Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка: концепция и методика (13.07.2009)

Автор: Безукладников Константин Эдуардович

лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка

Следовательно, образовательный процесс может выступать эффективным фактором развития профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка и создавать условия для развития личности будущего учителя в организованной профессионально-образовательной инновационной среде педагогического вуза.

Глава третья «Практическая реализация концепции развития лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка и доказательство её эффективности» посвящена проблемам совершенствования содержания обучения, технологического обеспечения компетентностного подхода в подготовке будущих учителей иностранного языка, создания организованной инновационной педагогической профессионально-образовательной среды, содержит результаты практической реализации концепции развития лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка и доказательство её эффективности. В Пермском государственном педагогическом университете (факультет иностранных языков) в содержательном компоненте образования были проведены следующие изменения: введены междисциплинарные курсы «Основы научно-исследова-тельской деятельности студентов» и «Профессиональный портфолио будущего учителя иностранных языков». В содержательном аспекте были усилены модули «Технические и аудиовизуальные средства обучения в региональной образовательной системе», «Актуальные проблемы обучения иностранным языкам», «Раннее обучение иностранным языкам», «Развивающее иноязычное образование», «Профильное обучение иностранному языку».

Гуманитаризация содержания образования коснулась дисциплин предметного и психолого-педагогического блоков посредством внесения культурной (культурологической) компоненты в состав профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка, подчёркивающей педагогическую сущность этого личностного новообразования. В этой связи существенно возросло значение курса лингвострановедения, а также обучение межкультурной коммуникации, которая рассматривается как процесс общения (вербального и невербального) между коммуникантами, являющимися носителями разных культур и языков, или иначе – совокупность специфических процессов взаимодействия людей, принадлежащих к разным культурам и языкам (И. И. Халеева).

С целью технологического обеспечения компетентностного подхода в подготовке будущих учителей иностранного языка была разработана технология сетевого электронного профессионального портфолио будущего учителя иностранных языков. Данная технология направлена на развитие профессиональной компетентности, а интегративными показателями оценки качества профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка являются лингводидактические компетенции.

С технологией портфолио тесно связана технология критериального оценивания. Главной функцией оценивания становится анализ процесса, обратная связь, которая позволяет выявить особенности протекания процесса обучения иностранным языкам и методическим курсам и внесения соответствующих поправок. Отсюда большое значение придаётся критериальному мониторингу и самооценке студентов. Технологии портфолио и критериального оценивания задействованы при итоговой государственной аттестации.

В образовательном процессе используются и другие технологии, отличительными признаками которых являются: личностно-ориентированная, развивающая и деятельностная направленность; направленность на развитие билингвальной (полилингвальной) и бикультурной (поликультурной) языковой личности в процессе обучения и преподавания иностранных языков, направленность на актуализацию профессионально-личностного потенциала, профессиональное развитие личности, обеспечение благоприятного психологического климата, свободной демократической атмосферы; предоставление всем участникам образовательного процесса субъектной позиции; использование стиля педагогического взаимодействия, поддерживающего и стимулирующего развитие лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка. Особое внимание уделяется процессам формирования их профессионально ориентированной самостоятельности и становления рефлексивного сознания.

В работе подчёркивается важность создания организованной инновационной педагогической профессионально-образовательной среды, которая становится важнейшим организационно-дидактическим условием практической реализации модели образовательного процесса вуза, ориентированного на развитие лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка.

Педагогическая диагностика сформированности профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка проводилась в ходе опытного обучения (2005-2009 гг.) на факультете иностранных языков Пермского государственного педагогического университета. В опытном обучении приняло участие 1 412 человек – студенты всех лет обучения. Диагностика сформированности лингводидактических компетенций проводилась среди выпускников факультета иностранных языков 2006 г. – были задействованы в основном в предварительном проверочно-поисковом эксперименте; 2007 и 2008 г. – участвовали в опытном обучении соответственно с третьего и второго курса); 2009 г. – участвовали в опытном обучении на протяжении всех лет обучения в вузе.

В ходе опытного обучения предстояло решить следующие задачи:

на основании разработанных критериев провести предэкспериментальные срезы, выявив уровень развития профессиональной компетентности выпускников, в частности, таких её компонентов, как уровень выраженности рефлексивности, суммы показателей долговременной готовности к педагогической деятельности будущих учителей иностранного языка (2006);

разработать критерии оценки уровня сформированности лингводидактических компетенций выпускников факультета иностранных языков в ходе государственной аттестации, наблюдаемых при анализе содержания профессиональных портфолио испытуемых, и осуществить комплексную количественную оценку качества используемых объектов (2007-2008);

на основании разработанных критериев провести текущие и итоговые срезы, выявив уровень развития профессиональной компетентности выпускников, в частности, таких её компонентов, как уровень выраженности рефлексивности, суммы показателей долговременной готовности и способности к профессиональной деятельности – будущих учителей иностранного языка (2007-2009);

на основании разработанных критериев провести комплексную экспертизу уровня сформированности профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка в ходе государственной аттестации методом компетентных судей (2008-2009);

сравнить результаты педагогической диагностики выпускников 2006-2009 гг.

обработать полученные результаты методом описательного анализа, выявив уровень статистической значимости полученных параметров (2009);

методом многомерного дисперсионного анализа установить наличие или отсутствие линейной зависимости маргинальных средних параметров, полученных в ходе опытного обучения (2009);

методом ассоциативного анализа выявить связь между переменными (2009).

Результаты педагогической диагностики были обработаны статистической компьютерной программой SPSS 17 версия. Диаграммы, приведённые ниже (рис. 3, 4, 5, 6), демонстрируют обобщенные статистические результаты, полученные методом описательного анализа.

Результат выполнения междисциплинарного компьютерного теста

Рис. 3. Результат выполнения междисциплинарного компьютерного теста выпускниками 2007, 2008, 2009 гг.

Рис. 4. Уровень выраженности рефлексивности выпускников 2006-2009 гг.

Сумма показателей долговременной готовности к профессиональной

деятельности учителя

иностранного языка

Рис. 5. Показатели долговременной готовности к профессиональной деятельности учителя иностранного языка выпускников 2006, 2007, 2008, 2009 гг.

Сумма значений критериев профессиональных компетенций выпускников в ходе

Рис. 6. Сумма значений критериев профессиональных компетенций выпускников в ходе государственной аттестации, наблюдаемых при анализе содержания профессиональных портфолио испытуемых в 2008, 2009 гг.

Приведённые диаграммы демонстрируют увеличение минимального, максимального и среднего значений по каждому из указанных параметров. Это свидетельствует об отработанности в 2009 г. технологий сетевого электронного профессионального портфолио будущего учителя иностранного языка, критериального оценивания в ходе государственной аттестации и повышении качества профессиональной подготовки выпускников факультета иностранных языков, направленной на развитие лингводидактических компетенций. Наивысшие показатели продемонстрировали испытуемые, которые приняли участие в опытном обучении в течение всех лет обучения в вузе (выпускники 2009 г.). Из анализа данных можно сделать вывод о том, что в течение пяти лет повышалось качество профессиональной подготовки на факультете иностранных языков благодаря постепенному внедрению в практику модели образовательного процесса, направленного на формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка.

Результаты педагогической диагностики были также обработаны методом дисперсионного анализа. В результате многомерного дисперсионного анализа стало возможно описать модель наблюдаемых параметров в ходе опытного обучения.

Получены графики изменений маргинальных средних значений параметров «Уровень выраженности рефлексивности» (рис. 7), «Сумма показателей долговременной готовности» (рис. 8), «Результат выполнения междисциплинарного компьютерного теста» (рис. 9), диаграмма «Сумма значений критериев профессиональных компетенций выпускников в ходе государственной аттестации, наблюдаемых при анализе содержания профессиональных портфолио испытуемых» (рис. 10) позволяют констатировать линейную модель зависимости наблюдаемых параметров.

Оцененные средние значения уровня выраженности

Рис. 7. Рост уровня выраженности рефлексивности выпускников 2006-2009 гг.

Оцененные средние значения долговременной готовности

Рис. 8. Увеличение показателей долговременной готовности выпускников 2006-2009 гг. к профессиональной деятельности учителя иностранного языка

Оценённые средние

значения результата

выполнения

Рис. 9. Качественный рост результатов выполнения междисциплинарного компьютерного теста выпускниками 2007-2009 гг., свидетельствующий об их способности

к профессиональной деятельности учителя иностранного языка


загрузка...