Кластерная модель преобразований школы в условиях информатизации образования (13.04.2009)

Автор: Уваров Александр Юрьевич

В пространстве состояний существуют группы близких друг другу состояний. Образовательные учреждения, которые находятся в этих состояниях, решают одинаковые (или схожие) задачи развития, сталкиваются с близкими проблемами, используют аналогичные способы их решения.

Таким образом, К-модель позволяет определять переходы школ в пространстве состояний безотносительно к некоему заранее заданному идеалу. Это значит, что в рамках самой К-модели нельзя различать переходы «желательные» и переходы «нежелательные», которые в общем случае можно классифицировать, как деградацию образовательных учреждений. С этической точки зрения, их деградация социально запрещена, благодаря чему в процессе информатизации школа должна или оставаться в том же состоянии, или перейти в новое, где результаты ее работы должны быть, по крайней мере, не хуже, чем в предыдущем. Однако на практике школы не только развиваются, но порой и деградируют.

В К-модели отсутствуют формальные механизмы для содержательной оценки характера перехода (прогресс, смена приоритетов развития, деградация). Поэтому К-модель необходимо дополнять другими описаниями процесса информатизации, в которых зафиксированы те или иные желаемые конечные результаты этого процесса. Тем самым получаемые с помощью К-модели данные об изменении состояния школы в пространстве информатизации остаются, с одной стороны, в максимальной степени независимы от каких-либо представлений о желаемом будущем, а с другой – могут быть проинтерпретированы в терминах различных описаний процесса информатизации школы, в том числе, для сравнения этих описаний между собой. То есть К-модель – это также и инструмент для проведения сравнительных теоретических исследований и объективного соотнесения ценностно-ангажированных описаний процесса информатизации школы.

Следствием перечисленных выше допущений является гипотеза о существовании устойчивых (типичных) направлений развития образовательных учреждений. Согласно этой гипотезе, на множестве возможных переходов школ из одного состояния в другое (в пространстве переходов) существуют цепи состояний (последовательности), которые аналогичны для отдельных совокупностей школ, где процессы информатизации развиваются сходным образом.

Одна из задач К-модели (как и других практико-ориентированных моделей) – помочь членам школьной команды использовать опыт других школ при формировании представления о желаемом будущем своей школы и поддержать процесс обмена опытом информатизации между школами (в том числе, с использованием средств ИКТ). Для этого необходимы и детальное описание опыта информатизации отдельных школ, и эффективный механизм их группировки, позволяющий сравнивать школы между собой. Чтобы решить такую задачу, в К-модели используется одновременно два языка описания:

формализованный (с помощью набора показателей, которые фиксируют состояние информатизации школы) и

дескриптивный (представляющий в некоторой единой форме Историю (опыт) информатизации школы).

Каждая школа описывается текстом под названием «История информатизации» и набором показателей, которые фиксируют ее состояние информатизации. Пространство этих показателей описывает множество возможных состояний информатизации школы, которые соотнесены с одним из ее состояний информатизации. Развитие процесса информатизации можно описать, как цепь (последовательность) переходов из одного состояния в другое. Точки, соответствующие состояниям школ, образуют в пространстве состояний информатизации кластеры (сгущения), которые можно трактовать как многомерное представление этапов, описанных в «Линейной модели». Чтобы найти состав кластеров, в К-модели используется математический аппарат объективной классификации (кластерный анализ). Методы кластерного анализа позволяют не только выделить сложившиеся на сегодня кластеры школ, но и оценить близость отдельных школ друг другу (по состоянию их информатизации), а также изменения их положения в пространстве информатизации, в том числе, относительно их предыдущих состояний.

Итак, К-модель основывается на предположении о том, что эффективной процедуры, которая позволяет линейно упорядочить все школы, указав лидеров и отстающих, не существует. Процесс информатизации разворачивается в многомерном пространстве, где возможны несколько равноправных направлений развития.

В педагогической науке имеются разработки (Лазарев В.С., Ясвин В.А. и др.), где системно рассмотрены вопросы описания школьной образовательной среды. Однако теория, позволяющая сформулировать набор переменных для оценки состояния информатизации школы, отсутствует. Естественно предположить, что достаточно полный набор переменных, которыми описываются устойчивые состояния информатизации образовательных учреждений, содержит скрытые факторы, которые можно найти с помощью факторного анализа. Эти факторы представляют собой параметры для проведения кластеризации школ.

Требование изменить в условиях информатизации образования ценностную ориентацию педагогов-исследователей (п. 1.3) означает, что К-модель должна быть практико-ориентированной и помогать в решении задач, которые возникают при подготовке и оценке выполнения программы информатизации школы. Выделено три таких задачи.

Школьные команды могут определять свое место в пространстве состояний информатизации образовательных учреждений. Разрабатывая свою программу информатизации, изучая Истории информатизации фокусных школ, они могут выбрать (уточнить) направление развития своей школы (помощь школьным командам).

Сравнивая положение школ региона в пространстве информатизации до и после выполнения ими соответствующих программ, можно получить интегрированную внешнюю экспертизу их достижений (мониторинг работ по информатизации школ на уровне региона).

Сравнивая изменения состояний в пространстве информатизации у школ, участвующих в неком проекте, и у школ, в нем не участвующих, можно оценить влияние этого проекта на развитие процесса информатизации образовательных учреждений (интегрированная оценка эффективности проекта).

Помимо перечисленного, К-модель может служить инструментом для обобщения и распространения опыта информатизации школ, организации сотрудничества между педагогами различных образовательных учреждений.

Для практического использования К-модели было необходимо:

разработать систему индикаторов, которые позволили бы фиксировать текущее состояние образовательного учреждения в пространстве состояний информатизации школы;

разработать инструмент для сбора данных, собрать их и выполнить первичную обработку, чтобы сформировать исходный массив информации для построения пространства информатизации школы;

провести объективную классификацию школ, для чего потребовалось определить:

параметры К-модели с помощью факторного анализа,

структуру пространства информатизации школы с помощью кластерного анализа;

оценить результаты кластеризации по кластерным средним и профилям и сравнить их с другими описаниями процесса информатизации школы.

Индикаторы определялись с учетом результатов выполненных ранее разработок и, в том числе, материалов международного исследования «SITES–2006», а также на основе анализа трех групп ресурсов (человеческих, технологических и организационных). Был подготовлен предварительный набор индикаторов, который прошел обсуждение и оценку экспертов. Затем была разработана пробная анкета. Обследование, проведенное на экспериментальной выборке школ, дало возможность усовершенствовать измерительный инструмент. Доработанный инструмент был использован для сбора данных о состоянии информатизации образовательных учреждений при проведении основной части исследования в рамках проекта ИСО.

В третьей главе «Изучение структуры пространства информатизации школы» описаны ход и результаты проверки гипотезы о существовании кластерной структуры пространства информатизации школы. Эта гипотеза проверялась дважды. Первый раз – в рамках пилотного эксперимента, выполнявшегося на этапе подготовки проекта ИСО на небольшой группе школ (2004 г.). Эксперимент дал достаточно оснований утверждать, что К-модель можно использовать для оценки процесса информатизации школы. Второй раз – в рамках проекта ИСО на выборке из примерно 3000 школ, что позволило статистически достоверно выявить кластерную структуру пространства информатизации школы (табл. 1).

Регион Кол-во

1 Карелия 202

2 Красноярский край 532

3 Ставропольский край 559

4 Хабаровский край 416

5 Калужская область 375

6 Пермский край 822

7 Челябинская область 52

Контрольные

школы 14

Итого 2972

Табл. 1. Распределение школ по регионам в базовой выборке, 2006 г.

Для проверки классификации, полученной статистическими методами, была сформирована контрольная группа, в которую вошли школы сети ОРТ с хорошо изученным уровнем информатизации из Москвы, Кишинева, Киева, Самары, Казани и Вильнюса.

Результаты обработки собранных данных позволили констатировать, что инструмент для определения индикаторов состояния информатизации школы (анкета и процедура по ее заполнению) работоспособен. С его помощью был получен удовлетворительный набор значений для показателей (факторов), описывающих состояния информатизации образовательных учреждений.

Подтвердилась и правомерность использования методов факторного анализа для определения параметров пространства информатизации школ. Величина статистики Кайзера-Мейера-Олкина (КМО) составила 0,94, поэтому существенную часть дисперсии собранных данных можно объяснить с помощью скрытых факторов. Тест Бартлетта тоже зафиксировал наличие скрытых факторов (распределение исходных переменных базовой выборки не является сферическим с вероятностью более 99%).

Оценка расхождений между наблюдаемой и рассчитанной корреляционными матрицами эмпирически подтвердила факторную структуру. Мера выборочной адекватности (МВА) на базовой выборке соответствовала оценке по Кайзеру на уровне «отлично».


загрузка...