Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты (13.04.2009)

Автор: Познин Виталий Федорович

Функция мифа – деформировать реальность, либо удалять ее вовсе, подменяя субъективными ощущениями и неопределенно-рыхлыми ассоциациями (Р. Барт). Современный постиндустриальный мир, очень усложненный, многомерный, живущий в ускоренном темпе, не в силах поспеть за реальными изменениями в жизни людей. Вероятно, поэтому в последние годы резко уменьшилось количество фильмов, в которых доминирует психологическая линия и ощущается атмосфера реального мира. Гораздо проще оказалось сочинить вымышленный, фантазийный экранный мир, населенный придуманными персонажами, живущими по своим фантастическим законам. Мало того, все чаще мистифицируются, или, выражаясь современным языком, виртуализируются политические и общественные факты и события настоящего, прошлого и даже будущего, и в силу специфики экранного произведения такие опусы нередко воспринимаются зрителем как нечто реальное и убедительное.

Цифровые технологии уже сегодня достигли такого совершенства, что на основе реального изображения можно создавать убедительное фальсифицированное изображение, практически ничем не отличающееся от настоящего. Да и значительная часть информации, транслируемой по телевидению, все чаще становится для зрителя подменой реальной жизни, средством отчуждения его от реального мира.

Между тем, аудиовизуальный продукт, попадаемый на телеэкран или монитор компьютера, оказывает значительное влияние на пользователя, а в итоге – на все сферы нашей жизни, и стирание граней между реальным и выдуманным с помощью экрана миром не столь уж безобидно, как может показаться. Но эта весьма злободневная тема, тесно связанная с понятием постмодерна, заслуживает отдельного рассмотрения.

В заключении диссертационного исследования сформулированы его результаты.

По теме диссертации опубликованы работы:

а) в изданиях, рекомендованных ВАК

1. Выразительные средства экрана // Искусство в школе. – 2007. №6. – С. 49-51. – 0,4 п. л.

2. Выразительные средства экрана. Экранное пространство и время // Искусство в школе. – 2008. №1. – С. 50-53. – 0,4 п. л.

3. Выразительные средства экрана. Смещение пространственных и временных характеристик // Искусство в школе. – 2008. №2.

– С. 48-50. – 0,4 п. л.

4. Световое и цветовое решение экранного изображения // Искусство в школе. – 2008. №3. – С. 37-39. – 0,4 п. л.

5. Цвет в жизни и на экране // Искусство в школе. – 2008. №4. – С 49-53. – 0,4 п. л.

6. «Экранная культура» в свете постмодернизма // Русская речь. – 2008.

№ 2. – С. 31-39. – 0,7 п. л.

7. Экранное творчество: современные тенденции // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 7(63).

– С . 425-428. – 0,5 п. л.

8. Природа выразительных средств экрана. Экранное пространство и время // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. – 2008. № 10 (59). – С. 311- 319. – 0,7 п. л.

б) в других научных изданиях

Монографии:

9. Аудиовизуальный продукт: технология плюс творчество. – СПб.: СПбГУКиТ, 2007. – 12 п. л.

10. Мультимедиа: творчество, техника, технология. – СПб: СПбГУП, 2005. – 11 п. л. (в соавторстве с Н. Дворко, Я. Иоскевичем, А. Каурых, Г. Пироговой).

Учебные пособия:

11. Англо-русский словарь-справочник по аудиовизуальной технике. – СПб.: СПбГУ, 1999. – 3 п. л.

12. Англо-русский словарь-справочник по телевидению, радио, кино. – СПб.: СПбГУ, 2000. – 6,2 п. л.

13. От пиктограммы до Интернета. – СПб.: СПбГУ, 2001. – 7,2 п. л.

14. Технология СМИ. – СПб.: СПбГУ, 2003. – 5,7 п. л. (в соавторстве с С. Ильченко, Е. Почкай).

15. Теория и практика монтажа. Методические указания. – СПб.: СПбГУП 2003. – 1,5 п. л.

16. Основы монтажа изображения. – СПб.: СПбГУ, 2004. – 6,2 п. л.

17. Создание фильма на компьютере. Технология и творчество. – СПб.: Питер, 2005. – 21,9 п. л. (в соавторстве с И. Кузнецовым).

18. Основы режиссуры мультимедиа-программ. – СПб.: СПбГУП, 2005. – 20 п. л. (в соавторстве с Н. Дворко, И. Кузнецовым, А. Каурых).

19. От пиктограммы до Интернета. 2-е издание, исправленное и дополненное. – СПб.: СПбГУ, 2008. – 8,5 п. л.

20. Изобразительное решение аудиовизуального произведения: (специальность – 071102.65 Режиссура мультимедиа-программ): учебное пособие: учебное электронное издание). Регистрационное свидетельство № 13407 от 16.06.2008. ФГУП НТЦ «Информрегистр». – 4,5 п.л.

Статьи, публикации:

21. Своя тема // Ленинградский экран: Сборник материалов. – Л.: Искусство, 1979. – 0,6 п. л.

22. Рациональное и эмоциональное в современном научном кино // Материалы научно-практической конференции. Тбилиси, 1980, 2 п. л.

23. Глобальный прессинг // Кинопублицистика и современность: Сб. материалов. Вып. 3, М., 1987. – 0,8 п. л.

24. Трудно быть первым // Кинопублицистика и современность: Сб. материалов. Вып. 4, М., 1987. – 1 п. л.

25. Приблизительный язык // Материалы круглого стола: Ведущий или ди-джей? – СПб.: СПбГУ, 2000. – 0,6 п. л.

26. Виртуальный мир ТВ // Материалы конференции: Человек на телеэкране и у микрофона. – СПб.: СПбГУ, 2001. – 0,6 п. л.

27. Во имя рейтинга // Материалы конференции: Проблемы современного радио- и телевещания. – СПб.: СПбГУ, 2001. – 0,5 п. л.


загрузка...