Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, проявления, стратегия противодействия (13.07.2009)

Автор: Боташева Асият Казиевна

-международный (контролируемый интернациональными террористическими организациями и проводимый на территории нескольких государств);

- транснациональный (контролируемый государством и действующий с территории одной страны в пределах других);

- национальный (осуществляемый в пределах одного государства, вызванный и реализуемый субъектами внутренней политики).

По критериям связи с государством современный терроризм целесообразно разделить на два типа (формы): внутригосударственный и внешнегосударственный, которые в свою очередь делятся на внутренний государственный и внутренний оппозиционный терроризм; внешний государственный и международный терроризм. По преобладающим субъектам терроризм классифицирован на государственный и негосударственный. По объектам и видам активности на международный, военный, индивидуальный, уголовный.

Критерии политической мотивации и идеологии позволяют выделить виды терроризма: этнический, религиозно-политический, классовый, расовый. Терроризм может использовать идеологемы как «левого» экстремизма (уравнительность доходов и статусов, интернационализм, атеизм, народовластие), так и правого экстремизма (элитарность, защиту неравенства доходов и статусов, шовинизм и расизм, религиозный фундаментализм).

3. Политический терроризм имеет сложное соотношение с другими видами политического насилия. Последнее трактуется нами как любое действие или угроза действия, направленное на физическое уничтожение человека либо социальной группы, а также на причинение намеренного ущерба. Непосредственным объектом терроризма все чаще становится мирное население, а косвенным объектом – органы государственной власти или высокопоставленные политические акторы. В отличие от революций, государственных переворотов и восстаний терроризм не предполагает непосредственный захват власти для достижения своих целей.

Видами открытого насилия являются: антиправительственные акции, политические убийства и покушения, государственные перевороты, восстания, гражданская война, революция, повстанческое движение и т.д. Терроризм является в совокупности видов политического насилия наиболее организованным видом противоправных действий, разрушительный потенциал которого возрастает пропорционально достижениям техногенной цивилизации, вследствие чего идет стирание граней между терроризмом и войной.

В глобализирующемся обществе растет роль видов скрытого (латентного) насилия: экономических, информационных, геофизических, биологических, генно-инженерных «войн», кибертерроризма, сетевых воздействий и т.д. Вместе с тем растет взаимозависимость видов политического насилия, взаимопроникновение их форм и методов, частое применение террористических методов борьбы субъектами всех видов политического насилия. Учитывая, что грань между войной и терроризмом постепенно стирается, сделан вывод о необходимости оценивать современный терроризм в «парадигме войны», а также говорить о латентных видах насилия как виде террористической войны и государственном терроризме – как инструменте террористической войны.

4. Необходимо четкое разделение понятий «государственный терроризм» и «международный терроризм», так как наиболее существенным фактором, обусловливающим рост международного терроризма в современном мире, является практика государственного терроризма в отношении ряда стран, рассматриваемых странами-лидерами глобализации в качестве зоны национальных интересов. Государственный терроризм включает следующие формы деятельности: проведение государственными органами боевых операций на территории другой страны без объявления войны, часто под предлогом борьбы с терроризмом; проведение всех форм скрытой, латентной войны, которые формами войны не признаются; проведение спецслужбами государства террористических акций на территории другого государства/государств.

Международный терроризм – это политическая практика насилия, включающая в себя совокупность насильственных уголовно-наказуемых деяний, совершаемых негосударственными субъектами политики на территории другого государства/государств, посягающими на международный правопорядок и международную безопасность путем опосредованного устрашения противника. Терроризм применяется чаще всего против мирного населения, органов власти и их представителей, т.е. против нонкомбатантов.

Промежуточной формой между государственным и международным терроризмом, их своеобразным синтезом служит терроризм транснациональных преступных группировок, субъектами которых являются транснациональные сетевые сообщества и наднациональные бизнес-структуры, поддерживаемые рядом государств мира.

5. Выявлены следующие группы методов современного терроризма:

- насильственное воздействие с целью физической ликвидации лидеров политических организаций и человеческого потенциала противоборствующей стороны;

- насильственное воздействие на материальные, экономические и информационные ресурсы, экологическую среду и др. с целью дестабилизировать политическую обстановку, принудить противника выполнить требования террористов;

- морально-психологическое давление на противоборствующую сторону (обычно проявляется после свершения теракта) с целью заставить выполнить волю террористов под угрозой эскалации насилия;

- организационные методы создания террористических группировок, среди которых сейчас преобладают сетевые методы, а не традиционный иерархический. Сети отличает: координационный принцип строения, свободное обращение информации, секретное взаимодействие по каналам массовых коммуникаций, экстерриториальность и мобильность.

Основными способами террористической деятельности в современных условиях становятся: убийства, взятие заложников, использование (либо угроза применения) оружия массового уничтожения, использование самоубийц-смертников, кибертерроризм, информационная война.

6. Феномен транслитерации терроризма определен как распространение устрашающего эффекта терроризма средствами массовой информации и массовой коммуникации. Транслитерация терроризма – это передача разрушительного психологического воздействия террористических импульсов в необходимое для террористов русло направленного воздействия устрашающего фактора на максимально возможную аудиторию социума.

7. Негативные последствия глобализации получают выражение в росте протестных настроений, отражающих неудовлетворенность многих социальных групп и стран издержками глобализации: отсутствием гуманистически ориентированных целей мирового развития, территориально несправедливым распределением прибыли и культурной экспансией Запада. Неполная реализация позитивного потенциала глобализации и направленность ее вектора не в сторону гармоничного разрешения глобальных проблем, а в сторону обеспечения имперского контроля над ресурсами планеты при равнодушии к самобытным социокультурным традициям обществ привели неравномерность развития стран и регионов мира к критической отметке, тем самым способствуя активизации терроризма.

8. Важным фактором детерминации современного терроризма являются геополитические устремления стран-лидеров к гегемонизму и доминированию, методы достижения которых могут рассматриваться как «глобальный террор». Он представляет собой большую опасность для мирового сообщества и выступает одной из причин роста национального и международного терроризма.

9. В современном мире проявляется тенденция сращивания интересов субъектов современного терроризма, наднациональных финансово-экономических образований и транснациональных структур организованной преступности. В результате происходит рост финансовых и материально-технических ресурсов терроризма, что приводит к увеличению потенциала современного терроризма, совершенствованию его инфраструктуры и информационной обеспеченности, возможностей проникновения во властные структуры, и, как результат, усилению поражающей мощности современного терроризма.

10. Сравнительный анализ проявлений терроризма в регионах современного мира подтверждает преобладание религиозно-политических и этнополитических проявлений, которые в ряде случаев (Косово, Индонезия, Таиланд, Индия) имеют высокую степень корреляции.

Субъекты этнополитического терроризма, чаще всего, преследуют сепаратистские цели, что предполагает территориальный конфликт. Борьба за территорию и повышение статуса своей общности (автономия, федерализм, независимое государство) является наиболее долгосрочным фактором террористического насилия, т.к. априорно затрудняют поиск компромиссов сторонами конфликта.

Установлено, что в процессе мобилизации сторонников терроризма нарастающую роль играет социокультурный фактор: конструирование поляризованной картины мира, создание гиперпозитивной самоидентификации и образа врага, тотальность противоборства.

Вместе с тем, на современном этапе развития этносепаратистский терроризм (ИРА (Северная Ирландия), «Фронт национального освобождения Корсики» (Франция), баскская («Эускади та аскатасуна – ЭТА»), каталонская «Терра Льюре») (Испания), чеченский (Россия) и сицилийский (Италия) не поддерживается большинством этнических групп, самоопределение которых террористы провозглашают своей целью.

На материалах данных террористических организаций показано, что современные локальные террористические сети постепенно вырождаются в профессиональную форму криминальной деятельности в нарастающей мере связанной с международным терроризмом, теневым бизнесом и интересами глобальных геополитических игроков.

11. Ряд террористических организаций в качестве мобилизующей идеологемы использует некоторые религиозные положения ислама. Установлены внутренние противоречия в современных исламских организациях, вследствие которых радикальное крыло, реформаторский и традиционный ислам находятся в конфликте. В результате возрастает политизация «радикального ислама».

Сделан вывод о том, что салафизм («ваххабизм»), внедряемый в ареалах конфликтов, в том числе и в северокавказском регионе, можно квалифицировать как политизированное сектантское движение. Движение салафитов предполагает мобилизированное политическое участие, использует в своих противоправных целях недовольство коррупцией и упадком морали. Особенностью проявлений современного терроризма на Северном Кавказе является стремление организаторов террористических актов легитимизировать свои действия как форму политического протеста, что выражается: 1) в направленности террористической активности против представителей органов государственной власти и управления, официального мусульманского духовенства; 2) в специфике социальной базы и составе террористических организаций, отражающих депрессивное состояние экономики и социальной сферы региона.

12. К основным внешним условиям, влияющим на сохранение угрозы терроризма на Северном Кавказе, следует отнести: проникновение в Российскую Федерацию представителей международных террористических организаций и их попытки воздействия на внутреннюю политику страны; активность агентов зарубежных разведслужб и радикальных идеологов; попытки ряда глобальных политических акторов реализовать сценарий цивилизационного противостояния ислама и христианства в ущерб национальным интересам России; амбиции ряда государств Ближнего и Среднего Востока превратить исламский мир в самостоятельный центр геополитического влияния.

К основным внутренним условиям, влияющим на активность международного терроризма на Юге России, и представляющим собой достаточно сложный комплекс, мы относим.

Политические условия таковы: целенаправленное внедрение идеологии экстремизма и терроризма на территории Северного Кавказа; отсутствие опыта демократической конкуренции партий и движений; распространение идей этнической исключительности и превосходства; требования независимости; противоречия между центром и регионами; коррупция в органах государственной власти; отчужденность между властью и населением.

Экономические условия терроризма: чрезмерно неравномерное распределение доходов, что приводит к распространению бездуховности и вседозволенности; рост безработицы, что обостряет конкуренцию на рынке труда; инфляционные процессы; криминализация экономики.

Социальные условия: рост преступности; отсутствие эффективной системы социальных гарантий населению; низкая эффективность взаимодействия государства с конфессиями; резкое снижение социальной защищенности населения.

Идеологические условия терроризма: крайне недостаточное использование потенциала СМИ и СМК для пропаганды патриотизма и толерантности; использование СМИ для завуалированной пропаганды этнофобии, расизма, насилия; снижение образовательного, культурного и правового уровня населения; слабость традиционных конфессий в идеологическом противостоянии религиозно-политическому экстремизму.

Данные факторы выделяются в аналитических целях, однако в действительности имеет место их синтез.

На Северном Кавказе в силу его поликультурного своеобразия происходящие в России социально-экономические и культурные трансформации, сопровождающие процесс неравномерного перераспределения собственности и политической власти, имеют повышенную конфликтогенность, в т.ч. приводящую к террористическим действиям.

13. На материалах зарубежных стран и регионов сравниваются как успешные стратегии антитеррористической политики (Северная Ирландия, Мексика, Перу), так и неэффективные стратегии (Страна Басков, Корсика, Индия, Колумбия). Раскрыт ряд проявлений рецидивирующего терроризма (Палестина, Ливан, Пакистан, Курдистан). На основе сравнительного анализа установлено, что степень успеха антитеррора зависит от интересов ведущих геополитических акторов, установок и ориентаций сознания депривированных групп населения – социальной базы терроризма, регулирования экономических и социальных проблем обществ. Вместе с тем рост религиозно-политического терроризма является проявлением неконвенционального протеста в странах «третьего мира» против экспансии Запада. Следовательно, угроза терроризма не может быть уменьшена кардинальным образом без трансформации политики постиндустриальных государств и ТНК в русле диалога цивилизаций, принятия целей устойчивого развития.

14. Антитеррористическая политика Российской Федерации может быть определена как целостная совокупность принципов, направлений, методов и мер государственных органов власти по устранению угроз терроризма, пресечению террористической деятельности. Она является неотъемлемой частью государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности, а также мер национальной политики (этнополитики) и внешней политики Российской Федерации (в области международного сотрудничества по борьбе с терроризмом).

Основными подсистемами антитеррористической политики выделены: нормативная, институциональная, коммуникативная, информационная. Современное состояние антитеррористической политики в РФ характеризуется повышением степени ее концептуальной завершенности и последовательности реализации.

Принятие «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года» требует усовершенствовать нормативно-правовую базу в сфере регулирования деятельности правоохранительных органов и вооруженных сил. Вместе с тем борьба с терроризмом будет неэффективна без комплекса мер по повышению качества жизни в республиках Северного Кавказа, по адресному регулированию внутренней миграции, воспитания в обществе ценностей этноконфессиональной толерантности, взаимодействия государства с конфессиями на основе принципов секулярности и свободы совести, выработки государственной стратегии идеологического противостояния религиозному радикализму. Приоритетное значение имеет создание общенациональной идеи и формирование общероссийской идентичности.


загрузка...