Развитие парадоксальности мышления как фактор обеспечения физического образования (13.04.2009)

Автор: Ситнова Елена Владимировна

Обнаружение парадоксального, раскрытие назначения парадокса, как источника новых приобретений в знаниях, его роли в достижении плодотворных идей – является важным этапом освоения методологии физики и одним из важнейших компонентов обучения физике. Физические парадоксы повышают эффективность обучения физике в высшей и средней школе, что ведет к развитию физического мышления, а, следовательно, повышению качества физического образования. Задача учителя заключается в сообщении учащимся максимально возможной суммы знаний, в обучении его основам наук, развития парадоксального характера физического мышления, способности приобретать знания самостоятельно. Следует отметить, что идеализация и моделирование является одним из основных методов теоретического познания.

Актуальность исследования на современном этапе обусловлена:

— социальной потребностью в элементах образования, отражающих методологические достижения физики адекватно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся,

— методической неопределенностью минимума знаний общенаучного уровня, лежащего в основе непрерывного физического образования,

— социальной потребностью в поиске и внедрении принципиально новых подходов и возрастающим требованиям к качеству образования, его процессу и результатам,

— созданием возможности углубленного изучения физики для учащихся, проявляющих повышенный интерес и склонность к изучению предмета, что приводит к развитию их физического мышления и творческих способностей, являющихся важнейшим условием становления личности в целом,

— необходимостью раннего выявления лиц, способных к ранней исследовательской деятельности;

— недостаточной разработанностью методических комплексов по развитию парадоксальности физического мышления и использованию физических парадоксов на всех этапах обучения физике.

Как показало диссертационное исследование, решения проблемы качества физического образования, совершенствования педагогического процесса по использованию физических парадоксов и развитию парадоксальности мышления в школе вызывает наименьшую удовлетворенность, как учителей, так и учащихся. Высокую потребность в разработке методической системы по развитию парадоксальных черт мышления и методики использования физических парадоксов испытывают все учителя физики. В то же время проблема формирования парадоксальных черт мышления при обучении физике, в частности, на основе использования физических парадоксов, имеет не достаточную научную разработку, о чем свидетельствуют современные публикации в данной области. Поэтому концептуальное научное исследование в области методики обучения физике в системе общего образования является актуальным.

Объектом исследования является педагогический процесс обучения физике в средней школе.

Предметом исследования является развитие парадоксальных черт физического мышления в процессе обучения физике в средней школе.

Цель исследования теоретическое обоснование методической системы развития парадоксальности мышления и использования физических парадоксов, как средства развития парадоксальности мышления на основе методологического подхода.

В основу исследования была положена гипотеза (концепция) исследования формулируется следующим образом: обеспечение качества физического образования, может быть достигнуто путем развития парадоксальных черт мышления, поиска парадоксальных идей решения физических задач, а также последовательного использования физических парадоксов при обучении физике, как высшей степени физического понимания, которое является одним из обязательных условий постановки физического образования на надежную методологическую основу.

Для проверки гипотезы и достижения цели исследования решались следующие задачи:

– определить основные черты физического мышления, показать, что парадоксальность – одна из характеристик физического стиля мышления,

– проанализировать характер проявления парадоксальных черт мышления в курсе физики средней школы,

– разработать методическую систему развития парадоксальности мышления, выявить психолого-педагогические аспекты развития парадоксальности мышления,

– проанализировать роль и место научных парадоксов в физике,

– на основе анализа физической, психолого-педагогической и методической литературы проанализировать дидактические и методические возможности и особенности целенаправленного изучения и последовательного использования физических парадоксов, как средства развития парадоксальности мышления, соотнести результаты анализа с практикой обучения,

– рассмотреть основные причины целесообразности использования учебных физических парадоксов,

– разработать требования к учебному парадоксу,

– разработать методику использования физических парадоксов,

– исследовать вопрос о влиянии разработанных методик обучения на развитие парадоксальности мышления и физического понимания.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

– труды физиков-исследователей по вопросам методической обработки ключевых достижений классической и современной физики и их мировоззренческим и методологическим аспектам;

– научно-методические работы по вопросам использования физических парадоксов в учебном процессе;

– научно-методические работы по вопросам организации познавательной деятельности обучаемых, гуманизации и индивидуализации при обучении физике, концепции проблемного обучения, развитию мышления и творческих способностей учащихся;

– работы по проблемам организации и проведения научных исследований в педагогике.

Источником диссертационного исследования явился также собственный опыт автора как учителя школы, преподавателя и исследователя научно-методических проблем в педагогическом вузе.

Методы исследования подбирались по требованию адекватности задачам исследования. На разных этапах исследования использованы следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; изучение массового и обобщение передового педагогического опыта; наблюдение и участие в учебном процессе по физике; педагогические измерения (по результатам наблюдений, анкетирования учащихся и учителей, ретроспективных опрос учащихся, бесед с учащимися); метод экспертных оценок; педагогический эксперимент со статистической обработкой его результатов с целью определения эффективности и коррекции предлагаемой методики.

Логика исследования включала следующие этапы:

– общее ознакомление с проблемой исследования и определение его границ,

– изучение передового педагогического опыта учителей школ и преподавателей ВУЗов,

– анализ педагогической и методической литературы, рассмотрение психологического, педагогического и методического аспектов проблемы,

– выбор адекватных методов исследования,

– формирование целей работы и разработка гипотезы исследования,

– разработка требований к выбору парадоксов,

– создание и научное обоснование целостной методической системы проведения практических занятий по формированию парадоксальности мышления через использование физических парадоксов,

– организация и проведение констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента,

– обобщение полученных теоретико-экспериментальных данных.


загрузка...