Интегрированная информационная среда профессиональной деятельности учителя технологии (13.07.2009)

Автор: Ахметов Линар Гимазетдинович

3. Изменчивость эмоциональной составляющей личности, определяющей приятие/неприятие различного рода информации.

Таким образом, можно определить три основных сферы проявления относительности информационной среды профессиональной деятельности учителя: функциональная, ценностная и эмоциональная. Обозначенные сферы тесно связаны между собой, взаимно обусловливают друг друга.

Определяя структуру информационной среды профессиональной деятельности учителя и учитывая ее смысловую связь с процессом развития школьников, логично связать структуру среды со структурой личности учащегося.

Наиболее устоявшимся для понимания структуры личности является представление о ее тройственной, био-психо-социальной природе (М.М. Бахтин, М.Г. Гинзбург, С.Л. Рубинштейн и др.).

В данном исследовании предложена специфическая трехмерная интеллектуальная компонента информационной среды профессиональной деятельности учителя, дифференцируемая на эмоционально-чувственную, рациональную и духовную составляющие этой компоненты. Ее основой послужила модель психической составляющей личности, которая позволяет примирить в структуре психического эмоционально-чувственное, рациональное (сознательное) и духовное. В названной модели в рамках интегрального и фрактального подходов Н.И. Шевандриным представлена наиболее адекватная для данного исследования точка зрения, в соответствии с которой к биосоциальным аспектам жизнедеятельности относятся бытийная и действенная составляющие структуры личности. К проявлениям психической составляющей личности относятся (с некоторыми оговорками): эмоциональные и чувственные проявления жизнедеятельности, рациональная (собственно сознательная) активность и субстанциальная составляющая, с включением в нее мировоззренческих, смысловых аспектов восприятия действительности. При этом предлагается обозначить анализируемую составляющую личности как «интеллектуальную».

Биологическое развитие школьников представлено в технологическом образовательном процессе комплексом индивидуальных качеств, требующих воспитательных воздействий. Среди них: манипулятивные и координационные навыки, усвоение различного рода гигиенических норм, правил техники безопасности, основ безопасной жизнедеятельности и т.п. Несмотря на некоторые отличия в понимании содержания и структуры воспитания обозначенных качеств, практически все педагогические исследования сходятся в том, что оно представляет собой педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению знаний, необходимых для достижения и поддержания человеком собственного оптимального физического существования, а также способов практической реализации этих знаний, в том числе, в будущей профессиональной деятельности (В.В. Белинович, Н.А. Бернштейн, В.В. Гориневского, А.Н. Крестовникова, А.Д. Новикова и др.). Это позволило нам выделить еще одну компоненту информационной среды профессиональной деятельности учителя технологии – физическую.

Особенности социализации личности школьника, укладываются в три основных сферы социальных отношений: ценностно-ориентационную, эмоционально-коммуникативную и социально-функциональную. В соответствии с обозначенными сферами становится возможным определить основные компоненты социальной составляющей информационной среды профессиональной деятельности учителя, соответствующие обозначенным сферам социальных отношений.

В результате обобщения всех рассмотренных выше составляющих, предложена триединая интегрированная информационная среда профессиональной деятельности учителя технологии, адекватная структуре личности.

Структура информационной среды проявляется во всех без исключения предметных областях. Отличия заключаются лишь в том, что различные дисциплины в разной степени актуализируют те или иные его составляющие. Так, обучение предмету «Технология» в значительной степени связано с биотической (физической) составляющей информационной среды профессиональной деятельности учителя технологии. Производительный труд сопровождается постоянным формированием, поддержанием и развитием физических возможностей организма, проявляющихся в координационных, манипулятивных и других навыках деятельности по освоению окружающего мира. В то же время, эффективное преподавание технологии требует активизации интеллектуальных, ценностно-ориентационных, социально-коммуникативных, эмоционально-чувственных составляющих информационной активности школьников.

Таким образом, в основу концепции положен учет описанных предпосылок и тенденций развития и ориентация на предложенное понимание сущности и структуры интегрированной информационной среды профессиональной деятельности учителя технологии. Концептуальными основами являются определенные подходы, лежащие в основе проектирования и реализации информационной среды:

Средовой подход, предусматривает в качестве основного инструментального ресурса обновления профессионально-педагогической деятельности учителя технологии интегрированную информационно-образовательную среду детерминированную современными условиями постиндустриального общества.

Интегративный подход, ориентирует на интеграцию реальной и виртуальной составляющих информационной среды в целях обеспечения целостности их воздействия на процесс технологической подготовки школьников; взаимодействие учителя и учащихся на основе педагогически целесообразного использования различных элементов информационной среды; интеграцию личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению с учетом возможностей, как проектируемой и реализуемой информационной среды, так и индивидуальных особенностей учащихся.

Функционально-деятельностный подход, предполагает необходимость и возможность проектирования информационного учебного взаимодействия на основе четкого распределения функций между его участниками, ориентирует на отбор и рубрикацию элементов информационной среды на основе образовательного значения соответствующих этим элементам информации.

Имитационный подход предполагает осуществление квазипрофессиональной деятельности на основе информационно-компьютерных, имитационных симуляторов, тренажеров и моделей.

Программно-целевой подход предусматривает наличие программы алгоритмизирующей поэтапное достижение заданных целей и соответствующей информационной поддержки в условиях информатизации образовательного процесса.

Синергетический подход определяет проектирование индивидуальных информационных сред школьников, складывающихся из элементов интегрированной информационной среды профессиональной деятельности учителя технологии на основе процессов самоорганизации.

Вторая глава – «Взаимодействие реальной и виртуальной составляющих информационной среды профессиональной деятельности учителя» - посвящена педагогическому анализу характерных особенностей виртуальной составляющей информационной среды, определению ее места и роли в профессионально-педагогической деятельности учителя, вскрытию факторов расширения виртуальной составляющей информационной среды.

Определенные выше общие тенденции проявляются во всех составляющих информационной среды профессиональной деятельности учителя, однако наиболее яркие изменения связаны с появлением новых информационно-комуникационных технологий. Основываясь на понимании информации как результата взаимодействия двух и более объектов, предложенном У.-Р. Эшби, и учитывая универсальность отражения ее как свойства материи, мироздание во всем его многообразии представляется в виде сложной информационной системы, а любое изменение – в виде изменения объема полученной/переданной информации. На основании обозначенных позиций учебный процесс трактуется в качестве некоторой формы организации информационного взаимодействия, характеризующейся единством и устойчивостью связей между его элементами.

Концептуально значимым является понимание интегрированной информационной среды профессиональной деятельности учителя технологии как сложно-структурированного целостного образования, включающего в себя совокупность качественно отличных составляющих, обладающих собственной качественной определенностью, сложной структурой и взаимосвязанных друг с другом. Наиболее масштабными являются интеллектуальная, физическая и социальная составляющие информационной среды, подразделяющиеся по носителям информации на реальную и виртуальную составляющие.

Элементами информационного взаимодействия могут выступить любые носители информации. Это используемые в процессе обучения различного рода символы, графика, анимация, аудио-, видеоинформация, а так же все без исключения материальные объекты, применяемые в качестве наглядных пособий или демонстрационного материала.

Трактовка информационной среды, ориентированная на информационные взаимодействия приводит к увеличению доли виртуализации, связанной с возрастанием в структуре информационного взаимодействия объема информации, воспроизводимой с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. Развитие информационного общества, повышающего роль информации в общественной жизнедеятельности обусловливает необходимость уточнения самого понятия «виртуальное», имеющего в истории науки неоднозначную трактовку. Для образования, в частности, в данном исследовании принята следующее определение.

Виртуальная составляющая (виртуальная реальность) представляется как некоторый нематериальный, существующий только в сознании человека мир (часть мира), созданный при его активном непосредственном участии и обладающий для человека атрибутами реального мира. Виртуальная реальность, несмотря на свою мнимость, воспринимается человеком как реальный мир или как непосредственное отражение реального мира. При этом основными атрибутами виртуальной реальности целесообразно считать ее относительную целостность и возможность манипулирования ею со стороны человека.

Поскольку изменения содержания интегрированной информационной среды профессиональной деятельности учителя технологии естественным образом отражают изменения содержания технологической составляющей общественного производства, есть все основания говорить о виртуальном характере информационной среды. Виртуализация информационной среды представляет собой процесс постоянного увеличения доли информации, отображенных на электронных носителях, в общей структуре информации. При этом преимуществами использования «виртуальной» информации в образовательных целях являются:

- максимизация возможности определения содержания образования с учетом особенностей каждого ученика, его потребностей и интересов;

- экономичность виртуальных источников информации, связанная с минимизацией материальных затрат на содержание учебных помещений, закупку оборудования и учебных пособий как носителей информации, позволяющей распределить средства на другие образовательные нужды, повысив тем самым качество обучения.

Установлены психолого-педагогические факторы, препятствующие распространению виртуальной составляющей информационной среды.

Первая группа из которых связана, во-первых, с недостаточностью, во-вторых с невысоким качеством виртуальных учебных пособий, и в-третьих с отсутствием адекватных методических разработок по их использованию. Влияние выделенной группы факторов обостряется в силу отсутствия педагогически целесообразной адаптации их совместного влияния на эффективность образовательного процесса.

Следующая группа значимых факторов, препятствующих распространению виртуальной составляющей информационной среды, связана с ограниченными возможностями логики компьютерного мышления, которые проявляются в распространенных компьютерных задачах, выдвигающих перед учащимся требование выбрать правильный ответ из некоторого перечня готовых вариантов. Такие задачи сдерживают развитие творческих способностей учащихся, не способствуют формированию у них способности правильно формулировать вопрос и самостоятельно находить варианты ответа. Алгоритмическая по сути логика компьютера способствует формированию алгоритмического мышления у работающего с ним человека.

Третья группа факторов связана с тем, что при компьютеризации образования обучающий может влиять на обучаемого только опосредовано, поэтому существенно возрастает роль внутренней мотивации учебной деятельности и меняется роль учителя в стимулировании учебной активности.

Особенности виртуальной составляющей информационной среды профессиональной деятельности учителя позволяют утверждать, что традиционные формы учебной деятельности, связанные с непосредственным реальным информационным взаимодействием учителя и ученика, и информационное взаимодействие в виртуальной среде не исключают друг друга, а дополняют. Причем соотношение реального и виртуального должно определяться профилем и этапом обучения.

В силу того, что подавляющее большинство учебной информации имеет абсолютно абстрагированный характер, реальный, существующий вне и независимо от сознания, объективный мир предстает перед учеником в виде объективации. Ощущения и образы, возникающие в процессе обучения как субъективное состояние, преобразуются сознанием в объект. Можно утверждать (с некоторыми допущениями), что результатом объективации учащимися представлений о мире является виртуализация мира. В данном случае важна не столько адекватность представлений ученика об объективной реальности, сколько его убежденность в этой адекватности.

?????????

0 получаемой информации, воспринимаемых мыслей и образов. Соответственно, мы можем констатировать виртуальность самого человеческого сознания, формирующего субъективный (а значит мнимый, условно отражающий реальность) образ объективного мира.

Установлено, что становление виртуального по своей сути обучения связано с введением соответствующих виртуальных форм, средств и методов обучения, для этого должна сформироваться виртуальная составляющая информационной среды профессиональной деятельности учителя.

Виртуальная составляющая информационной среды профессиональной деятельности учителя определена в общем виде как компьютерное отражение реальной образовательной среды, различных элементов мироздания.

В качестве основных структурных элементов виртуальной составляющей информационной среды профессиональной деятельности учителя выделены:

1. Компьютерные имитации реальных учебных площадей.

2. Компьютерные имитации реальных действий с реальными объектами.

3. Компьютерные имитации реальных объектов нерукотворной природы. Особенно возможности виртуальной информационной среды проявляются в отношении объектов микро - и макроприроды, недоступных непосредственному восприятию учащимися.

4. Компьютерные имитации реальных объектов рукотворной природы.


загрузка...