Концепция становления личностной зрелости будущего специалиста в инновационных условиях высшего профессионального образования (13.07.2009)

Автор: Кошелева Алла Олеговна

из обоснования концепции становления личностной зрелости будущего специалиста, обучающегося в инновационных условиях высшей школы, следует, что новый подход к человеческим ресурсам требует адаптации человека к меняющимся условиям: уверенного владения набором профессиональных и социальных компетенций, готовности сочетать деловую карьеру с продолжением образования ("принцип образование через всю жизнь"), навыков самостоятельной работы с информацией, способности принимать ответственные решения;

исследованные и обоснованные сущность, цели и принципы становления личностной зрелости определили основные подходы к педагогическому моделированию, основанному на современных образовательных концепциях развития личности в условиях высшего профессионального образования;

разработана критериальная база, позволяющая определить уровень личностной зрелости будущего специалиста, объективно оценить и прогнозировать его возможности в различных сферах деятельности в инновационных условиях высшего профессионального образования;

в соответствии с основными положениями концепции становления личностной зрелости будущего специалиста осуществлено педагогическое моделирование, разработаны и внедрены в учебный процесс вуза воспитательно-педагогическая технология, включающая реализацию программы спецкурса "Личностная зрелость и пути ее достижения в юности", тестовые методики развития личности и электронные программы для самоконтроля и саморазвития. Разработана и успешно внедрена в учебный процесс вуза программа научно-педагогического клуба "Педагогический Олимп", лекторий "Жизнеспособность личности в условиях кризисного социума", программа научно-педагогического отряда "Милосердие". Педагогически обоснован многоуровневый комплекс воспитательных мероприятий в инновационных условиях вуза, обеспечивающих решение основной задачи высшего профессионального образования – подготовку личностно-зрелых, компетентных специалистов;

выполненное опытно-экспериментальное исследование подтвердило правомерность теоретических предпосылок и следующих из них рекомендаций по подготовке будущих специалистов с высоким уровнем личностной зрелости;

ориентир в процессе исследования был взят на создание воспитательно-образовательной среды вуза, обеспечивающей успешное становление личностной зрелости будущих специалистов, внедрение современных программ обучения и методик оценки качества подготовки кадров, сохранение национальных и культурных традиций интеллигенции, для которой во все времена было важным самосохранение российского общества.

Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

Статьи из перечня ведущих научных журналов и изданий ВАК:

1. Кошелева, А. О. Педагогическая интеграция как вектор модернизации высшей школы в процессе формирования конкурентоспособности специалистов [Текст] / А.О. Кошелева, М.А. Архипенко // Вестник Московского государственного областного университета. Серия "Педагогика". – № 2. Т.1 – М.: Изд-во МГОУ, 2007. – 156 с. – С. 20-25. – 0,7 авт.л.

2. Кошелева, А. О. Компетентностная модель – новый ориентир в подготовке военного специалиста [Текст] / А. О. Кошелева, С. С. Жигулин, С. Н. Кулагин // Вестник Тамбовского Университета. Серия "Гуманитарные науки". Вып. 8 (52).Тамбов, 2007. – 308 с. – ISBN 1810-0201 – С. 206-212. – 0,5 авт.л.

3. Кошелева, А. О. От профессионально ориентированной технологии формирования управленческой компетентности к личностной зрелости [Текст] / А. О. Кошелева, А. С. Вершков, Г. Н. Пантюхин // Образование и общество. – № 5 (46). Орел: Академия педагогических и социальных наук, 2008. – 120 с. – С. 27-31. – 0,7 авт.л.

4. Кошелева, А. О. Персональная ответственность будущего специалиста в условиях обучения в вузе [Текст] / А. О. Кошелева, А.С. Вершков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия "Педагогика". – № 3. – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – 262 с. – С. 69-77. – 0,7 авт.л.

5. Кошелева, А. О. Педагогическая инноватика как условие подготовки личностно-зрелого специалиста в высшей школе [Текст] / А. О. Кошелева / Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – № 3. – Изд-во КГУ, 2009. – С. 31-34. – 0,7 авт.л.

6. Кошелева, А. О. Концептуальные подходы к подготовке личностно-зрелого специалиста в условиях вуза [Текст] / А. О. Кошелева / Журнал "Высшее образование сегодня" – № 3. – М.: 2009. – С. 71-73. – 0,7 авт.л.

7. Кошелева, А. О. Нравственная рефлексия в процессе становления личностной зрелости будущего специалиста в условиях обучения в современном вузе [Текст] / А. О. Кошелева, А.Н. Агеев / Вестник "Московского государственного областного университета". Серия "Педагогика". – № 2. – М.: Изд-во МГОУ, 2009. – С. 18-23. – 0,8 авт.л.

8. Кошелева, А. О. "Личностный профиль" будущего военного специалиста в условиях модернизации образования [Текст] / А. О. Кошелева, Д.В. Шепетько / Образование и общество. – № 2. Орел: Академия педагогических и социальных наук, 2009. – С. 7-11. – 0, 4 авт.л.

9. Кошелева, А.О. Современные научные подходы к проблеме становления профессиональной ответственности личности в условиях обучения в высшей школе [Текст] А. О. Кошелева, Д.В. Шепетько, Л. В. Пекин / Казанский педагогический журнал. – № 5. – КГУ.: 2009. – С. 19-27. – 0,4 авт.л.

Монографии

10. Кошелева, А. О. Личностная зрелость как фактор успешности профессиональной деятельности: монография – учебное пособие [Текст] / под ред. А. О. Кошелевой – Орел: Академия ФСО России, 2008 г. – 109 с. – ISBN 978-5-7295-0235-4 – 3,0 авт. л.

11. Кошелева, А. О. Становление личностной зрелости будущих специалистов в инновационных условиях высшего профессионального образования: монография – научное издание [Текст] / В.П. Кузовлев, А.О. Кошелева // Елец, 2009 г. – 102 с. – ISBN 978-5-94809-376-5 – 3,0 авт.л.

Учебно-методические пособия

12. Кошелева, А. О. Альбом наглядных пособий по курсу "Социология" [Текст] / А.О. Кошелева, В.А. Котельников // – Орел: Академия ФСО России, 2006. – 69 с. – 2,1 авт.л.

13. Кошелева, А. О. Практикум по учебной дисциплине " Психология и педагогика" [Текст] / А.О. Кошелева и др. // Орел: Академия ФСО России, 2007. – 50с. – 0,5 авт.л.

14. Кошелева, А.О. Психология и педагогика: учебное наглядное пособие [Текст] / А.О. Кошелева и др. / под ред. Ю. М. Уварова // В 2 ч. Часть 1. Психология – Орел: Академия ФСО России, 2008. – 83 с. – 2,0 авт.л.

Научные статьи, доклады, тезисы

15. Кошелева, А. О. Шаг навстречу военной судьбе [Текст] / А.О. Кошелева // Информационно-публицистический сборник ФАПСИ. – М.: 1999. № 6. – 82 с. – С. 14-16. – 0,6 авт.л.

16. Кошелева, А. О. Становление социально-нравственной зрелости личности у девушек-курсантов военно-технического вуза [Текст] / А.О. Кошелева // Теория и практика образования: история и современность. – Липецк: ЛГПУ, 2000. – 253 с. – С. 95-102. – 0,5 авт.л.

17. Кошелева, А. О. Проектирование педагогической системы формирования социально-нравственной зрелости личности курсанта [Текст] / А.О. Кошелева // Новые технологии обучения, воспитания, самообразования и творческого развития специалистов в высшей школе. Материалы межвузовской научно-методической конференции (12-13 апреля 2000 г.) – Орел: ВИПС, 2000. – 225 с. – С. 183-186. – 0,4 авт.л.

18. Кошелева, А. О. Нравственные принципы в воспитании системы ценностей социально зрелой личности в условиях обучения в вузе [Текст] / А.О. Кошелева // Проблемы и перспективы развития гуманитарного образования в эпоху социальных реформ. Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции (23 марта 2001 г.). – Орел: ОГИИК, 2001. – 201 с. – С. 36-37. – 0,2 авт.л.

19. Кошелева А. О. Динамика ценностных ориентации курсантов военного вуза [Текст] / А.О. Кошелева // Проблемы построения, развития и защита телекоммуникационных систем. Сб. докладов и тезисов 9 научно-технической конференции по криптографии – Орел: Академия ФАПСИ, 2001. – С. 497-500. – 0,3 авт.л.

20. Кошелева, А. О. Проблема уровней социально-нравственной зрелости [Текст] /А.О. Кошелева // Психолого-педагогические основы общей, профессиональной и художественно-эстетической культуры. – Липецк: ЛГПУ, 2001. – С. 157-164. – 0,4 авт.л.

21. Кошелева, А. О. Принципы в воспитании социально и нравственно зрелой личности в условиях профессионального обучения [Текст]/ А.О.Кошелева // Проектирование и формирование развивающих и образовательных сред. – Брянск: БГПУ, 2001. – С. 24-26. – 0, 2 авт.л.

22. Кошелева, А. О. Условия успешного достижения личностью социально-нравственной зрелости в процессе профессионального образования [Текст] / А.О.Кошелева // Проектирование и формирование развивающих и образовательных сред. – Брянск: БГПУ, 2001. – С. 32-34. – 0,2 авт.л.

23. Кошелева, А. О. Личностная зрелость и пути ее достижения в юности [Текст] / А.О.Кошелева // Проблемы и перспективы развития социального образования и благотворительности в России: Материалы научно-практической конференции. – Калуга: КГПУ, 2001. – С. 46-47. – 0,1 авт.л.

24. Кошелева, А. О. Социально-нравственная зрелость как феномен становления личности в условиях высшего профессионального образования [Текст] / А.О.Кошелева // Качество образования на современном этапе развития: концепции и практика: Материалы Международной научно-практической конференции. – Орел, 6-7 декабря, 2002. – С. 174-176. – 0,4 авт.л.

25. Кошелева, А. О. Педагогическая модель процесса достижения социально-нравственной зрелости личности в условиях высшего профессионального образования [Текст] / А.О.Кошелева // Стратегия развития гуманитарного образования в контексте современных преобразований: Материалы научно-практической конференции (Орел, 5 декабря, 2003г.). – Орел: СГИ, 2003. – 145 с. – ISBN 5-89838-55-9 – С.49-50. – 0,3 авт.л.

26. Кошелева, А. О. Категория ответственности личности в понимании зарубежных исследователей [Текст] / А.О.Кошелева, А. С. Вершков // Новые технологии в образовании. Сб. трудов. Вып. 7. – Воронеж: Центральное Черноземное книжное издательство, 2003. – 124 с. – ISBN 5-7458-0976-0 – С. 91-93. – 0,2 авт.л.

27. Кошелева, А. О. Роль воспитательной системы вуза в формировании инновационной культуры личности [Текст] / А.О.Кошелева // Сборник научных трудов Академии ФАПСИ. Вып. № 16 / Академия ФАПСИ. – Орел, 2004. – 211с. – С. 172-176. – 0,6 авт.л.

28. Кошелева, А. О. Программа воспитания социально-нравственной зрелости личности в образовательной среде вуза [Текст] / А.О.Кошелева // Актуальные проблемы профессионального образования в условиях модернизации высшей школы: материалы межвузовской научно-методической конференции.– Академия Спецсвязи России. – Орел, 2004. – 119 с. – С. 37- 42. – 0,7 авт.л.

29. Кошелева, А. О. Становление инновационной культуры личности в условиях высшей школы [Текст] /А.О.Кошелева // Педагогические технологии в условиях модернизации общего и профессионального образования: Материалы межвузовского научно-практического семинара педагогов-исследователей 18-20 мая 2004 г. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 217с. – С. 150 – 153. – 0,5 авт.л.


загрузка...