образовательной потребности, в том числе для участников не образовательной сферы;

в) корпоратизации управления ресурсным центром на основе овладения методами бизнес-менеджмента, которые стимулируют переход от директивных к договорным отношениям;

г) непрерывность профессионального обучения на основе определения экономической и образовательной эффективности дополнительных образовательных программ.

В качестве примера в третьей главе исследования представлены основные направления научно- методической работы в Ресурсном центре, в ходе которой осуществлялась реализация:

образовательных программ по современным производственным технологиям контактной сварки в рамках регионального компонента СПО и современных производственных технологий обработки поверхностей на станках ЧПУ на базе Ресурсного центра;

целевых программ повышения управленческой компетентности руководителей;

целевых программ по изучению корпоративной культуры на предприятиях транснациональных корпораций (на примере ABS - бизнес-системы Алкоа).

Основные направления, связанные с изучением основных инструментов стабильности предприятия, в процессе которой формируются навыки корпоративной культуры в условиях ABS-системы включают:

характеристику Alcoa как социального партнёра, основные требования работодателя;

инвестиции Алкоа в России: инфраструктурные и социальные;

достижения безопасных условий труда в рамках программы «В поисках безопасности»;

систему экологического менеджмента предприятия;

инструменты стабильности бизнес - системы (ABS) Alcoa;

внедрение ABS для подразделений Alcoa методом «Линия Флагман».

В четвертой главе – «Технологическое обеспечение инновационного образовательного процесса в системе государственного частного партнерства учреждений среднего профессионального образования и предприятий транснациональных корпораций» - рассматривается технология как процесс, включающий закономерности, на которых он основан, принципы построения и реализации, методы, формы и средства достижения цели. Технологизация проводится при модульно-компетентностном подходе в процессе совершенствования профессиональной подготовки специалистов в системе государственно-частного партнерства с транснациональной корпорацией Alcoa, технологического обеспечения инновационного образовательного процесса в области информационно-коммуникационных технологий и автоматизации производства. Исследуются способы введения в образовательный процесс методов активного обучения, на примере кейс-метода, для повышения качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена металлургического профиля в системе государственно-частного партнерства с предприятиями транснациональных корпораций.

Одним из направлений в реализации региональной модели государственно-частного партнерства явилась разработка технологического обеспечения и модульно-компетентностного подхода к организации подготовки кадров в системе государственно-частного партнерства. Компетентностный подход при модульной технологии организации обучения решает задачу формирования конкретной профессиональной квалификации, открывает возможность инвестирования работодателем тех направлений подготовки кадров, в которых он в наибольшей мере заинтересован.

На основе современных требований, необходимых для успешной реализации инвестиционной программы Alcoa в области улучшения качества продукции, а также на основании последних научных разработок зарубежных и российских ученых, международного опыта по внедрению компетентностного подхода в образовании, в данном исследовании выделены социальные, межкультурные, коммуникативные, информационные, инновационные, профессионально-политехнические параметры профессиональных компетенций специалистов металлургических специальностей. Все вышесказанное позволило разработать модернизированные учебные планы подготовки специалистов среднего звена металлургического профиля в системе государственно-частного партнерства с транснациональной корпорацией Alcoa. При разработке модульных образовательных программ в качестве фундаментальных использовались исследования в области применения компетентностного подхода к модульной технологии организации обучения, а также критерии качества разработки спецификации модуля.

Разработка технологических подходов по внедрению модульно-компетентностного подхода осуществлялась в несколько этапов. Первым шагом выступал этап моделирования образовательного процесса, на котором устанавливались уровни изучения учебной дисциплины, что предполагало определение содержания образования, дифференцированного по уровням. Вторым шагом - проектирование содержания образования на основе государственного образовательного стандарта и функциональной карты специалиста. Для этого в функциональной карте описывались основные функции, составляющие избранную профессию, определялись укрупненные проблемы профессионально-прикладного характера, разрешение которых требует усвоения соответствующей дисциплины, в содержательной части выделялись базовые понятия по методу укрупнения единиц. Третьим шагом технологического подхода к разработке модульных программ и учебных модулей является их конструирование. Четвертым шаг технологического подхода к разработке учебных модулей – реализация модели образовательного процесса и дальнейшее ее усовершенствование в реальных условиях. Пятый шаг в реализации содержательно-технологических основ применения компетентного подхода к модульному обучению - это процесс анализа и оценки, то есть сравнение идеального и реального, выработка преподавателем собственных рекомендаций в целях совершенствования образовательной модели. В качестве примера в исследовании представлено применение модульно-компетентностного подхода к организации профессиональной подготовки технологов:

в области методов аналитического контроля химического состава металлов и сплавов (рис.4);

к организации профессиональной подготовки технологов в области литейного производства;

к разработке содержания программ профессиональной подготовки стропальщиков на основе модулей трудовых навыков.

Особенностью инновационного образовательного процесса в системе государственно-частного партнерства образовательного учреждения с предприятиями транснациональной корпорации явилось также: изменение содержания дисциплин регионального компонента, с учетом требований работодателей, представленных транснациональными корпорациями; применение инновационных методик обучения.

Далее в четвёртой главе исследования в качестве примера приводится технологическое обеспечение инновационного образовательного процесса в области информационно-коммуникационных технологий и автоматизации производства, а также использование методов активного обучения, а именно кейс-метода, для совершенствования профессиональной подготовки специалистов среднего звена металлургического профиля в системе государственно-частного партнерства с предприятиями транснациональных корпораций.

Технологическое обеспечение процесса совершенствования профессиональной подготовки специалистов среднего звена металлургического профиля в области автоматизации производственных процессов металлургической отрасли разрабатывалось с учетом перспективных направлений развития автоматизированных систем для металлургической промышленности. Учитывая, что основной тенденцией развития металлургической промышленности в настоящее время является сокращение сроков освоения изделий и внедрение для этого компьютерных технологий проектирования, моделирования технологических процессов и в целом производственной деятельности, общепрофессиональная и специальная подготовка в области материаловедения, физики пластического

Рис.4 Разработка модульных программ, основанных на компетенциях

деформирования и теории обработки давлением сочеталась с практическими навыками создания объектов и процессов в современных компьютерных программах. Тематика подавляющего большинства дипломных проектов студентов увязывалась с разработкой новых технологических процессов, альтернативным моделированием технологий, оптимизацией уже существующих процессов с целью повышения качества, снижения брака, повышения стойкости.

В четвёртой главе исследования также показано, какими условиями в процессе реализации инновационной образовательной программы отвечают учебно-методические комплексы (далее УМК) в области информационно-коммуникационных технологий и автоматизации производства.


загрузка...