Формирование этноэстетической культуры студентов в образовательном процессе университета (на материале подготовке специалистов социального и гуманитарного профилей) (13.07.2009)

Автор: Алдошина Марина Ивановна

П11 68 64 1,939 1,885 0,297 более 10%

П12 88 72 2,416 1,987 1,517 более 6%

В приводимой таблице используются следующие обозначения:

1. ? критерий культуросообразности процесса образования в университете:

П1 – осведомленность об этноэстетических ценностях русского народа;

П2 - наличие художественно-исполнительских способностей;

П3 – эмоциональная отзывчивость на явления и произведения этнокультуры;

П4 – деятельностное отношение к произведениям этнокультуры и наличие личного художественно-исполнительского опыта;

2. ? критерий этнической идентичности личности:

П5 – информированность о национальных особенностях русского народа;

П6 – отношение к своей этнической принадлежности;

П7 – деятельное погружение в этнокультурную среду;

3. ? критерий этноэстетической компетентности будущего специалиста:

П8 – восприимчивость к этноэстетической информации, владение системой этноэстетических ценностей;

П9 – знание и владение этноэстетическими умениями и технологиями;

4. ? критерий продуктивно-творческой направленности в профессиональной деятельности:

П10 – личностная позиция по отношению к этноэстетическим ценностям и их применению в практической деятельности;

П11 – индивидуальный стиль общения;

П12 – творческий потенциал личности;

?1 - табличная величина, соответствующая большей процентной доле;

?2 – табличная величина, соответствующая меньшей процентной доле;

?эмп – эмпирическое значение критерия Фишера для оценки различий в двух выборках.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что статистически значимые отличия в эффективности формирования этноэстетической культуры студентов в университете в экспериментальных и контрольных группах обнаружены по десяти показателям из двенадцати. Что касается П7 – «деятельное погружение в этнокультурную среду», то статистическая значимость различий на 10% уровне значимости не позволяет судить о продуктивности формирования данного аспекта личности специалиста в университете, ведь данный показатель является длительно формируемым и может незначительно проявляться в студенческом возрасте. Малый прирост показателя П11 – «индивидуальный стиль общения» обусловлен непродолжительностью (с точки зрения формирования стилевых характеристик деятельности) периода этноэстетического развития в университете, индивидуальной опосредованностью и необходимостью долговременной и систематической деятельности в данном направлении.

Уровень различий значимости (более 6%) по показателям личностной позиции (П10) и творческого потенциала будущих преподавателей является достаточным и свидетельствует об эффективности процесса формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в университете. Вместе с тем, успешность развития данных показателей (по 72%) в контрольных группах приводит к выводу о том, что данные процессы являются логическим следствием профессионального становления студентов в университете.

Представляется важным для формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей высокий уровень различий успешности (от 1 до 5 %) по показателям П2, П 3 и П 4 критерия культуросообразности образования, что подчеркивает значимость эмоционально-чувственного отклика и деятельного освоения явлений и произведений этнокультуры русских. Важность практического применения этноэстетических ценностей в деятельности будущих преподавателей иллюстрирует и П9 критерия этноэстетической компетентности, проявившийся на высоком уровне.

Из приведенных в таблице 3 данных видно, что очень высокий уровень значимости различий (менее 1%) наблюдается по показателям П1, П5, П6 и П8. Данный факт объясняется целенаправленностью процесса формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей, стремлением осознания нового через категории известного и, с третьей стороны, проявляется студенческая привычка усваивать новую информацию на уровне набора знаний. Осознание значимости этноэстетических ценностей, выработка отношений к ним, формирование ценностных ориентаций на творческое применение их в профессиональной деятельности и поведении, становление индивидуального стиля общения, деятельности и поведения подчеркивают логичность и значимость проводимой в университете деятельности по формированию исследуемой культуры студентов. Проведенное исследование продемонстрировало, что правильно выделены и этапы формирования этноэстетической культуры студентов, подчеркивая необходимость наращивания интеллектуального багажа, затем постепенное развитие спектра этноэстетических чувств, переживаний и отношений через «прикосновение» к элементам этноэстетической деятельности и, наконец, деятельностное ее осуществление в непосредственной практике. Таким образом, соединяется логика постижения личностью прекрасного в этнокультуре, логика процесса познания и правило профессионального роста: от знания – к умению, от умения к мастерству.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выделить три группы педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование этноэстетической культуры студентов в университете:

- социально-педагогические (внешней среды): гуманизация образовательного пространства университета, реальная модернизация целостного педагогического процесса в университете за счет актуализации потенциала традиционной национальной культуры; расширение сферы применения этноэстетического опыта студентов в практической деятельности образовательных учреждений разного уровня и профиля, проведение социально-значимых дел и акций этноэстетической направленности; изучение и обобщение опыта ведущих педагогов города и области по формированию искомой культуры личности;

- организационно-педагогические (внутренней среды): единые методологические позиции рассмотрения вопросов формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей, актуализация знаний студентов о педагогических возможностях средств национальной культуры и использование этноэстетических умений и навыков, педагогических умений по организации этноэстетической деятельности на уровне университета, факультета и кафедры; включение в научно-исследовательскую деятельность, самостоятельную работу студентов, различные виды учебных и производственных практик, заданий этноэстетической направленности; создание ситуаций для проявления будущими специалистами, получающими дополнительную квалификацию «Преподаватель» широкого спектра социально и личностно значимых эмоций;

- психолого-педагогические (личностные условия): наличие установки и положительной мотивации у будущих преподавателей на включение элементов национальной культуры (устного и музыкального фольклора, игры, элементов трудовой деятельности, традиционной праздничной культуры и т.п.) в образовательное пространство университета и осваиваемую профессиональную деятельность; опора на диалог и сотрудничество в межличностном взаимодействии; эффективная и поэтапная диагностика этноэстетического развития личности и оценка уровня сформированности ее этноэстетической культуры; актуализация потенциальных возможностей каждого студента; уровень педагогического мастерства преподавателей университета.

Результаты выполненного исследования проблемы формирования этноэстетической культуры студентов подтвердили актуальность и востребованность практикой ее концепции, новых подходов к организации образования на специальностях социального и гуманитарного профиля в университете. Исследование этноэстетической культуры студентов в образовательном процессе университета осуществлялось на методологическом, теоретическом, диагностическом и методическом уровнях, тесно взаимосвязанных между собой.

1. Методологический уровень исследования позволил на основе системного, культурологического, личностно-деятельностного, синергетического, аксиологического и цивилизационного подходов выявить противоречия между реально существующим и должным, осуществить анализ и сопоставление теорий и концепций, обосновать актуальность, определить предмет и объект исследования, установить поле возможных гипотез, логику и динамику научного поиска и представить этноэстетическую культуру студентов как сложное интегративное образование, систематизирующими элементами которого выступают этноэстетические ценности того или иного народа и соответствующая им система чувств, отношений, качеств и видов деятельности, способствующую этноэстетической идентификации, формированию мировоззренческой стадии этнокультурного развития, духовности и патриотизма. Культурологический подход позволил раскрыть основные характеристики системы университетского образования в контексте этнокультуры; обеспечил видение интеграции педагогического и этноэстетического в содержании и организации университетского образования, что создает возможности для развития механизмов трансляции культуры молодежи, способствует формированию мировоззренческой целостности личности, ее ментальности; дал возможность выявить смыслообразующее ядро профессионального образования – ценности этнокультуры. Личностно-деятельностный подход, декларируя безусловную ценность современного образования – человека, определяет пути познания, трансляции и развития культуры путем обмена смыслами, ценностями, диалога, созидания и творчества. Ценности культуры и образования (основа аксиологического подхода), способность систем к самоорганизации (синергетический подход), соотношение национального и цивилизационного (цивилизационный подход) позволяют по-иному осмыслить вопросы университетского образования, основанного на этноэстетических ценностях.

Формирование этноэстетической культуры осуществляется в педагогической системе образовательного процесса классического университета Центральной России на специальностях социального и гуманитарного профиля с дополнительной квалификацией«Преподаватель».

2. Теоретический уровень позволил представить этноэстетическую культуру студентов как совокупность структурных элементов: аксиологического, деятельностно-практического и личностно-творческого, а процесс ее формирования, как педагогическую систему, включающую целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.

Предпринятое исследование позволило обосновать формирование этноэстетической культуры студентов в образовательном процессе университета как педагогическую систему, основанную на совокупности закономерностей и принципов, детерминируемую содержанием этнокультуры и этноэстетическими ценностями, модульной организацией этноэстетического обучения и воспитания вследствие проявления влияния группы факторов общекультурного, социального, личностного и психологического порядка.

На основе теоретических выводов в рамках предпринятого исследования разработаны и апробированы содержательные основы и методика формирования этноэстетической культуры студентов, подтвержденные в ходе опытно-экспериментальной работы.

3. Диагностический уровень исследования позволил обосновать научные подходы к подбору методов диагностики этноэстетической культуры студентов, выделить критерии (культуросообразности образования, этнической идентичности, этноэстетической компетентности и творческой направленности личности), уровневые характеристики и показатели ее сформированности, выявить и проверить опытным путем этапы ее становления.

4. На методическом уровне исследования разработана методика формирования этноэстетической культуры студентов, блочная (лекционный, семинарский, практический и исследовательский) система этноэстетического обучения и этноэстетического воспитания.

Выявлены тенденции формирования этноэстетической культуры студентов в образовательном процессе университета как сложного, целостного, интегративного системного педагогического образования: обусловленность процесса формирования этноэстетической культуры будущих учителей культурологической направленностью современного образования; взаимодействие традиций и инноваций в образовательном процессе университета; личностная направленность университетского образования; усиление целенаправленности формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в рамках университета; постоянное обновление методики и технологий высшего профессионального образования на основе диалога личностей, учреждений, культур.

Обоснованы закономерности формирования этноэстетической культуры студентов в университете: 1) обусловленная внешними связями, т.е. закономерность социальной обусловленности, констатирует связь между процессом формирования этноэстетической культуры личности будущего преподавателя и его востребованностью обществом, характером преобразований в сфере федерального и регионального образования; 2) обусловленные внутренними связями, характеризуют связь между эффективностью процесса формирования этноэстетической культуры личности будущего преподавателя и наполненностью его содержания этноэстетическими ценностями, материалом традиционной национальной культуры (закономерность этнокультурной ориентированности); между ростом уровня этноэстетической культуры будущего преподавателя и концептуальностью, системностью, этапностью и методической обеспеченностью процесса образования в университете (закономерность общетеоретической разработанности); между диалоговым характером взаимодействия субъектов в процессе формирования этноэстетической культуры личности будущего преподавателя и их творческой направленностью и инициативностью (закономерность диалогичности).


загрузка...