Концепция становления личностной зрелости будущего специалиста в инновационных условиях высшего профессионального образования (13.07.2009)

Автор: Кошелева Алла Олеговна

Спорт 4,99 5 4,46 5 4,64 5

Природа 3,92 8 4,05 6 4,08 6

Театр 4,20 6 3,97 7 4,03 7

Литература 4,18 7 3,71 8 3,84 8

Памятники старины 3,86 9 3,70 9 3,79 9

Живопись, скульптура 3,62 10 3,34 10 3,17 13

Классическая музыка 3, 01 13 3,21 13 3,32 11

Народная музыка 3,16 12 3,29 12 3,33 10

Рок-музыка 3,20 11 3,31 11 2,96 14

Молитва, обращение к Богу 2,23 14 2,93 14 3,29 12

На всех этапах опытно-экспериментальной работы изучалась самооценка личности – элемент самосознания, характеризующийся насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка относится к центральным образованиям личности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Отношение человека к самому себе наиболее позднее образование в системе отношений человека к миру. Следовательно, самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности.

Смысложизненные ориентации и социально-психологические установки будущих специалистов интересовали автора исследования как до проведения формирующего эксперимента, так и после него.

По полученным в ходе опытно-экспериментальной работы выводам можно утверждать, что ценностные ориентации личности влияют на развитие способностей к планированию времени и собственной жизни, к аналитико-проблемному мышлению в профессиональной деятельности, к самоанализу, к принятию грамотных социально-нравственных решений в деятельности и общении, самопознанию, руководству людьми.

Следовательно, сложившаяся система ценностных ориентаций влияет на развитие адекватной и позитивной Я-концепции личности в целом в процессе становления личностной зрелости обучающихся в вузе. При адекватной Я-концепции появляется уверенность в своих силах в профессиональной деятельности, формируется высокий уровень нравственного поведения, самокритичность, вместе с тем, качественно другой становится рефлексия в учебно-профессиональной среде. Достигается высокий уровень личной ответственности перед коллективом, на более высокий уровень поднимаются такие качества, как организованность, порядочность, дисциплинированность, тудолюбие, уравновешенность, доброжелательность, самоуважение.

В результате опытно-экспериментальной работы было доказано, что личность с высоким уровнем личностной зрелости характеризуется автономностью, самостоятельностью, более высоким уровнем ответственности, удовлетворенностью собой, своей деятельностью и жизнью в целом; ее свойства имеют устойчивую и гармоничную структуру.

У обучающихся с высоким уровнем личностной зрелости после проведения формирующего эксперимента еще более повысился общий уровень самоактуализации. Они чувствовали себя увереннее, свободнее, независимее, чаще ориентировались на собственные ощущения, восприятие мира, взгляды и интересы, руководствуясь своим внутренним "Я".

У испытуемых со средним уровнем личностной зрелости после проведения формирующего эксперимента повысилась потребность в познании, они стали более самостоятельными, у них появилась потребность в признании.

Необходимо помнить, что достижение зрелости личностью как бы объединяет в себе две линии. Во-первых, в период получения профессионального образования субъект внутренне свободно определяется по отношению ко всему своему жизненному пути и строит жизненную стратегию. В то же время этот процесс всегда происходит в конкретных внешних для личности обстоятельствах, где она должна осуществить свой моральный выбор адекватно своему уровню личностной зрелости.

Для получения основных выводов по результатам опытно-экспериментальной работы были изучены данные педагогической экспертизы, полученные в результате опроса профессорско-преподавательского состава вуза (экспертов-педагогов, привлекаемых к исследованию).

Теоретический анализ проблемы и данные педагогической экспертизы дали возможность высказать предположение о том, что личность юношеского возраста, использующая собственное индивидуальное своеобразие и особенности социальной среды, свой внутренний потенциал, успешно достигнет высокого уровня профессиональной ответственности и зрелости.

Зрелую личность отличают активность, самоуважение, самоактуализация, самопринятие, автономность, уверенность в себе, креативность.

Опытная работа позволила зафиксировать, что высокий уровень зрелости личности включает наличие таких качеств, как честность, совестливость, объективность, справедливость, тактичность, моральная потребность в соблюдении профессиональной этики.

Высокий уровень зрелости может быть лишь у той личности, которая разрешила кризис своей идентичности путем тщательной оценки и выбора вариантов, приведших ее к самостоятельным решениям. У такой личности сильная мотивация достижений, причем многого она может добиться не за счет своих способностей, а скорее за счет более высокого уровня внутренней психической цельности и социальной адаптации.

Когнитивная и эмоциональная составляющие у личностно-зрелого будущего специалиста в процессе учебно-профессиональной деятельности находятся в гармонии.

Фактически, результат для каждого обучающегося в вузе есть приращение к его потребностям (воспитание), к его нормам (присвоение новых норм – обучение), к его способностям (развитие), а это и есть результат достижения личностной зрелости будущими специалистами.

По результатам опытно-экспериментальной работы пассивный и индифферентный типы мотивации обучающихся к учебе в вузе уступили место стилю большей систематичности, ответственности и целеустремленности. Юноши и девушки стали осознавать, что их приоритетами являются образованность, интеллект, культура; уровень удовлетворенности своим становлением в условиях вуза значительно повысился, о чем свидетельствовали написанные ими эссе и данные экспресс-опроса в рамках исследования.

Проследить на основе научного анализа изменения, происходящие в личностном реестре будущего специалиста, – это значит осуществить поиск в заданном темой направлении, а именно: понять и определить пути становления личностной зрелости юношей и девушек, обучающихся в вузе.

В таблице 3 представлена динамика уровня личностной зрелости в соответствии с выделенными в исследовании компонентами, критериями и показателями зрелости личности будущих специалистов.

Динамика уровня личностной зрелости обучающихся в вузе

( по материалам опытно-экспериментальной работы;

в абс. числах и процентах; ЭГ)

Таблица 3

Компоненты, критерии и показатели

личностной зрелости Дифференциация на основе уровневых характеристик

Уровни* В начале К концу

1. Компоненты личностной зрелости по компетентностной модели подготовки специалиста

1.1. Интеллектуально-когнитивный: глубина и системность знаний о зрелости личности в юношеском возрасте, самореализации 1 0 0 21 28,4

2 18 24,3 48 64,9

3 56 75,7 5 6,7

1.2. Духовно-мировоззренческий: сознательный выбор нравственных ценностей в учебно-профессиональной деятельности и общении 1 9 12,1 23 31,0


загрузка...