Психология рефлексии измененных состояний сознания (13.04.2009)

Автор: Россохин Андрей Владимирович

В связи с этим разрабатываемое нами новое научное направление – психология рефлексии измененных состояний сознания – является важнейшей общепсихологической задачей и чрезвычайно актуально.

Таким образом, целью настоящего исследования является изучение особенностей и динамики рефлексии измененных состояний сознания и ее влияния на различные аспекты психического функционирования личности.

Объект исследования: Измененные состояния сознания субъекта, погруженного в процесс особым образом организованной рефлексивной работы.

Предмет исследования: Динамика рефлексивной активности личности в измененных состояниях сознания.

Основные гипотезы:

Рефлексивная работа в ИСС с нерефлексивными психическими содержаниями личности является механизмом их интеграции в более целостный образ «Я» и приводит к переосмыслению прежних и порождению новых способов рефлексии и внутреннего диалога.

«Наблюдающее рефлексивное Я» субъекта, обладающее новыми рефлексивными стратегиями, возникает путем идентификации с рефлексивными функциями психоаналитика. Рефлексия субъекта в ИСС побуждается и организуется высказываниями его собеседника, что выражается в направлении им внимания на определенные содержания сознания субъекта, в углублении процесса анализа и формировании обобщений.

Рефлексия ИСС субъекта реализуется посредством внутреннего диалога в ходе интериоризации внешнего диалога с собеседником. Появление качественно новых контекстов внутреннего диалога происходит в ходе рефлексии ИСС, направленной на преобразование личностно и эмоционально значимых содержаний сознания и самосознания субъекта.

Совпадение положения объектов в индивидуальном интрапсихическом пространстве указывает на наличие феномена трансферентных ИСС. Динамика изменения расположения объектов отражает процесс рефлексивного переосмысления и проработки ИСС.

В ходе рефлексии ИСС происходят изменения во внутреннем мире субъекта, в том числе и в его эмоциональной сфере, а именно: активизация рефлексивных процессов приводит к количественным и качественным изменениям интрапсихических образов в рассказах субъекта о сновидениях; изменяется рефлексивная и смысловая наполненность воспоминаний о сновидениях.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутых гипотез необходимо решить следующие задачи:

Провести теоретический анализ динамики рефлексивной активности личности в измененных состояниях сознания.

Исследовать взаимосвязь рефлексивного и внутренне-диалогического процессов в измененных состояниях сознания.

Разработать операциональные методики и провести эмпирические исследования рефлексии ИСС.

Провести сравнительные экспериментальные исследования эффективности различных сформированных рефлексивных стратегий в измененных состояниях сознания.

Исследовать влияние рефлексии ИСС на динамику интрапсихических изменений личности.

Теоретико-методологическая база исследования.

Конкретную методологическую систему координат, в которой расположено наше исследование психологии рефлексии измененных состояний сознания, составляют: культурно-историческая психология Л.С. Выготского, деятельностный подход к изучению личности А.Н. Леонтьева, концепция полифонии сознания М.М. Бахтина, психосемантика сознания В.Ф. Петренко, научная школа культурно-исторической смысловой психологии личности А.Г. Асмолова и Б.С. Братуся, феноменология Э. Гуссерля и современная феноменологическая концепция М. Мерло-Понти.

Методы исследования.

Психосемантический анализ; микросемантический анализ; психолингвистические методы; лингвостатистические методы; дискурс-анализ; метод центральной конфликтной темы взаимоотношений (CCRT); метод экспликации ментальных карт; методика выявления актуализации внутреннего диалога в тексте; методика анализа контекстов внутреннего диалога; методика расшифровки движения нерефлексируемых ассоциаций; метод интерактивной рефлексии ИСС; психодиагностическое обследование (опросник 16-PF – Кэттела, шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера, метод исследования уровня субъективного контроля УСК).

Эмпирическая база исследования.

Исследование эффективности различных рефлексивных стратегий в ИСС, вызванных применением дыхательных методик психокоррекции, проводилось со студентами-актерами, актерами профессиональных театров-студий и драматических театров. Общее число испытуемых — 141 человек.

Эмпирические исследования рефлексии и внутреннего диалога в ИСС, имплицитных содержаний психоаналитического диалога проводились на материале транскриптов (протоколов) психоаналитических сессий. При их подготовке живая речь первоначально фиксировалась в форме аудиозаписи, а затем переводилась в текстовую форму. Для перевода аудиозаписи в текстовую форму была разработана специальная процедура, с учетом и обозначением возникающих в речи различных эмоциональных проявлений, пауз и т.д. Всего было исследовано 12 единичных психоаналитических случая.

Достоверность и надежность данных, полученных в работе, обеспечивается методологической обоснованностью работы, значительным объемом эмпирического материала (1300 стр. текста письменных транскриптов психоаналитических сессий), совмещением качественного и количественного анализа. Использовались следующие математические методы обработки данных: описательная статистика, статистическая оценка значимости различий внутренне диалогического и внутренне монологического текстов, факторный анализ. Данные обрабатывались в статистических пакетах SPSS 10.0.5 и STADIA 6.2.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке нового научного направления – психология рефлексии измененных состояний сознания. Новизну исследования составляет теоретический и эмпирический анализ особенностей и динамики рефлексии измененных состояний сознания, ее влияния на различные аспекты психического функционирования личности. Сравнительные экспериментальные исследования эффективности различных рефлексивных стратегий в ИСС, различающихся по способам и приемам рефлексивной работы субъекта с содержаниями своего сознания, показали, что предварительное целенаправленное формирование у субъекта в обычном состоянии сознания продуктивных рефлексивных стратегий внутренней работы с той феноменологией, с которой он может встретиться в ИСС, оказывает сильное позитивное структурирующее воздействие на него в ИСС, облегчая работу рефлексивных интегративных процессов в ИСС. Была выявлена ведущая роль рефлексии в интеграционных процессах, происходящих в ИСС.

Впервые была исследована взаимосвязь рефлексивных процессов ИСС, особенностей внутреннего диалога и личностно-смысловой сферы. Показано, что изменения рефлексивных процессов происходят во внутреннем диалоге субъекта. Теоретически исследована и эмпирически выявлена особая функция рефлексии ИСС – порождение и преобразование смысловых позиций сознания – возникновение качественно новых и трансформация прежних контекстов тем в ходе внутреннего диалога. В дальнейшем эти контексты становятся темами внутренне диалогического и внутренне монологического текстов. Происходящее в ходе рефлексии ИСС появление новых контекстов, содержащих личностно и эмоционально значимые темы, приводит к порождению новых и преобразованию прежних содержаний сознания личности.

Было выявлено различие между внутреннедиалогическим и обычным текстом: тексты вербализованного внутреннего диалога в ИСС содержат статистически значимо больше подтем (представляющих собой новые контексты), чем обычные тексты. Новые по отношению к единой (для внутреннедиалогического и обычного текста) теме контексты вводятся в вербализованном внутреннем диалоге. В ходе рефлексии и вербализованного внутреннего диалога в ИСС появляется новое содержание – подтемы основной темы, с помощью которых прежний вопрос переносится в новое смысловое поле, в иную психическую ситуацию, появляется возможность увидеть его с других позиций.

Новизна исследования заключается в эмпирическом изучении динамики рефлексии ИСС в рассказах субъекта о своих сновидениях, в ходе которого было показано, что внешнекоммуникативная направленность сновидений заменяется на интрапсихическую и при этом содержание рефлексивных процессов в ИСС качественно изменяется. Констатирующих высказываний становится меньше, более частым становится развернутое описание внутренних ощущений субъекта. Вместе с этим заметно увеличивается количество анализируемой информации, субъект больше размышляет, также возрастает число новых когнитивных решений – он приобретает способность ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и принимать соответствующие решения.

Дискурс-анализ рефлексии ИСС позволил выявить скрытую (в той или иной мере нерефлексируемую) динамику коммуникативной активности личности в ходе рефлексии ИСС и наличие имплицитных коммуникативных намерений. Было показано, что совпадение явного содержания текста высказывания и содержания имплицитных коммуникативных намерений субъекта свидетельствует о порождении новых имплицитных коммуникативных намерений, приводящих к возникновению новых способов взаимодействия.

Практическая значимость результатов исследования.

Результаты проведенного исследования, а также разработанные и апробированные эмпирические методики анализа текста, позволяют сравнивать различные психотерапевтические техники; рассматривать латентные характеристики устной и письменной речи в различных сферах человеческой деятельности; исследовать индивидуальные особенности речи; предусматривать наиболее эффективные способы речевого взаимодействия с человеком. На основе определения значимости происходящих у субъекта личностных изменений, выражающихся в модификации рефлексии и внутреннего диалога, становится возможным прослеживать динамику и оценивать эффективность психоаналитического и психотерапевтического процесса.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов в системе высшего и дополнительного образования. Результаты диссертационного исследования составили основу лекционных курсов «Психология рефлексии измененных состояний сознания» и «Методика и практика современного психоанализа», читаемых автором на факультете психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Результаты, полученные в ходе исследований рефлексии ИСС, имеют большое практическое значение для определения стратегии и методов психокоррекционной работы практических психологов, психотерапевтов в различных сферах консультирования и оказания психологической помощи населению. В частности, на основе материалов диссертационного исследования был разработан ряд учебных программ для Московского института психоанализа; разработана и осуществлена многолетняя программа подготовки психоаналитически ориентированных специалистов в Центре современного психоанализа.

Основные положения, выносимые на защиту:

Рефлексия ИСС как активный субъектный процесс переосмысления и преобразования проявляющихся в ИСС ранее нерефлексируемых психических содержаний служит механизмом их трансформации и интеграции с сознанием и, следовательно, приводит к порождению психических новообразований, выступающих в виде более целостного образа «Я» и новых способов и форм рефлексии, эмоционального восприятия и взаимодействия как с психической, так и с внешней реальностью. По степени овладения субъектом психическим процессом рефлексии ИСС были выделены следующие формы рефлексии: обращение внимания на себя и на содержание собственного сознания; «называние» происходящего с использованием индивидуальной системы значений; «осмысление» отдельного явления в логике целостной многоуровневой смысловой сферы личности. Активизация рефлексивного процесса ИСС происходит в ходе специально организованной рефлексии, направленной на осознание и преобразование субъектом глубинных структур индивидуального смыслового опыта и особенностей индивидуальной системы значений.

Рефлексия ИСС как активный процесс смыслопорождения, преобразующий содержания сознания и самосознания, актуализируется в ходе вербализованного внутреннего диалога. Рефлексивные процессы внутренне диалогического высказывания качественно и количественно отличаются от внутренне монологической рефлексии. Они создают условия порождения новых смысловых образований. Были выявлены четыре различных рефлексивных уровня: ценностный, диалогический, наблюдающий, нарративный. Диалогический уровень рефлексии ИСС практически отсутствует в текстах вне внутреннего диалога. Он является отличительной чертой вербализованного внутреннего диалога в ИСС. Выявлена статистически значимая бо?льшая степень активности, по сравнению с обычным текстом, ценностного и наблюдающего рефлексивных уровней внутреннего диалога в ИСС. В ходе вербализованного внутреннего диалога в ИСС задействуются метарефлексивные процессы наблюдения, осмысления и изменения, преобразующие содержания сознания и самосознания. Эти процессы не свернуты в полной мере, как нарративный уровень рефлексии, что создает возможность трансформации самих рефлексивных процессов в ходе внутреннего диалога в ИСС. Новые способы рефлексии позднее фиксируются в нарративном уровне.

Выявлена активизация и углубление рефлексивных процессов в рассказах субъекта о своих сновидениях в ИСС. По мере усиления и развития рефлексии ИСС субъект начинает все больше рефлексивно осмысливать свои сновидения, что приводит к формированию активного “рефлексирующего Я”; увеличению количества сновидений и их объема; более гармоничным и разнообразным эмоциональным проявлениям и к увеличению способности субъекта вербально описывать и обозначать собственные эмоции; к изменениям во внутреннем мире, который становится более наполненным, живым, структурированным; в личности появляются творческие аспекты; к количественному изменению интрапсихических образов: связей между образами становится больше и пространство образов увеличивается; к качественному изменению внутрипсихических образов: они становятся ярче, конкретнее, многомернее; меняются связи между различными образами; рефлексивные процессы начинают концентрироваться вокруг определенных психических образов.

Психосемантический анализ ИСС показал, что в ходе рефлексии ИСС происходит реорганизация внутренних отношений личности, при увеличении показателя «Эго» уменьшаются показатели психических инстанций «Супер-Эго» и «Ид».

Апробация исследования.


загрузка...