Интегрированная информационная среда профессиональной деятельности учителя технологии (13.07.2009)

Автор: Ахметов Линар Гимазетдинович

4. Процесс проектирования и реализации интегрированной информационной среды профессиональной деятельности учителя технологии должен основываться на принципах: оптимальная интеграция реального и виртуального, взаимодополнения и саморазвития; практико-ориентированность и профессиональная направленность; единство информационного, производственно-технологического и педагогического компонентов целостной системы подготовки учителя.

5. При проектировании интегрированной информационной среды профессиональной деятельности учителя технологии необходимо обеспечить: согласование целей дисциплины с образовательными целями по другим дисциплинам; циклическую взаимосвязь и взаимозависимость тактических целей (из числа реализуемых в процессе изучения дисциплины); поступательность движения к цели; вариативность структурирования элементов информационной среды, создающую для учащихся возможность информационного выбора.

6. Эффективность реализации интегрированной информационной среды профессиональной деятельности учителя обеспечивается комплексом педагогических условий и средств, включающими: обеспечение компетентности учителей в области проектирования и реализации интегрированной информационной среды; взаимосвязь и преемственность базовой и дополнительной учебной деятельности в реальной и виртуальной составляющих интегрированной информационной среды; диалоговое взаимодействие с учениками в интегрированной информационной среде; согласование методов педагогического управления реальной и виртуальной составляющими интегрированной информационной среды профессиональной деятельности учителя технологии.

7. Экспериментальная апробация интегрированной информационной среды профессиональной деятельности учителя технологии показала повышение ответственности учеников за качество получаемых знаний, позитивную индивидуализацию учебной деятельности в виртуальной составляющей информационной среды, изменение структуры различных видов информационной деятельности учеников за компьютером, повышение самооценки и качества знаний учащихся экспериментальных классов по отношению к контрольным. Таким образом, гипотеза подтверждена, задачи исследования решены, цель достигнута.

Основные положения диссертации отражены в публикациях автора общим объемом 86 п.л.; наиболее значимые из них опубликованы в следующих работах:

Монографии

Ахметов Л.Г. Учебное пространство: реальное и виртуальное: монография. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2007. – 198 с.

Ахметов Л.Г. Информационная среда профессиональной деятельности учителя технологии: проблемы проектирования: монография. – Казань: Изд-во КГУ, 2008. – 226 с.

Ахметов Л.Г., Кирилова Г.И., Нурмеева Н.Р. Системная интеграция как принцип информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования: монография. – Казань: ИПППО РАО, 2009. – 154 с.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК

4. Ахметов Л.Г. Образовательное пространство технолого-экономического факультета и его организация на основе использования реальных технических устройств // Вестник Иж ГТУ: период. Науч.-теор. журн. ИжГТУ. – Спецвыпуск к 55-летию ИжГТУ и 75-летию Уд ГУ. 2006. – Ижевск: Из-во ИжГТУ, 2006. – С. 46 – 48.

5. Ахметов Л.Г. Подготовка специалистов к профессиональной конкуренции с посредством виртуальных учебных пространств // Казанский педагоги ческий журнал. – Казань: Изд-во «Магариф», 2007. – № 6(54). – С. 29 -32.

6. Ахметов Л.Г. Формирование технолого-экономического образовательного пространства с использованием узлов реальных технических устройств // Казанский педагогический журнал. – Казань: Изд-во «Магариф», 2007. – № 2(50). – С. 29 – 32.

7. Ахметов Л.Г. Виртуальное учебное пространство: сущность, структура и проблемы управления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 10(57): Общественные и гуманитарные науки (педагогика, психология): Научный журнал. – СПб., 2008. – С. 42 – 47.

8. Ахметов Л.Г. Роль виртуальных учебных пространств в подготовке специалистов к профессиональной конкуренции // Вестник ИжГТУ. – Ижевск: Из-воИж ГТУ, 2007, – № 2(34). – С. 77 – 80.

9. Ахметов Л.Г. Реформирование российской системы высшего профессионального образования: проблемы и противоречия // Казанский педагогический журнал. – Казань: Изд-во «Магариф», 2008. – № 11. – С. 7 – 11.

10. Ахметов Л.Г. Виртуализация пространства профессиональной деятельности учителя технологии // Вестник Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – № 11(75): Общественные и гуманитарные науки (педагогика, психология): Научный журнал. – СПб., 2008 – С. 153 – 158.

11. Ахметов Л.Г. Информационная среда профессиональной подготовки будущих рабочих // Среднее профессиональное образование. – М.: Изд-во СПО, 2009. – № 4. – С. 8 – 12.

12. Ахметов Л.Г. Интегрированная информационная среда профориентационной деятельности школы // Среднее профессиональное образование. – М.: Изд-во СПО, 2009. – № 5. – С. 11 – 17.

13. Ахметов Л.Г. Информационная среда проектной деятельности учителя технологии // Образование и наука, Известия уральского отделения РАО. – Екатеринбург, 2009. – № 5. – С. 18 – 24.

14. Ахметов Л.Г. Интегрированная информационная среда профессиональной подготовки студентов педвуза в условиях трансформации высшего педагогического образования // Вестник Российского государственного университета им. И.Канта. – Калининград, 2009. – № 5. – С. 35 – 38.

Учебные, методические пособия, методические рекомендации

15. Ахметов Л.Г. Сельскохозяйственные машины: методические советы и контрольные задания для студентов вузов. – Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 1992. – 33 с.

16. Ахметов Л.Г. Русско-татарский словарь технических терминов: методическое пособие. – Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 1994. – 40 с.

17. Ахметов Л.Г. Подготовка учителя труда к обучению и воспитанию сельских школьников средствами традиционных ремесел татарского народа: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Казань: Изд-во КГПИ, 1996. – 25 с.

18. Ахметов Л.Г. Курсовые и дипломные работы в педвузе: методические рекомендации. – Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 1999. – 42 с.

19. Ахметов Л.Г. Кружок конструирования малогабаритной сельхозтехники: методические рекомендации для учителей технологии. – Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 1999. – 98с.

20. Ахметов Л.Г. Методика применения информационных технологий при использовании технических средств обучения: методическое пособие. – Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2001. – 28с.

21. Ахметов Л.Г. Художественная обработка материалов: программа по курсу. – Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2001. – 28 с.

22. Ахметов Л.Г., Епанешников В.В. Краткий теоретический курс по слесарному делу: курс лекций для студентов специальности «Технология и предпринимательство». – Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2002. – 46 с.

23. Ахметов Л.Г. Методика творческого изучения техники на конструкторах из реальных технических устройств: учебное пособие для учителей технологии. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2005. – 52 с.

24. Ахметов Л.Г. Технология - 5 кл.: мультимедийное учебное пособие по технологии для учащихся 5 классов общеобразовательных школы (на русском и татарском языках). – Казань: БАРС медиа, 2005.

25. Ахметов Л.Г., Епанешников В.В. Краткий теоретический курс по столярному делу: учебное пособие. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2006. – 72 с.

26. Ахметов Л.Г. Технология - 6 кл.: мультимедийное учебное пособие по технологии для учащихся 6 классов общеобразовательных школы (на русском и татарском языках). – Казань: БАРС медиа, 2006.

27. Ахметов Л.Г., Епанешников В.В. Краткий теоретический курс по сварочному делу: учебное пособие для студентов специальности «Технология и предпринимательство». – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2006. – 60 с.

28. Ахметов Л.Г. Технология - 7 кл.: мультимедийное учебное пособие по технологии для учащихся 7 классов общеобразовательных школы (на русском и татарском языках). – Казань: БАРС медиа, 2007.

Статьи и тезисы в сборниках научных трудов и материалов

конференций

29. Ахметов Л.Г. Олимпиада для сельских школьников по трудовому обучению / Современная сельская школа: реалии и перспективы: cборник тезисов межвузовской научно-практической конференции – Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 1993. – С. 126 – 128.

30. Ахметов Л.Г. Особенности преподавания общетехнических дисциплин на татарском языке / Современная сельская школа: реалии и перспективы: cборник тезисов межвузовской научно-практической конференции – Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 1993. – С.150 – 153.


загрузка...