Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка: концепция и методика (13.07.2009)

Автор: Безукладников Константин Эдуардович

необходимостью сохранения и развития преемственности на всех этапах подготовки в рамках системы непрерывного образования учителя иностранного языка и отсутствием единой методической модели его саморазвития, а также недостаточной готовностью самого будущего учителя иностранного языка к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию;

профессиональной учительской средой, в которую попадает выпускник педагогического вуза, и учебно-информационной профессионально-ориентированной средой вуза, в условиях которого осуществляется подготовка этого работника;

осознанием будущими учителями иностранного языка необходимости формирования у них лингводидактических компетенций и низкой готовностью к профессиональному саморазвитию;

осознанием выпускниками педагогического вуза потребности к профессиональному перепрофилированию и отсутствием сформированности соответствующих компетенций, которые так важны для начинающего работника в быстро изменяющемся и перестраивающемся современном обществе.

Вышеуказанные противоречия требуют своего разрешения. Разработка концептуальных и методологических основ формирования лингводидактических компетенций у будущих учителей иностранного языка представляется актуальной, поскольку способствует разрешению данных противоречий. Всё сказанное определило проблему исследования – каковы концептуальные и методические основы формирования лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка в процессе его обучения в вузе (в единстве языковой, методической и лингвострановедческой подготовки)?

Актуальность данной проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность явились основанием для определения темы исследования: «Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка: концепция и методика».

Цель исследования состоит в разработке и практической реализации концепции и методики формирования лингводидактических компетенций у будущего учителя иностранного языка.

Объектом исследования является подготовка учителя иностранного языка в вузе.

Предмет исследования – концептуальные и методические основы формирования лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка в педагогическом вузе.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что лингводидактические компетенции у будущего учителя иностранного языка будут эффективно сформированы, если

разработана концепция как совокупность базовых теоретических основ подготовки учителя иностранного языка в логике компетентностного подхода;

разработана методика формирования лингводидактических компетенций и дано её модельное представление для практического осуществления, базирующееся на принципах:

– целостности лингвистической и методической подготовки будущего учителя иностранного языка как би/поликультурной языковой личности;

– единства процесса развития и саморазвития будущего учителя иностранного языка в процессе подготовки в вузе;

– блочно-модульного обучения и создания инвариантной методической модели формирования лингводидактических компетенций;

– диагностической основы формирования лингводидактических компетенций;

разработаны и реализованы организационно-дидактические условия как двухчастная система практической реализации в образовательном процессе вуза мер, направленных на формирование лингводидактических компетенций реализации названной методики в практике подготовки будущего учителя иностранного языка (создание организованной профессионально-образовательной инновационной развивающей среды и обеспечение лингводидактической деятельности студентов – будущих учителей иностранного языка).

Задачи исследования

Выявить сущность понятий «компетенция» и «компетентность», определить их структуру и содержание в контексте представлений о лингводидактических компетенциях.

Исследовать проблему готовности к деятельности учителя иностранного языка в парадигме компетентностного подхода, соотнести понятия компетенция, готовность и способность.

Проанализировать методологическую сущность компетентностного подхода в вопросе формирования лингводидактических компетенций.

Представить научно-методическое описание концепции подготовки будущих учителей иностранного языка в парадигме компетентностного подхода.

Дать модельное представление о формировании лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка.

Разработать содержание и технологии формирования лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка.

Разработать дидактические диагностирующие программы и выявить уровень развития лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка.

Апробировать модель и методику формирования лингводидактических компетенций на практике.

Создать условия стимулирования дальнейшего саморазвития и самосовершенствования лингводидактических компетенций учителя иностранного языка в процессе его профессиональной деятельности в логике идеи непрерывного образования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы научного исследования:

изучение и теоретический анализ философских, психологических, педагогических, лингвистических трудов и методических изданий, а также педагогического опыта по проблеме исследования (зарубежного в том числе);

анализ нормативных документов по теме исследования, государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, учебных программ, отечественных и зарубежных учебно-методических комплексов;

эмпирические методы (педагогическое наблюдение, беседы, интервью, рефлексивный анализ продуктов профессионально-ориентированной учебной и научно-исследовательской деятельности студентов – будущих учителей иностранного языка, метод самооценки и экспертных оценок);

интерпретационные методы исследования (анализ, сравнение, ранжирование и шкалирование, обобщение теоретических исследований, практического опыта, эмпирического материала, синтез эмпирического материала);

педагогический эксперимент (опытное обучение и проверка эффективности предложенной методики, обработка результатов статистическими методами).

Методологической основой решения проблемы подготовки будущего учителя иностранного языка в логике компетентностного подхода являются принципы и методы системного подхода (П. К. Анохин, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин). Личностно ориентированный подход (В. А. Болотов, П. П. Блонский, М. А. Викулина, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, М. Н. Костикова, А. М. Павлова, В. В. Сериков, Т. С. Серова, И. С. Якиманская), индивидуально-творческий (В. И. Андреев, В. И. Загвязинский, И. Ф. Исаев, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров), культурологический (Е. В. Бондаревская, Т. Ф. Белоусова, Г. И. Гайсина, Е. Ю. Захарченко, Е. В. Попова), деятельностный (И. Я. Лернер, В. С. Лазарев, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин), коммуникативно-деятельностный (И. Л. Бим, Л. С. Выготский, Н. Д. Гальскова, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Е. И. Пассов, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков, Т. С. Серова, Н. Ф. Талызина, Т. Л. Чистякова, В. Н. Шадриков, А. Н. Шамов, А. В. Щепилова и др.), контекстный (А. А. Вербицкий, П. Линдсей, Н. Л. Элиава), компетентностный подход (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, Р. П. Мильруд и др.); социокультурный подход (О. Г. Оберемко, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, П. В. Сысоев, M. Fleming, G. Neuner и др.), системный, коммуникативный, когнитивный, коммуникативно-когнитивный подходы в обучении иностранным языкам (И. Л. Бим, Н. В. Барышников, И. Л. Бим, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, О. Г. Поляков, Г. В. Рогова, Г. А. Китайгородская, Л. А. Милованова, В. В. Сафонова, Т. С. Серова, И. И. Халеева, А. Н. Шамов, С. Ф. Шатилов, А. В. Щепилова, V. Canale, H. E. Piepho, V. Swain, S. Savignon и др.).

Теоретическую основу исследования составляют теории профессионального педагогического образования и профессиональной подготовки учителя (О. А. Абдуллина, Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, А. И. Щербаков), в свете которых создаются и апробируются различные научно-теоретические концепции профессионально личностного становления будущего учителя; теория индивидуальных различий (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин, В. М. Русалов); теории личности – деятельностная (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Брушлинский), когнитивная (Дж. Келли), теория общей психологической готовности к труду (К. К. Платонов, В. А. Моляко, В. В. Сериков, А. А. Смирнов, М. Л. Смульсон), психологической готовности к отдельным видам деятельности (М. И. Дьяченко, Н. Д. Левитов, Л. С. Нерсесян, А. Ц. Пуни, В. Н. Пушкин, А. И. Санникова, А. А. Ухтомский), идеи теории профессиональной готовности к педагогической деятельности (К. М. Дурай-Новакова, С. А. Николаенко, В. А. Сластенин и др.), концепции языковой билингвальной (полилингвальной) и биокультурной (поликультурной) языковой личности и языкового поликультурного образования (И. И. Халеева, Н. Д. Гальскова, В. В. Сафонова, П. В. Сысоев, Ю. Н. Караулов и др.), положения теории и методики преподавания иностранных языков, в том числе по когнитивным аспектам обучения иностранным языкам (Е. Н. Дмитриева, К. Б. Есипович, И. Ю. Мангус, Р. П. Мильруд, О. Г. Оберемко, О. Г. Поляков, П. В. Сысоев, А. Н. Шамов, С. Ф. Шатилов, А. В. Щепилова, A. Camillery, A. Chamot, A. Cohen, J. O’Mallery, R. Oxford, J. Rubin); теории воспитания и развития личности (А. Н. Леонтьев, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, В. В. Сафонова, О. М. Шахнарович); системы оценивания (Н. Д. Гальскова, Н. А. Дадыкина, Е. А. Кунина, А. А. Леонтьев, Р. П. Мильруд, И. А. Рапопорт, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, И. А. Цатурова, И. И. Халеева, L. F. Bachman; M. Canale и др.), концепции в области методической подготовки учителей иностранного языка (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Г. В. Рогова, Е. И. Пассов, О. Г. Поляков, Е. Н. Соловова, К. И. Соломатов, Т. С. Серова, Р. К. Миньяр-Белоручев, Р. П. Мильруд, Л. А. Милованова, Г. С. Трофимова, А. Н. Шамов, А. В. Щепилова, Н. В. Языкова и др.), теория средового подхода Ю. С. Мануйлова.

Опытно-экспериментальная база исследования: факультет иностранных языков Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет», курсы профессиональной переподготовки учителей г. Перми и Пермского края. Всего 1 415 студентов, 1 250 слушателей курсов.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 1993 по 2009 гг. и включало четыре этапа:

Первый этап (1993-1999 гг.) – анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ проблем компетентностного подхода в высшем языковом педагогическом образовании, изучение европейского опыта педагогического и лингвистического образования в Институте англоязычного образования Ланкастерского университета (Великобритания) – 1993 г., на кафедре педагогики Амстердамского университета (Нидерланды) – 1996 г., в департаменте образовательных наук Оксфордского университета (Великобритания) – 1997-1999 гг., а также в ходе участия в международных проектах Программ Европейского Союза TEMPUS – TACIS (1996-2001 гг.).

Разработка и апробация отдельных курсов, направленных на подготовку учителя иностранного языка и личностно ориентированных интерактивных технологий высшего языкового педагогического образования в ходе предварительного проверочно-поискового эксперимента.

Второй этап (2000-2003 гг.) – теоретическое обоснование, разработка и научно-методическое описание концепции, модели и методики формирования лингводидактических компетенций у будущего учителя иностранного языка, создание электронной версии сетевого профессионального портфолио будущего учителя иностранного языка.


загрузка...