Дискурсивное пространство поэтического текста: образное слово в русской лирике конца XVIII – начала XXI вв. (13.07.2009)

Автор: Чумак-Жунь Ирина Ивановна

ЧУМАК-ЖУНЬ Ирина Ивановна

ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОЭТИЧЕСКОГО

ТЕКСТА: ОБРАЗНОЕ СЛОВО В РУССКОЙ ЛИРИКЕ

КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XXI ВЕКОВ

10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Белгород – 2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования «Белгородский

государственный университет»

Научный консультант доктор филологических наук профессор

Алефиренко Николай Фёдорович (г. Белгород)

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук профессор

Кондрашова Ольга Васильевна (г. Краснодар);

доктор филологических наук профессор

Шаклеин Виктор Михайлович (г. Москва);

доктор филологических наук профессор

Полонский Андрей Васильевич (г. Белгород)

Ведущая организация Вятский государственный

гуманитарный университет

Защита состоится 17 июня 2009 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.015.03 по присуждению ученой степени доктора филологических наук при Белгородском государственном университете по адресу: 308 015, г. Белгород, ул. Победы, 85, зал диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Белгородского государственного университета.

Автореферат разослан 24 апреля 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор филологических наук

профессор

Е.Н. Михайлова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Развитие лингвистической науки всегда опиралось на её взаимодействие со смежными областями знания: с одной стороны, на стремление более чётко определить свои предмет, объект и методы, а с другой – найти точки опоры и точки пересечения с другими дисциплинами, «подпитаться» их опытом, идеями и методами. При этом то, что считалось «нелингвистикой» на одном этапе, включалось в языковедческую проблематику на следующем. В целом процесс включения нелингвистических вопросов в лингвистическую парадигму был направлен, как правило, в сторону снятия априорно постулированных ограничений на занятие такими языковыми феноменами, которые до этого времени считались недостаточно наблюдаемыми (А.Е. Кибрик). Среди последних можно назвать онтологические аспекты речевой деятельности, в том числе и поэтической, ассоциативно-образной гносеологии, роли человеческого фактора в языковой деятельности. Такова базовая проблематика, оказавшаяся познавательным стимулом к формированию современной альтернативной лингвистической парадигмы. Она определяется как «антропоцентрическая», «когнитивно-семиологическая», и детерминирует методологический вектор данного исследования. Именно в рамках когнитивной парадигмы современное языкознание обратилось к дискурсивному анализу реально функционирующего языка в широком социокультурном контексте. Когнитивно-ориентированный подход, обращённый к ментальным структурам, механизмам и стратегиям, глубоко и органично «вписался» в современную теорию дискурса.

Актуальность данного исследования обусловлена назревшей необходимостью интерпретировать базовые понятия поэзии с помощью концептуально-теоретического «инструментария» доминирующего направления современной лингвистики – когнитивной парадигмы, позволяющей смоделировать целостную картину поэтического речи-мышления (термин С.Д. Кацнельсона).

У истоков такого рода лингвистической методологии стоял В. фон Гумбольдт. Великий учёный писал: «Я намереваюсь исследовать функционирование языка в его широчайшем объеме – не просто в его отношении к речи и к ее непосредственному продукту, набору лексических элементов, но и в его отношении к деятельности мышления и чувственного восприятия. Рассмотрению будет подвергнут весь путь, по которому движется язык». Таким образом, имеются все основания объективно выявить и эксплицировать базовые аксиоматические элементы, организующие данную парадигму. Вместо господствовавших длительное время системных ценностей и выдвигавшихся структурных приоритетов, стратегическим ориентиром исследования является признание необходимости вовлечения в научный поиск широкого речемыслительного контекста конструирования и функционирования поэтического языка.

Своеобразием лингвистического мышления в парадигме антропоцентрической теории современной лингвистической поэтики является (а) тенденция к целостному и системному осмыслению языковых явлений в рамках поэтического дискурса, (б) стремление познавать их природу в единстве с языковой личностью отправителя и получателя поэтического текста (в) путём изучения каждого «участника» поэтической коммуникации в качестве элементарного компонента более сложных субстратных образований речемышления. Особенно это актуально для исследования процессов поэтической коммуникации. В отличие от традиционного подхода к изучению поэтического текста, согласно которому его художественная сущность как целостной системы обусловливается составляющими её единицами вторичной образной номинации, мы исходим из противоположной методологической доктрины. В нашей концепции сущность поэтического элемента художественной речи определяется функционально-смысловыми свойствами поэтического дискурса как целостного (вместе с тем открытого, динамического) образования, в недрах которого зарождается, вызревает и выплавляется поэтическое слово, подвергается своего рода художественно-эстетической огранке. Иначе как объяснить тот очевидный факт, что слово, не являющееся образным в обыденной речи, в тексте поэтического произведения превращается в яркий словесный образ с порой непредсказуемыми приращениями дискурсивной природы? Так, вполне «прозаическое» слово переправа – «место, где переправляются на другой берег» (МАС) – в «Василии Теркине» А.Т. Твардовского становится символом смерти или жизни на войне: Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда... Кому память, кому слава, Кому темная вода, – Ни приметы, ни следа.

Отсюда истоки нашей исследовательской гипотезы: для всестороннего осмысления языка того или иного поэтического целого недостаточно адекватно воспринимать отдельные конструктивные элементы текста – необходимо определить их место в художественно-речевой системе всего поэтического речемыслительного континуума. Наш подход, как нам представляется, полностью отвечает идеям когнитивно-коммуникативной стилистики, в соответствии с которыми своеобразие современного лингвистического мышления определяется тенденцией к нелинейному представлению процессов зарождения и функционирования целостных самоорганизующихся систем, одной из разновидностей которых является художественная система поэтического мышления.

Таким образом, каким бы ни был конкретный объект лингвопоэтического анализа, опирающегося на идеологию данной антропологической парадигмы, концептуальным субстратом исследования оказывается мысль о «диалектическом, противоречивом характере переходов от действительной жизни человека к его мышлению, от его мышления к его языку, от языка к мышлению, от мышления к действительной жизни». Особенно диалектически противоречивым является переход от реальной действительности к её речемыслительной репрезентации.

Конечно, изображение человека в художественном тексте, проявление Я в процессе общения и в языковом творчестве – это те вопросы, которые ставились и решались задолго до появления лингвистики или стилистики дискурса. В основу их рассмотрения в рамках дискурсивно-диалогической парадигмы положены концепции А.А. Потебни, Г.Г. Шпета, К. Фосслера, Л. Шпитцера и Ф. де Соссюра. Кроме этого, дискурсивный подход к анализу поэтического текста не лишён благотворного влияния и некоторых положений структурной поэтики, в частности, идей Р.О. Якобсона, Ю.М. Лотмана и др.

Как показывает анализ, новая парадигма, действительно, связана с синтезом когнитивных проблем (см. Степанов). В когнитивной лингвопоэтике она усложняется ещё и проблемами речевой эстетики, воображения и потребностью создания «возможных миров». Аксиомой когнитивной лингвистики является положение о том, что все человеческие когнитивные феномены (восприятие, мышление, язык, память) неразрывно связаны между собой. В когнитивной линговопоэтике эти когнитивные образования осложняются вторичностью их бытия, что детерминируется косвенно-производными условиями поэтического осмысления всеми субъектами поэтической коммуникации своего внешнего и внутреннего мира.


загрузка...