Дискурсивное пространство поэтического текста: образное слово в русской лирике конца XVIII – начала XXI вв. (13.07.2009)

Автор: Чумак-Жунь Ирина Ивановна

Этому соответствует новый уровень задач лингвопоэтики, среди которых выделяются:

• поиск языковых коррелятов таких объектов, как интеллект, знание, интуиция, интерпретирующая способность, языковое/коммуникативное сознание, лингвокреативное мышление, которые в своей совокупности составляют механизм понимания и поэтического структурирования действительности;

• выявление образно-речевых стратегий, правил, операций, которые поэт вырабатывает на когнитивно-семиологическом фундаменте, а также реконструкция той сложной системы неязыковых и языковых знаний, которая используется человеком в поэтической дискурсии и воплощается в принципах поэтического текстопорождения;

• конституирование новых объектов лингвопоэтического анализа, которые выходят за пределы традиционного исследования поэтического текста.

Объектом изучения являются классические тексты лирических стихотворений конца XVIII – начала XXI вв. как основные составляющие поэтического дискурса.

Предметом исследования является дискурсивное пространство поэтического текста, рассматриваемое в когнитивном, коммуникативном и культурном аспектах.

Актуальность вышеизложенных проблем определила общетеоретическую цель диссертации: выявить дискурсивно-прагматические факторы, лежащие в основе организации поэтического дискурса. Непосредственной целью диссертационного исследования является изучение особенностей дискурсивного пространства текста как специфического явления поэтического речемышления в когнитивном, коммуникативном и культурном аспектах. Таким образом, общая стратегия исследования обусловлена проблемой отношения поэтического текста к дискурсу. В центре нашего исследовательского внимания оказался достаточно пространный объект – поэтическая речь (поэзия в дискурсе и /или дискурс в поэзии). Для нас важно понять, применимо ли вообще понятие «дискурс» по отношению к поэзии? Если да, то, что такое дискурс по отношению к поэзии? Каков эвристический потенциал этого понятия? Достижению этой цели подчинено решение следующих задач:

1) выяснить, за счёт каких средств создаётся ассоциативно-деривационная специфика поэтического дискурса; с этой целью проследить, как она отражается на формировании поэтических смыслов;

2) обнаружить и объяснить механизм передачи эстетической информации, сохраняющий свою устойчивость и высокую эффективность в условиях меняющейся временной, социальной и культурно-исторической общности людей;

3) выяснить особенности когнитивно-коммуникативных процессов, происходящих в поэтической дискурсии;

4) исследовать причины успешности/неуспешности осуществления лирической коммуникации;

5) исследовать специфику когнитивных процессов, связанных с порождением и восприятием поэтического дискурса;

6) раскрыть содержание понятия «поэтическая языковая личность», создать модель взаимодействия поэтических языковых личностей в поэтическом дискурсе;

7) определить специфику социального фона поэтической коммуникации, описать его;

8) описать закономерности межтекстуальных взаимодействий в поэтическом дискурсе;

9) определить, каким образом дискурс «отражается» в поэтическом тексте, то есть выяснить сущность и смыслопорождающую роль дискурсивного пространства в поэтическом тексте.

Для настоящего исследования исходными, методологически значимыми являются положения (а) о языке как эвристическом компоненте мыслительной деятельности человека; (б) о взаимообратимости понятий интенциональности языка и ассоциативно-вербальной организации поэтического сознания; (в) о языковой личности как креативном субъекте речепоэтической деятельности.

Антропоцентрическая и лингвокогнитивная методология предопределила выбор методов исследования, как общефилологических (интерпретация текста), так и частных лингвистических (методы концептуального, когнитивно-дискурсивного, компонентного и интертекстуального анализа; статистический метод). Традиционное использование этих методов осложняется спецификой объекта исследования: его ассоциативно-образной природой и континуумностью. С целью устранения подобного рода помех нами разработана специальная методика изучения дискурсивного пространства поэтического текста, основными исследовательскими шагами которой являются:

а) разграничение текстовой и внетекстовой (дискурсивной) информации;

б) выявление когнитивных структур в дискурсивном пространстве поэтического текста, составляющих его концептосферу;

в) определение специфики коммуникативных процессов, организующих дискурсивное пространство на уровне «адресант – адресат»;

г) определение лингвокультурной специфики интертекстуальных вкраплений;

д) обобщение наблюдений над текстопорождающей ролью поэтического дискурса.

Научная новизна предлагаемого в диссертационном исследовании решения заключается в том, что впервые на материале лирических текстов русской поэзии XVIII-XXI вв.:

– описаны когнитивно-дискурсивные факторы, лежащие в основе поэтического речепорождения;

– охарактеризованы как общие (надындивидуальные) когнитивные стратегии, воплотившиеся в поэтических текстах, так и коммуникативно-прагматические условия, в которых эти тексты функционируют и которые обусловливают анализируемый дискурс как коммуникативное событие, ставшее предметом поэтического описания;

– предложено понимание поэтического концепта как основной ментальной единицы поэтического сознания и описаны его специфические свойства;

– вводится понятие «поэтическая языковая личность», предлагается модель взаимодействия в поэтическом дискурсе языковых личностей (автор – читатель);

– разработана методика интертекстуального анализа поэтического текста.

Теоретическая значимость исследования определяется разработкой теории дискурсивного пространства поэтического текста и её стимулирующим влиянием на дальнейшее развитие концепции когнитивной поэтики, расширяющим горизонт современных дискурсивных исследований. Теоретически значима когнитивно-дискурсивная методология изучения поэтического текста, ориентирующая на установление его культурно-познавательного содержания. Содержащиеся в ней принципы в лингвистической поэтике разработаны впервые. Данный подход обусловливает возникновение нового ответвления в общей теории дискурса – когнитивно-дискурсивной лингвопоэтики. Исследование, надо полагать, будет способствовать более глубокому осмыслению закономерностей поэтического речепорождения и изучению поэтической речи в целом.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практическом анализе поэтических текстов в научно- и учебно-исследовательской деятельности.

Материалы исследования могут быть использованы в базовых и специальных курсах на филологических факультетах, в пособиях по лингвистической поэтике. Практически значимым представляется совершенствование концептуального и филологического анализа поэтического текста в учебных целях. Исследование может быть полезным также для переводческой деятельности, так как адекватный перевод текста, включающего прецедентные элементы, вне интертекстуального анализа нельзя считать корректным.

Апробация. Основные положения и выводы исследования были изложены в течение 2000-2009 гг. на российских и зарубежных конференциях. Основные положения, результаты и выводы диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры русского языка и методики преподавания Белгородского государственного университета, а также на заседании кафедры русского языка Волгоградского государственного педагогического университета.

Результаты и материалы исследования были также представлены на различных международных, всероссийских и региональных конференциях в Москве (2004, 2007), Санкт-Петербурге (2002), Белгороде (2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008), Твери (2004), Соликамске (2004), Смоленске (2002, 2005), Томске (2005), Туле (2008), а также на конференциях в Украине (Полтава, 2004, Киев, 2004, 2005, 2007), в Белоруссии (Мозырь 2005), в Чехии (Ческа Будеевица, 2008) (всего на 19 конференциях).

По теме диссертации опубликован 51 научный труд, в том числе 8 статей – в сборниках, включенных в обязательный перечень ВАК.

Положения, выносимые на защиту:

1. Поэтический дискурс – это сложная, нелинейно организованная система поэтических текстов, образно-речевые элементы которой представляют собой интегративное и системно связанное единство их языковых, прагматических, социокультурных, психических и паралингвистических свойств. Понимание поэтического дискурса как системы включает одновременно и динамический процесс образноречевой деятельности, вписанной в соответствующий метаконтекст, и его результат – поэтический текст.

Поэтический текст как коммуникативное событие, являясь единицей поэтического дискурса, существует в дискурсивной среде – интегративном образовании, системном субстрате, в котором происходят процессы реального речепроизводства. Поэтическая среда – это особое дискурсивное пространство – сфера памяти, лишенная субъекта, «в которой присутствует голос, не имеющий имени» (Ж.-Ж. Куртин). Возникшие в этом особом пространстве поэтические тексты существуют как объекты поэтической культуры, к которой они тяготеют и которой определяется их ценностно-смысловая сущность.

2. Существование поэтической дискурсивной среды детерминировано не только её культурным характером и специфической языковой основой, но и ассоциативно-деривационной сущностью, обусловленной нелинейным взаимодействием порождающих её факторов. Смыслопорождающая энергия дискурса подпитывается различными смысловыми энергопотоками: сенсорно-перцептивной образностью, знаково-символической интерпретацией первичных образов, действием превращенной формы в тексте, и, наконец, воздействием экстралингвистической среды (ситуативного, коммуникативно-прагматического и культурного контекстов). В своём единстве названные энергопотоки представляют собой ассоциативно-деривационную сущность дискурса, благодаря которой используемые в нём языковые знаки становятся его образными единицами, способными нести не только рациональную информацию, но и выражать практически необозримый спектр человеческих эмоций, представляя в единстве понимание и переживание человеком воспринимаемого мира.

3. Дискурсивное пространство поэтического текста – это осмысленное языковой личностью и представленное в тексте коммуникативное событие, которое актуализируется речевым сознанием как ассоциативно-образный фрагмент поэтической коммуникации. В дискурсивном пространстве поэтического текста выделяются (1) когнитивный аспект – ментальное пространство, то есть элемент сознания языковой личности; (2) коммуникативно-прагматический аспект – пространство, не замкнутое внутри непосредственной данности поэтического текста, а связанное с условиями его создания, целями и задачами; (3) лингвокультурный аспект – пространство, связанное с соответствующим интертекстом.


загрузка...