Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России (13.07.2009)

Автор: Грудцына Людмила Юрьевна

Основными целями профессиональных юридических сообществ в России являются: содействие процессу формирования правового государства, повышению престижа юридических профессий, воспитание юристов в духе неукоснительного соблюдения положений закона, норм профессиональной этики. Кроме того, профессиональные юридические сообщества способствуют созданию условий для активной профессиональной и общественной деятельности своих членов, укреплению правовой основы деятельности юристов и их социально-правовой защищенности, привлечению широкой юридической общественности к участию в правовых, гуманитарных и иных проектах и программах, развитию всестороннего сотрудничества юристов, укреплению связи между юридической наукой, образованием и практикой.

Например, созданная недавно Ассоциация юристов России, по мнению О.Е. Кутафина, должна стать «своеобразным профсоюзом юристов, который может быть не только содействовать работе, но и помогать каждому отдельному члену этой организации как коллективному, так и индивидуальному. Одной из ведущих задач будет, именно, правозащитная деятельность». Очевидно, что без юристов (впрочем, как и без поддержки власти) построить правовое государство практически невозможно. Задача Ассоциации юристов России заключается в том, чтобы, будучи единым, авторитетным, общенациональным юридическим сообществом, объединяющим ученых-правоведов, юристов-практиков, представителей юридических образования и науки, помогать государству решать все возникающие в области юриспруденции вопросы, которые в полной мере соответствовали бы задачам правового государства.

Общественные объединения адвокатов играют важную роль в реализации конституционных прав и свобод профессиональной группы людей и граждан России – правозащитников. Несмотря на то, что общественные организации осуществляют защитные и охранительные функции только в отношении индивидуально определенной (профессиональной) по статусу группы людей, за счет концентрированности и сосредоточенности на охране и защите прав и свобод только адвокатов, защищенность данной категории населения возрастает.

Во втором параграфе третьей главы – «Правовое обеспечение гарантий независимости, самоуправления и финансирования адвокатской деятельности» – диссертант констатирует, что конституционно-правовые основы современной российской адвокатуры проистекают из конституционного происхождения юридической природы права каждого на квалифицированную юридическую помощь, оказание которой адвокатами было закреплено в специальном нормативном правовом акте – Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Оказываемая адвокатами юридическая помощь официально получила конституционно-правовой статус квалифицированной юридической помощи.

Период отсутствия надлежащего конституционно-правового оформления адвокатуры как института оказания квалифицированной юридической помощи и неопределенности ее конституционного статуса продолжался с принятием Конституции РФ 1993 г. до 1 июля 2002 г. – момента вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Государственно-правовой механизм формирования и поддержки адвокатуры как важнейшего института гражданского общества в сфере оказания квалифицированной юридической помощи имеет, по крайней мере, три основных направления своей реализации: а) качественное повсеместное оказание юридической помощи населению; обеспечение на предварительном следствии и в суде защитой как обвиняемых и подсудимых, так и потерпевших от преступлений; б) прием в члены коллегии адвокатов; в) создание нормальных финансовых (материальных) условий для деятельности адвокатуры в России.

В третьем параграфе настоящей главы – «Укрепление организационно-правовых основ института нотариата и оптимизация налогообложения нотариальной деятельности» – делается вывод о том, что институт нотариата выполняет публичную функцию в интересах не только частных лиц, но и общества и государства. Сущность нотариата и публичный характер его деятельности позволяют сделать вывод: закономерно, что законодательством предусмотрено совершение нотариусами действий в интересах и обратившихся лиц, и государства. Последнее, будучи заинтересовано в соблюдении законности и обеспечении равной защиты прав всех граждан, закономерно наделяет именно нотариусов обязанностями по реализации публичного интереса. Задачей нотариата как института гражданского общества, в отличие от суда и органов следствия, является защита прав и законных граждан и юридических лиц, основанная на критерии бесспорности. Нотариат предупреждает споры уже на стадии согласования условий сделки и ее заключения, тем самым профилактически снижая количество и облегчая рассмотрение гражданско-правовых споров в суде, поскольку нотариальные акты имеют особую доказательственную силу.

Последовательность реализации государственно-правового механизма формирования и поддержки российского нотариата следует усматривать в постановке государством задачи по созданию надлежащих условий для функционирования нотариата как института гражданского общества в сфере оказания квалифицированной юридической помощи, имея в виду экономически обоснованные тарифы за совершение нотариальных действий, адекватный подход к определению нотариальной юрисдикции защиты имущественных прав, других прав и свобод человека.

Четвертая глава диссертации – «Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в социально-экономической, политической и культурной сферах» – посвящена основным направлениям реализации государственно-правового механизма формирования и поддержки деятельности общественных объединений, партий, общественных движений, фондов и учреждений как институтов гражданского общества в России.

В первом параграфе этой главы – «Государственные программы целевого финансирования и налоговые льготы в отношении общественных объединений» – делается вывод о том, что важным компонентом гражданского общества в России являются действующие сегодня разнообразные организационно-правовые формы общественных объединений — общественные организации, движения, фонды, учреждения, политические партии и органы общественной самодеятельности. Общественное объединение следует понимать в двух значениях: как одну из форм выражения гражданами своих интересов и проявления их общественной (публичной) активности, выражающейся в отстаивании собственных прав и интересов, и как созданное гражданами в форме юридического лица добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, чья деятельность объединяет граждан, соответствуя их общим интересам и целям.

Законная деятельность общественных объединений невозможна без воли государства (в лице уполномоченных органов), которое разрабатывает законодательную базу для деятельности общественных объединений (например, Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 26 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»), обеспечивая реализацию последними своих прав.

Общественные объединения пользуются широким кругом прав, обеспечивающих их активное участие в социально-экономической, культурной и политической жизни. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» для осуществления своих уставных целей общественное объединение имеет право: свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность и др.

Общественное объединение – создаваемое на добровольной основе самоуправляемое объединение, внутренняя организация и деятельность которого находятся в руках граждан, ставших членами или участниками объединения. Никто вместо них не будет и не вправе управлять объединением. По характеру взаимоотношений политических и неполитических организаций следует выделять два типа построения гражданского общества.

Первый тип (европейский) характеризуется тем, что сильные политические партии, созданные как чисто политические организации, со временем «обросли» благотворительными фондами, организациями, некоммерческими подразделениями и т.д.

Второй тип (американский) характеризуется ведущей ролью многочисленных неполитических общественных организаций, создаваемых независимо от партий, которые ничем, кроме выборов, не занимаются, а неполитические общественные организации влияют на всю общественную жизнь страны, следовательно, и на партии.

Во втором параграфе четвертой главы – «Государственное регулирование правовых основ режима многопартийности, деятельности политических партий и избирательного законодательства» – показано, что политические партии являются одним из серьезных институтов гражданской самоорганизации, элементом политической системы современного общества, механизмом публичной власти.

Политические партии имеют двойственную природу, которая заключается, с одной стороны, в специфике осуществляемой ими деятельности – участии в политической жизни и борьбе за власть, а также во взаимодействии с государственными структурами, с другой стороны, в защите прав и свобод граждан, формировании в стране демократического государства и гражданского общества. Выражая разнообразные потребности и интересы гражданского общества (индивидов, социальных групп, слоев, классов и т.д.) в политической форме (в виде определенных политических целей, идей, программ, требований, установок, проектов решений, мероприятий и т.д.), партии как организованные представители общества тем самым выражают и право гражданского общества на формирование государственной власти, участие в ее осуществлении.

Политические партии являются признанными государством (посредством установления правовых основ их деятельности Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изм. и доп.)) институтами гражданской самоорганизации, обладающими внутрипартийной (внутриорганизационной) властью в отношении своих членов и стремящимися завоевать и осуществлять политическую власть в стране.

В третьем параграфе четвертой главы – «Правовое обеспечение гарантий социально-экономической независимости общественных движений, фондов и учреждений» – диссертант поддерживает общепризнанное положение о том, что общественные движения, фонды и учреждения составляют один из сильных и активных сегментов российского гражданского общества, защищающий определенные группы (категории) граждан от авторитаризма власти, помогающие разрешать правовые, экономические и иные проблемы.

Диссертант критически оценивает принятое в начале 2006 г. российское законодательство о неправительственных некоммерческих организациях (НКО). Представляется, что право на свободу объединений подвергается ограничениям, давление российских властей на независимые НКО с использованием правовых и неправовых методов усиливается. Ограничительное применение нового законодательства об НКО сочетается с другими ограничительными правовыми инструментами (антиэкстремистское, налоговое законодательство, законодательство о митингах, демонстрациях и пикетах). Среди многочисленных проявлений возрастающего давления российских властей на независимые НКО в 2006–2007 гг. важно отметить следующие:

1) затруднительный и бюрократизированный процесс обязательной перерегистрации иностранных НКО, приведший к многочисленным проблемам в деятельности ряда ведущих организаций;

2) растущее число отказов в регистрации новых НКО и во внесении изменений в уставные документы НКО, основанные на бюрократическом отношении к НКО со стороны сотрудников регистрационной службы;

3) участившееся использование Росрегистрацией проверок НКО с целью оказания на них давления путем требования документов, не предусмотренных законом, нарушения сроков и других правил проведения проверок, что влечет за собой парализацию работы НКО в результате обращения, основанного на вмешательстве и враждебном отношении;

4) расширяющееся применение антиэкстремистского и антитеррористического законодательства против НКО;

5) появление нового феномена массовых одномоментных задержаний и преследований активистов НКО, направляющихся на конференции и демонстрации;

6) участившееся использование незаконных ограничений права на мирные собрания путем неправовых отказов активистам в проведении демонстраций, задержаний и наложения штрафов на участников этих акций;

В заключении содержатся основные положения и выводы проведенного исследования.

Основные положения диссертации опубликованы

в следующих работах автора:

Монографии и иные научные издания

Грудцына Л.Ю. Государственно-правовые механизмы формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Монография / Под ред. докт. юрид. наук., проф. Н.А. Михалевой. М.: Манускрипт, 2008. 22 п.л.

Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России: Монография / Под ред. докт. юрид. наук., проф. Н.А. Михалевой. М.: Деловой двор, 2008. 20 п.л.

Грудцына Л.Ю. Права человека. Научное издание. М., 2006 (в соавт. с А.Н. Головистиковой). 35 п.л. / 24 п.л.

Учебники и учебные пособия

Грудцына Л.Ю. Конституционное право России. Учебное пособие. М.: Эксмо, 2004 (в соавт. с А.Н. Головистиковой). 25 п.л. / 19 п.л.

Грудцына Л.Ю. Конституция Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Эксмо, 2005 (в соавт. с Головистиковой А.Н.). 20 п.л. / 10 п.л.

Грудцына Л.Ю. Конституционное право России в таблицах и схемах с комментариями. М.: Эксмо, 2005 (в соавт. с Головистиковой А.Н.). 15 п.л. / 7,5 п.л.

Грудцына Л.Ю. Адвокатура в России: Учебное пособие для вузов. М., 2005. 20 п.л.

Грудцына Л.Ю. Конституционное право России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.А. Михалевой. М.: Эксмо, 2006 (в соавт. с Головистиковой А.Н.). 45 п.л. / 28 п.л.

Грудцына Л.Ю. Универсальный правовой справочник для населения. М.: Эксмо, 2006. 34 п.л.


загрузка...