Формирование этноэстетической культуры студентов в образовательном процессе университета (на материале подготовке специалистов социального и гуманитарного профилей) (13.07.2009)

Автор: Алдошина Марина Ивановна

Мы используем понятие этнической культуры в контексте нашего исследования, т.е. относительно культуры этноса, народа, как духовной, историко-культурной категории, а не нации, как еще и экономической единицы, что было традиционным для отечественной научной среды и породило двоякое семантическое понимание.

Эстетическая культура представляет собой взаимосвязанное и взаимообусловленное единство эстетических чувств, знаний, убеждений, навыков, норм деятельности и поведения. Все компоненты эстетической культуры функционально определяют друг друга. Так, в данном контексте исследователи рассматривают категорию эстетических взглядов (У.Ф.Суна, Г.Ф.Сунягин); эстетического интереса (Г.И.Щукина, С.Н.Плотников, Е.В.Квятковский, Ю.У.Фохт-Бабушкин, В.А.Филиппова, Г.С.Сухобская); эстетических потребностей (И.А.Джидарьян, Н.З.Коротков, В.М..Мясищев, М.А.Верб, А.Н.Семашко, Ю.В. Шаров). В работах, посвященных комплексному исследованию эстетического сознания (С.С.Гольдентрихт, М.П.Гальперин, О.В.Лармин и др.), важное значение придается воспитанию эстетического отношения (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Г.А.Петрова, К.Д.Радина, З.И.Романовская, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон). Эстетическое отношение, как категория, всеобъемлюще, т.к. концентрированно выражает чувственно-эмоциональный опыт человечества и ведет к возникновению эстетического вкуса (А.П.Белик, В.К.Скатерщиков, Л.Н.Коган, Е.П.Крупник, И.Л.Маца, А.С.Молчанова, В.А.Разумный, Л.Шепетис). Формирование эстетического сознания личности предполагает ориентацию на наивысшую ценность, могущую служить эталоном для оценки сущего – идеал (Ю.Б.Борев, Е.С.Громов, М.С.Каган, А.Г.Калиткин, В.П.Крутоус, О.В.Лармин, В.М. Муриан, Л.Н.Столович, С.В.Туманов). М.Ф.Овсянников определяет эстетический идеал как конкретно-чувственное представление о типе, образце, модели эстетического совершенства и, вместе с тем, как конкретно-чувственное выражение высшей цели эстетической деятельности. Формирование эстетического идеала является основой системы эстетических ценностей личности и, как следствие, уровня сформированности эстетической культуры личности. В структуру эстетической культуры, в наиболее общем виде, входит эстетическое сознание людей и эстетические моменты различных видов деятельности (Н.А.Ветлугина, Л.А.Зеленов, Л.Н.Коган, Л.Г.Савенкова, Б.М.Теплов, Л.И.Уколова, П.М.Якобсон). Эстетическая культура выступает не только как результат развития личности, но и как фактор активизации ее творческого потенциала, т.е. развития способности к творческим преобразованиям.

Категориальный анализ позволил определить авторскую позицию относительно этноэстетической культуры, т.е. специализированной части культуры общества и личности, системообразующими элементами которой выступают эстетические ценности того или иного народа и соответствующая им система этноэстетических чувств, отношений, качеств и видов деятельности, способствующая этнической идентификации, формированию мировоззренческой стадии этнокультурного развития, духовности и патриотизма. К ее структурно-функциональным элементам относятся: совокупность художественных ценностей, представляющих собой эстетические модели – идеалы этноса; эстетико-педагогическая и социально-творческая деятельность личности. Ядром этноэстетической культуры выступает этнокультура, познание которой сопровождается формированием таких особых качеств личности, как художественный вкус, этноэстетический идеал, этноэстетическое переживание, способность видеть, чувствовать и воспроизводить красоту и гармонию и эстетически ее оценивать с позиции менталитета. Чувственная природа этнической культуры делает ее уникальным транслятором этноэстетических идеалов, вкусов, чувств.

Анализ литературы убедил в необходимости рассматривать формирование этноэстетической культуры личности студента как задачу этноэстетического воспитания, а этноэстетическое обучение как компонент профессионально-педагогической подготовки специалиста. Под этноэстетическим обучением мы понимаем процесс присвоения системы знаний и навыков в области этноэстетики и этнокультуры, и связанный с ними уровень развития умственно-познавательной творческой деятельности, творческих способностей, уровень этноэстетической культуры, развитие этноэстетического сознания и мышления, подготовки к восприятию национально-этнических духовных ценностей и самореализации в художественной и других сферах жизнедеятельности. Этноэстетическое обучение тесно взаимодействует с этноэстетическим воспитанием, обеспечивает его теоретическую и практическую основу, а также осуществляется не только в специальных художественных учреждениях, а в процессе непосредственного обучения и воспитания в образовательных учреждениях различного уровня и профиля. Разграничивая понятия, мы под этноэстетическим воспитанием будем понимать целенаправленный процесс формирования эмоций и чувств, трансляции этноэстетических ценностей, формирования этноэстетических идеалов, взглядов, интересов, суждений, оценок, потребностей, вкуса, развития творческих способностей, формирования соответствующего отношения к действительности и к этнокультуре, активности в познании художественных ценностей своего народа и к художественно-продуктивной деятельности.

В структуре этноэстетической культуры можно выделить три основных компонента: аксиологический, деятельностно-практический и личностно-творческий.

Базовыми этноэстетическими ценностями выступают: культурно-исторические традиции русского народа; эстетические ценности этнокультуры; ценностное (бережное) отношение к русской природе, культуре, семье, ценности педагогической профессии как деятельности, транслирующей этнокультурные ценности от одного поколения к другому; ценности различных видов образовательной и воспитательной деятельности в университете, как среды присвоения, сохранения и воспроизведения этноэстетических ценностей русского народа. Субъективное восприятие и присвоение этноэстетических ценностей определяется богатством личности будущего преподавателя, научно-педагогической квалификацией, педагогическим стажем, развитостью педагогического мышления, наличием собственной педагогической системы и отражает внутренний мир, вплетаясь в систему ценностных ориентаций

В наиболее общем виде аксиологический компонент этноэстетической культуры личности характеризует восприимчивость конкретной личности к этноэстетической информации и деятельности, сплаву соответствующего набора чувств и эмоций, ими вызванными, их специфике в современной социокультурной ситуации данного общества и этноса (общественно-педагогические ценности) и определение места в системе современного университетского образования (профессионально-групповые ценности); осознание педагогической значимости этноэстетических ценностей и определение их личностного смысла (индивидуально-личностные ценности). Субъективное восприятие и присвоение этноэстетических ценностей определяется богатством личности будущего преподавателя, научно-педагогической квалификацией, педагогическим стажем, развитостью педагогического мышления, наличием собственной педагогической системы и отражает, таким образом, внутренний мир, вплетаясь в систему ценностных ориентаций.

Деятельностно-практический компонент этноэстетической культуры личности преподавателя характеризует способы ее формирования, механизмы удовлетворения этноэстетических потребностей личности. Основу деятельностно-практического компонента составляют способности и возможности личности выполнять различные виды творческой этноэстетической деятельности (петь, танцевать, рисовать, играть и т.п.). Кроме того, деятельностно-практическая характеристика этноэстетической культуры личности преподавателя может быть раскрыта через описание совокупности приемов и способов педагогического воздействия в процессе этноэстетического образования или этноэстетического воспитания (М.М.Левина, Н.Е.Щуркова,).

Личностно-творческий компонент этноэстетической культуры преподавателя заключается в неповторимом, личностно-обусловленном усвоении способов этноэстетической деятельности преподавателем, а также в успешном осуществлении этих функций на основе использования творческого потенциала. Личностно-творческий компонент обеспечивает распредмечивание ценностей и технологий этноэстетической деятельности.

При характеристике личности студента со сформированной искомой культурой мы выделили следующие критерии: культуросообразности университетского образования, этнической идентификации, этноэстетической компетентности специалиста и продуктивно-творческой направленности личности. Критерий культуросообразности профессионального образования проявляется на двух уровнях (макро- и микро-) и зависит от показателей: на макроуровне: наполненности содержания образования этнокультурным материалом и на микроуровне: осведомленности и владении этноэстетическими ценностями русского народа, наличия возможностей для проявления художественно-исполнительских способностей, эмоциональной отзывчивости на произведения этнокультуры, деятельное отношение к ней и наличие личного художественно-эстетического опыта. Критерий этнической идентификации раскрывается посредством следующих показателей: информированность об этнических физических, душевно-психологических и духовных особенностях русского народа; эмоционально-ценностное отношение к своей этнической принадлежности; деятельное погружение в этнокультурную среду. Критерий этноэстетической компетентности предполагает учет следующих показателей: владение системой этноэстетических ценностей и технологий, осознание их значимости; восприимчивость к этноэстетической информации и определение ее личностного смысла; применение технологий и методик в конкретных условиях деятельности. Критерий продуктивно-творческой направленности личности соотносится со следующими показателями: личностной позицией по отношению к этноэстетическим ценностям и их применению в практической деятельности; индивидуальным профессиональным стилем; творческим потенциалом личности.

Абстрагированным выражением сущности процесса формирования этноэстетической культуры студентов выступает модель ее формирования в университете, которая воплощает в себе теоретические и технологические результаты осмысления данного феномена. Данная модель строилась нами на основе теоретико-методологических оснований, тенденций, закономерностей и принципов формирования этноэстетической культуры.

Вся совокупность факторов, определяющих формирование этноэстетической культуры студентов, объединяется в четыре группы: общекультурного (социокультурная ситуация в стране, регионе, университете, субкультура, социальное положение личности будущего преподавателя), социального (референтные группы, семья, роли и статусы конкретной личности), личностного (пол и возраст, вид полученного образования, тип личности и представление о самом себе) и психологического порядка (мотивация, восприятие и отношение к профессиональной деятельности).

??????Ae

4ческого обучения (по блокам ГОС ВПО), внеаудиторного этноэстетического обучения (педпрактика, педагогический практикум, НИРС) и этноэстетического воспитания студентов) и оценочно-результативном (результат в соответствии с критериями уровня его сформированности) (см. табл 1).

Таблица 1

Модель формирования этноэстетической культуры

студентов в университете

Факторы

Факторы Общекультурные

? Цель: создание условий для проявления элементов национальной культуры в образовательном процессе университета, способствующих этнокультурному развитию, формированию этнической идентификации и основ ментальности, этноэстетической компетентности и творческой направленности личности студентов и в целом формированию их этноэстетической культуры

Социально-педагогические Условия

Закономерности:

-социальной обусловленности;

-этнокультурной ориентированности;

-общетеоретической разработанности;

-диалогичности

Принципы:

-народности;

-культуросообразности;

-регионализации;

-интеграции;

-природосообразности;

-гуманистической ориентированности;

Социальные

содержание

знания

Способы деятельности

Опыт творческой деятельности Опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений

Организационно-педагогические

социум Этапы:


загрузка...